Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.
статья по литературе
В статье представлен опыт работы с образовательным блогом как с одной из эффективных форм современного урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» конечным результатом образования является умение применять знания в повседневной жизни, использовать их в дальнейшем обучении.
Грамотность, общекультурная и читательская компетентности, умение работать с текстами разных стилей – всё это необходимо современным людям.
Важное и необходимое умение - умение работать с текстовой информацией.
Кроме того, успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.
Работа с текстом – важная составляющая обучения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.
Работа с текстом формирует:
- способы концентрации внимания при чтении,
- интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов),
- приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы. интерпретация смысла),
- понимание текста (выделение его уровней).
Приемы работы с текстом могут быть разнообразными.
Основными приёмами работы с художественными и учебными текстами являются:
- составление плана интерпретации текста,
- выписки и цитаты в соответствии с планом,
- составление тезисов,
- выделение проблемы,
- выявление авторской позиции,
- составление конспекта,
- сопоставительный анализ однотипных текстов.
Результатом такой текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкое поле деятельности, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение ведёт к познавательной и творческой самостоятельности.
Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен быть интересным, соответствующим возрастным особенностям школьника, способствующим духовному развитию ученика, актуальным для решения учебной задачи. В 5-6 классах это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес. Активизируют мыслительную деятельность. В 7-9 классах это оценочно-информационные тексты публицистического характера. В 10-11 классах текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.
Блог - урок - одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом, он помогает учителю разнообразить создаваемую образовательную среду как с точки зрения восприятия учебного материала, так и с точки зрения формирования технологических навыков.
Вот один из примеров использования образовательного блога для работы с текстом на уроках литературы.
"О благородном и низком". Урок литературы в 7классе .
Задания готовятся учителем заранее и открываются в блоге только на уроке. Ученикам предлагается текст (в данном случае отрывок из художественного произведения – рассказа Екатерины Марковой « Чужой звонок»). Текст интересный с нравственной точки зрения. Предлагаются задания разного плана, обеспечивающие понимание текста, его структуру.
Читаем текст
Задание 1. Размышляем над прочитанным. Определяем тему текста
Задания:
Прочитайте текст и продолжите фразу.
Этот текст … (о чем?)
Он мог бы быть интересен … (кому?)
Он мог бы называться … (предложи варианты названий)
Для выполнения этого задания, копируйте предложения, вставьте их в комментарий
и выполните задание, не забудьте подписать задание (укажите фамилию, имя).
Задание 2. Размышляем над человеческими поступками. Подбираем вопросы
Составьте вопросы, которые помогут понять содержание текста и его главную мысль.
Технология выполнения этого задания такая же, как и задания 1.
Задание 3. Обсудим события
Составьте план. Придумайте заглавие к каждой части текста и наберите. В тексте нарушена последовательность событий. Переставь пункты плана так, чтобы события оказались в правильном порядке.
Задание выполняйте в комментарии к сообщению. Не забудьте указывать фамилию и имя.
Задание 4. Рефлексия. Ученики делятся впечатлениями.
Работа проводится на одном уроке. Ученики могут видеть не только результаты своей работы, но и наблюдают, как выполняют задания одноклассники.
Преимущества работы в блоге:
- независимость в обучении от времени и места
- оперативность получения информации
- обратная связь
- использование во внеклассной работе
- разнообразные формы и методы работы.
- работа над совместной публикацией с использованием соответствующих сервисов
- использование визуальных средств обучения с вербальными.
- легкость встраивания в блог видеоклипов, презентаций, слайдшоу и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
В работе описаны особенности использования интегрированного обучения в коррекционной школе...
Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»
Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Выступление на ШМО на тему: «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»
В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствов...
Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...