Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
статья
В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_doklad_pedsovet.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Побызакова Элла Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»,
Республика Хакасия, с.Аскиз
Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Введение
Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе. Латинское слово «integratio» имеет значение «восстановление, восполнение». Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие прогрессивные педагоги разных эпох подчеркивали необходимость установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами для повышения эффективности обучения и формирования целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании учащихся.
Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. На интегрированных уроках повышаются уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников.
Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры и личностных качеств.
Именно интегрированные уроки позволяют:
- объединить изучаемые в школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;
- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованным в интеграции;
- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
- развить навыки продуктивного общения.
Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
С учетом возрастных особенностей школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, - она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины.
Межпредметная интеграция - проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованиеммежпредметных связей.
Конкретно для проведения интегрированных уроков в корр. школе следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов. «Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока».
Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, истории и математики, ознакомления с окружающим миром и рисования или труда.
При планировании таких уроков учитывается следующее:
- объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока, отражающую его специфику;
- из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;
- в содержании учебного материала устанавливается большое количество связей (внутрипредметных, межпредметных, внепредметных);
- требуются тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Особое значение при транспредметной интеграции имеет выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективное становление личности ребенка и являются закономерностями процесса интеграции содержания основного обучения и дополнительного образования.
Методы и формы проведения интегрированных уроков в коррекционной школе
Особое внимание интегрированному обучению уделяется в начальных классах школ VIII вида. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в школе VIII вида:
- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Первый этап - целевой. На втором этапе разрабатывается содержание урока. Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:
- деятельность учителя,
- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,
- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.
Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;
- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения .
Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интегрированные уроки нужно строить на объединении достаточно близких областей знаний, что позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, что помогает детям с нарушенным интеллектом в усвоении учебного материала, развивает познавательную активность, вызывает интерес к обучению.
При проведении интегрированных уроков появляется возможность привлечения педагогов различных учебных предметов, что дает возможность строгие научные знания дополнять средствами литературы, музыки, живописи. Это, несомненно, вызывает интерес учащихся с нарушениями интеллекта, повышает мотивацию к обучению, в тоже время способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его мышления, развития познавательных процессов.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных частей разных предметов в единое целое при наличии одних и тех же целей и функций обучения. Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему. Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, развиваются все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении предметов и понимание закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубление и обогащение.
Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок, в содержание которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету
Интегрированные уроки, обращенные к личности ученика, способствуют его всестороннему развитию, активизации мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний, относящимся к разным наукам.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что организация и проведение интегрированных уроков в коррекционных школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности
Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исх...
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
В работе описаны особенности использования интегрированного обучения в коррекционной школе...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Выступление на ШМО на тему: «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»
В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствов...
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка
Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......