СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Багдасарова Татьяна Владимировна

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».

ЦЕЛЬ УРОКА: освоение навыков чтения и анализа лирических произведений, анализ слова.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: пейзажи русских художников: И.Шишкин «Лесные дали», «Лес вечером»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; М. Клодт «Вечерний вид в деревне»; В.Поленов «Золотая осень»; И.Левитан «Вечер. Золотой плёс», «К вечеру. Река Истра», «Летний тихий вечер», «Осень. Усадьба», «Осень»; романс Клода Дебюсси «Чудный вечер»

ХОД УРОКА

Слово учителя

Ребята, на сегодняшнем уроке мы займемся несколько необычной работой – попытаемся сравнить два стихотворения с одинаковым названием. Это стихотворения известных русских поэтов А.А.Фета и И.А.Бунина.

- Подумайте над смыслом слова «вечер», какие ассоциации оно у вас вызывает? (полумрак, тишина, шорохи)

- Какие цвета можно сопоставить с этим словом? (серый, алый, цвета тёплых оттенков)

- Какая музыка гармонируем с этим временем суток? (спокойная, умиротворённая)

Чтение стихотворений А.А.Фета и И.А.Бунина (сначала читают про себя, потом вслух).

Анализ стихотворений

- Какие слова вам непонятны? (даются значения незнакомых слов)

гумно- (устаревшее), участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна.

молотилка- машина для обмолачивания ржи, пшеницы, овса. 

кайма- полоса по краю чего-либо.

зарница- кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе вблизи горизонта.

По ходу урока мы заполняем таблицу

А.А.Фет «Вечер»

И.А.Бунин «Вечер»

- Какова тема стихотворений? (А.Фет- описание вечера, описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку; И.Бунин- вечернее размышление)

- Какое настроение вызвали у вас эти стихотворения? (умиротворение, спокойствие, наполненность жизнью, желание размышлять о смысле жизни)

- Если бы вы не знали, как называются стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина вечера? Почему? (полумрак, померкший луг, немая роща, ночное дыхание, зарница, небо опустело, день вечереет)

- Можно ли этот вечер услышать? (прозвучало, прозвенело, прокатилось, пискнула птица, гул молотилки)

- А можем ли мы этот вечер увидеть? Смогли бы мы его нарисовать? Какие краски нам понадобились бы? (засветилось, полумрак, золотая кайма, зарница, осенний сад, белый край; цвета- голубой, зелёный, золотой, белый)

- Какие еще изобразительные приемы использует автор? (А.Фет: сравнение «как дым, облака», метафоры «погорев золотыми каймами», «вздохи дня в  дыханье», олицетворение «убегает река», эпитеты «ясная река», «померкший луг», «немая роща», «ночное дыханье»; И.Бунин: эпитеты «осенний сад», «чистый воздух», «бездонное небо», «лёгкий белый край», «усталый взгляд»)

- В чем сходство и различия стихотворений?

Сходство: вечер И.А.Бунина, как и вечер А.А.Фета, можно услышать и     увидеть. В стихотворениях дана яркая, образная картина вечера. Поэты находят отраду в природе. Только она дает им покой и гармонию. Красота природы – это идеал, вдохновляющий и помогающий пережить все жизненные невзгоды)

Отличия: отличаются в стихотворениях краски и звуки. У А.А.Фета летний вечер, а у И.А.Бунина – осенний. У одного туманные «вздохи дня», а у другого реальные: писк птички, гул молотилки. Стихотворение А.А.Фета – это описание вечернего пейзажа, где обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря тропам; в стихотворении И.А. Бунина есть лирический герой, через восприятия которого дано происходящее. Суть стихотворения составляет не изображение вечернего пейзажа, а раздумья и размышления героя)

- О чем эти размышления? (о счастье, о наполненности жизни. Посредством образов природы, ее красоты, величия объясняется гармония мироощущения лирического героя, безусловное принятие мира и всего, что в нем происходит)

- В чем же счастье для автора? (счастье -  это сама природа, её понимание, её умение увидеть великое в деталях, в малом «А счастье всюду…»)

- Почему столь важные размышления приходят к герою именно вечером? (вечер- время откровений, размышлений, когда человек остаётся один на один с собой)

Беседа с классом

- Ребята, перед вами на доске пейзажи великих русских художников: Левитана, Васнецова, Шишкина. Как вы думаете, какой пейзаж можно отнести к стихотворению Фета, а какой к стихотворению Бунина? Почему?

- Чем, по-вашему, похожи музыка и поэзия? Каково их различие? Что объединяет поэта-лирика и композитора? (и поэзия, и музыка передают впечатления, чувства, внутреннее состояние человека, эмоции. Музыка передаёт настроение при помощи звуков, а поэзия- при помощи образов. Музыка может выразить то, что не передать словами. Без воображения и переживания нельзя постичь красоту поэзии и музыки. Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство).

Творческое задание

- Сейчас для вас прозвучит отрывок из произведения композитора Дебюсси. Ваша задача в это время написать небольшое рассуждение о вечере.

Чтение сочинений-миниатюр и подведение итогов урока

- В конце урока давайте еще раз прочитаем стихотворения А.А.Фета и И.А.Бунина и насладимся красотой художественного слова и образами русской природы, созданными этими замечательными поэтами.

Домашняя работа: выучите наизусть понравившееся стихотворение.

Список использованной литературы

1. Фет А.А. Собрание сочинений в двух томах – М.: «Художественная литература», 1982

2. Бунин И.А. Стихотворения и переводы - М.: «Современник», 1985.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  Клод Дебюсси. Романс «Чудный вечер»
2. gallerix.ru (пейзажи русских художников: И.Шишкин «Лесные дали», «Лес вечером»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; М. Клодт «Вечерний вид в деревне»; В.Поленов «Золотая осень»; И.Левитан «Вечер. Золотой плёс 1», «Вечер. Золотой плёс 2», «К вечеру. Река Истра», «Летний тихий вечер», «Осень. Усадьба», «Осень»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений - собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме...

Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...