Технологическая карта урока литературы.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по творчеству А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Разработка урока по русской литературе в 5 классе.
Тема урока: «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
и «Спящей царевны» В. А. Жуковского».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок – исследование
Цели урока: Выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского; определение лучшей
художественной обработки сказки; развитие навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор
№ п/п | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мобилизующий этап. | Приветствует класс, настраивает на урок. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пускай улыбнётся сегодня удача, Совсем ведь несложная это задача. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2. | Мотивация к учебной деятельности. | -Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин. -А что изображено ниже? -Да, это известные сказки авторов – «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». - Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить? - Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока – «Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского». Словарная работа - Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение? Давайте запишем новое определение в словарик. Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. | Отвечают на вопросы, корректируют ответы. |
3. | Введение в тему. | Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы. - Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока.
Какая из сказок ближе к народной? | Задумываются над проблемными вопросами. |
4. | Актуализация знаний. Первичное закрепление. | Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом. Слово учителя. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» - Русские народные сказки… Да, именно сказку, подобную народной, должен был написать каждый из великих поэтов. Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. | Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок. |
5. | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | - А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения. 1. Название. - Посмотрите, пожалуйста, на названия обеих сказок. Для работы используем структуру Таймд пэа шэа. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок. У Жуковского - «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово - царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина - умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья - семь богатырей. 2. Сюжет. - Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Сюжеты из каких сказок брали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Ответы детей: Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. - Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? У вас на столе в произвольном порядке лежат карточки. Составьте схему из предложенных карточек с понятиями. Разложите понятия в виде цепочки-связи. Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. Цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка. - Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде»). - Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута. - Итак, давайте вместе обсудим, какие же совпадения в сюжетной линии вы выявили. Суммируем сказанное. Посмотрите. Запишите те пункты, которых не хватает у вас в тетради. Совпадения 1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле. 2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида. 3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. - Каковы же различия? Различия в сюжете сказок - Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. - У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). - У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) - у Жуковского уснула (романтические мотивы). - У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского - 300 лет спала. - Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) - царевичу Жуковского помогает старик. - Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте - у Жуковского спит дома. - Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского - веретено. - Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) - у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). -У Пушкина зло наказано - мачеха от злости умерла - у Жуковского злая колдунья исчезла. В сказках разные места действия: у Жуковского - дворец, бор - у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора. | Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в названиях сказок. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном. Отвечают об основе сюжетов сказок. Раскладывают карточки в виде цепочки-связи. Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты |
6. | Физминутка. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова -это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют физические упражнения. |
7. | Этап реализации. |
- Следующий аспект сравнения – композиция. Основные элементы композиции – завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. - Давайте сравним сказки по этому аспекту. Для этой работы разделимся по вариантам. 1 вариант будет работать с текстом сказки В.А. Жуковского (откройте страницу 71), второй вариант – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95) Композиция сказок похожа: в обеих, как в народных, в них есть зачин. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. Ответы детей. У Жуковского: Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей. Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет. (стр. 71) У Пушкина: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.(стр. 95) Завязка: У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (стр. 71). У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.(стр. 96) Развитие действия: у Жуковского: пир - взросление царевны - укололась веретеном и уснула, все уснули - охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца. У Пушкина: Сватание царевны - девичник- гнев и зависть мачехи - Чернавка уводит царевну в лес - жизнь царевны в доме 7 богатырей - отравление царевны яблоком - погребение ее в горе - поиски невесты королевичем Елисеем - спасение царевны - смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше). Кульминация: у Жуковского: На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал.(стр. 80) У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила.(стр. 110) Сказочная концовка - свадьба, пир. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало. (стр. 81) У Пушкина: И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.(стр. 112)
- Что общего вы видите в форме произведений? (Сказки написаны в стихотворной форме). - Что различного? (Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом). | Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции сказок. Рассматривают устно форму произведений. Отвечают на вопросы учителя. |
8. | Продукт деятельности. Закрепление изученного. | Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению итогов работы. -Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности: Первое мы видим - отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения. Что же роднит их с народной сказкой? 1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка. 2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы - говорящие рак и зеркальце. 3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы. 4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов. 5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно - царевна спала 300 лет (3 века). 6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей) 8. Герои делятся на положительных и отрицательных. Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы. А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы. - Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы). | Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных сказок с народными. Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока. |
9. | Рефлексия. | Осуществляет контроль и коррекцию. - Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке? - Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты, выяснили, какая из сказок ближе к народной. | Работают с листком оценивания. |
10. | Домашнее задание (дифференцированного плана). | Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.
| Записывают домашнее задание. |
Литература.
- Методические рекомендации по литературе. 5 класс М.: Просвещение. 2016 г.
- Поурочное планирование по литературе под ред. В.Я. Коровиной М.: Просвещение. 2016 г.
- Учебник «Литература» 5 класс в двух частях В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина М.: Просвещение. 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...