Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации (из опыта работы)
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Парасотка Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 6», г. Когалым, ХМАО - Югра
Одна из главных целей современной школы — воспитание внутренней мотивации в форме интереса к конкретным предметам и обучению в целом. Одним из перспективных путей в этом направлении может быть обогащение учебной среды за счет погружения возможно большего числа учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Помимо индивидуализации обучения, подобная деятельность позитивно влияет и на поддержание мотивации достижения. В самом деле, учебно-исследовательская и проектная деятельность личностно значима для человека, она предполагает получение осязаемого результата, который оценивается качественно и количественно. Для этого существуют эталоны, достижение которых вполне по силам многим детям. Очень важно, что в любой исследовательской работе существует определенный конструктивный риск с равной вероятностью, как успеха, так и неудачи, причем, негативный результат представляет особый интерес и не рассматривается как «провал» выполненной учащимся работы. Все эти характеристики процесса учебно-исследовательской деятельности являются основными параметрами формирования мотивации достижения. По мнению одного из ведущих исследователей одаренности Джозефа Рензулли, работа над исследовательскими проектами является приоритетной формой развития одарённости.
Важным и действенным стимулом для активизации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, согласно которым работа над проектами есть обязательный компонент урочной и внеурочной деятельности. Это предложение выполнить еще одну дополнительную внеурочную самостоятельную проектную или исследовательскую работу повышает нагрузку на педагога, и без этого не хватает учебного времени для творческих заданий, углубления в тему, межпредметной и прикладной деятельности.
Вместе с тем, значимость учебно-исследовательской и проектной деятельности для развития мышления, личностного роста и усвоения знаний учащимися очень велика. Поэтому, планируя работу на год, вношу в план своей работы выполнение проектных и исследовательских работ с учениками в урочной, внеурочной деятельности, так как в подобной деятельности повышается учебная мотивация, а также возможность дополнительной самореализации как ученика, так и учителя.
Рабочая программа и УМК по литературе В. Я. Коровиной для основной школы
(5—9 класс) в условиях перехода на новые ФГОС предлагает тематику проектов для каждой параллели.
Среднее звено | Старшее звено |
5 класс «Образ Геракла в произведениях живописи», «Фольклор моей семьи». «Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка». «Сказка ложь, да в ней намек». «Лексика любовной лирики русских поэтов». «Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова» | 9 класс «Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова», «Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина)». «Литературные салоны пушкинской поры» |
6 класс "Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша". «Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе». "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова | 10 класс «Русский характер в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Что читают герои романа "Преступление и наказание"? «Литературные места России А.П. Чехова». «Расписание дня дворянина в романе «Война и мир» |
8 класс «Античные образы в поэзии А.С Пушкина». «Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». «Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе» | 11 класс «Женские судьбы в стихах лирики Цветаевой и Ахматовой». «Дуэль в жизни и творчестве Пушкина». « Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина». «Тютчевские размышления о космосе и хаосе». «Женские судьбы в поэзии Серебряного века» |
Предлагаемый список проектов можно расширить, включив в него дополнительные темы, предлагаемые не только учителем, но и учениками. Приведенные ниже темы исследовательских работ по литературе являются примерными, их можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять. Темы проектных работ показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека. Именно выполнение проектов учащимися становится основным средством формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
В учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников важен не только факт участия в исследовании, но и публичная презентация результатов проведенной работы. Подобный вид работы способствует становлению личностных качеств учеников, а также служит своеобразной формой активного отдыха для школьников, помогает им найти новые знания, активизирует интерес к продолжению исследования. Для повышения интереса учащихся к участию в разработке проектов и проведении исследовательских работ мои дети участвуют в научно-практических конференциях различного уровня. Кроме муниципального этапа исследовательских работ «Шаг в будущее», принимаем участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»
(проекты «Мир колыбельной песни в искусстве», «Образ русалки в живописи и литературе», «Школьная форма как часть общей культуры учащихся»), базовой площадкой является одна из школ нашего города, её целью является формирование основных навыков деятельности школьников в научно-исследовательском процессе; активизировано участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева. Всё это направлено на умение школьников планировать свою деятельность, корректировать её в зависимости от планируемых результатов, а также умение проектировать дальнейшие перспективы реализации проекта.
Безусловно, не все дети способны в средней и даже старшей школе выполнять серьезные научные исследования. Это сфера образовательной деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако, учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет, с одной стороны, выявить и поддержать интерес к подобной работе у действительно одарённой и заинтересованной части учащихся. С другой стороны, не менее важен момент самораскрытия некоторых учащихся, чьи способности и интеллектуальный потенциал, творческие возможности раскрываются в процессе выполнения и презентации проведенного исследования. Активизируется интерес к предмету, он становится более личностным и глубоким. Это и есть инструмент для повышения учебной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...
Проектная деятельность на уроках географии в 5 классе (из опыта работы)
Презентация для коллег...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».
laquo;Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии»....
План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год
План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
I зональная республиканская конференция «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика» ...