ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре

I зональная республиканская конференция  «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика»                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00175e56-842651cb.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

I ЗОНАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИКА»                                                                                                                  И

 ЗОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕМИНАР НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ЭКСПЕРТИЗА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ»

НАПРАВЛЕНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

АВТОР РАБОТЫ:

ЧЕРНЯЕВА  ЛЮДМИЛА  ГЕННАДЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ,

ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ :

П.УЛАН ХОЛ

ЛАГАНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

МКОУ« УЛАНХОЛЬСКАЯ СОШ ИМ.ЗАЯ-ПАНДИТЫ»

2016ГОД

                                          Хоть выйди ты не в белый свет,

                                                                 А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомниться.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Во век не позабудется.

                                                                                                                   Н. Рыленков

     

Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выгодский. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратно повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания.  

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность учащихся, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки следует исходить из индивидуальных особенностей школьников, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности.

Под исследовательской задачей понимаются конкретные аспекты поставленной научной проблемы, выяснение которых направлено на ее решение. Такие задачи предполагают решение проблемы, ответ на которую не является очевидным и не может быть получен путем прямого применения известных схем. Решение проблемы является сложным процессом мыслительной деятельности человека, направленной на преобразование предмета, описанного в содержании задачи, разрешение противоречия между условием и требованием задачи, получение познавательного результата.    

Решение таких задач имеет для учащихся большое развивающее и воспитательное значение. Они способствуют развитию мышления, его определенного стиля, культуры, формируют геометрические представления. Навыки самостоятельной и исследовательской работы, способствуют более глубокому пониманию математики.

Однако исследования ученых показали, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более 13% всего времени урока. Причем абсолютное большинство самостоятельных работ на уроках математики приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Таким образом, преобладает репродуктивный вид деятельности школьников.

В ходе поиска решения нестереотипных задач, в отличие от задач, выполненных по образцу, развиваются сообразительность, изобретательность, смекалка и другие, очень полезные в жизни каждого человека качества.  

Для активизации мыслительной деятельности, для самостоятельного поиска ответа помогают конструкции-подсказки, например: почему…; какова причина…; в чем суть явления…; что изменилось бы, если…; чем отличается… и т.д.

Задания, исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой. Так большая часть заданий школьных учебников звучит так: «Решить уравнение», «Доказать, что выражение … больше выражения …», «Упростите…» и т.п.

В формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Формулировки заданий могут быть такими:

  • «Исследовать …».
  • «Верно ли, что если …, то …».
  • Определить, какое из выражений больше ».
  • «Найти необходимое и достаточное условие, при котором обе последовательности стремятся к нулю».
  • «Существуют ли такие значения b, при которых квадратный трехчлен  имеет два корня, один из которых является положительным числом, а другой отрицательным?».
  • «Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является: а) числовой промежуток …;  б) множество всех чисел». 
  • «Верно ли, что функция … при любом  а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …?».

После решения задач исследовательского характера необходимо, чтобы учащиеся осуществляли исследование ответа, вывода (т.е. ставили вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая предлагается в общем виде.

Для развития творческого мышления нужно постепенно формировать у учащихся умение определять, какие частные случаи необходимо выделить впоследствии.

 

Одна из задач моей  работы – применение знаний, полученных на уроке на  практике.  Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской  культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность обучающихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектно - исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и ученик. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и  пробуждение интереса  достигается  при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий. Вся учебно-воспитательная работа в кабинете математики, включая требования к нему, основывается на следующих принципах

  • новизна;
  • принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения;
  • вариативность;
  • преемственность;
  • учет внутрипредметных и межпредметных связей;
  • результативность.

Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации.

Оснащение кабинета математики компьютером, мультимедийным проектором, электронными пособиями и учебниками способствуют качеству современного образовательного процесса. Инновационный процесс обучения и воспитания в реализации принципов связи теории с практикой, наглядности и доступности, позволяет глубже понимать суть научных концепций предметов естественного – математического  цикла, позволяет организовать самостоятельное практическое исследование, выполнять на уровне научно - исследовательские проекты.  Работа  над источником исследования помогает углубиться в проблему вопроса:

  • использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне;
  • повысить развивающий и интеллектуальный потенциал обучающегося;

        В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение обучающихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

       Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. В связи с этим была выдвинута цель программы.

Цель:

развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Моя программа предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. Она направлена:

  • на осознание целей  учебно-исследовательской деятельности; умения  поставить цель и организовать ее достижение;
  • на развитие творческих качеств, гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью;
  • на использование исторических задач, задач краеведческого характера; способов их решения  
  • умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию;  
  • выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить следующие задачи

         Задачи:

  • приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

Гипотеза:

Повышение качества обученности школьников в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

  • исследовательская деятельность обучающихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;
  • обучающимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;
  • исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;
  • занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника

Предмет исследования:

        Исследовательская деятельность школьников и повышение учебной мотивации при изучении математики в результате занятий исследовательской деятельностью.

Объект исследования:

Исследовательская деятельность учащихся в процессе преподавания математики; во внеурочное время

          Принципы:

  • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской  деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по математике
  • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей;
  • межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

        Формы организации исследовательской деятельности в МКОУ «УХСОШ»

  • Коллективные формы деятельности
  • Творческие группы        
  • Конференции        
  • Экскурсии        
  • Индивидуальная исследовательская деятельность

        Этапы реализации проекта

        1 этап: подготовительный .

Цель: создание предпосылок исследовательской деятельности на базе 5-9-х классов и их апробация на уровне ОУ.

        Задачи: 

  1. Стартовая диагностика обучающихся и родителей
  2. Обучение обучающихся элементам исследовательской деятельности
  3. Формирование научно-практической базы
  4. Создание материально – технических условий организации исследовательской деятельности обучающихся

        2 этап: творческий

Цель: Формирование  исследовательской среды в ОУ при изучении предметов  естественно – математического цикла; межпредметная интеграция исследовательской деятельности.

        Задачи:

  1. Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности учащихся
  2. Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно – математического цикла
  3. Расширение форм, уровней и методов представления детских исследовательских проектов посредством межпрежметной интеграции

        3 этап: развивающий

Цель: Переход системы исследовательской деятельности учащихся в режим функционирования

        Задачи:

  1. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся  на уровне ОУ
  2. Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся школы к проектно- исследовательской деятельности.
  3. Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения математике в ОУ

          Деятельность по реализации программы

Этап

Мероприятие

2015-2016учебный год

  1. Изучение нормативно- правовой базы;
  2. Подготовка условий для формирования системы навыков исследовательской деятельности школьников;
  3. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности
  4. Формирование познавательного интереса
  5. Анализ материально – технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской деятельности;
  6. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности
  7. Определения формы и места представления детских работ

  1. Сбор первичной информации о направленности интересов обучающихся 5-9 х классов в математике (анкетирование детей и родителей; проведение диагностических работ на уроках математики; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению отдельных тем математики );
  2. Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности;
  3. Определение групп и пар учащихся по интересам; детей, изъявивших желание работать индивидуально;
  4. Определение тем исследования;
  5. Составление графика работы в текущем учебном году;
  6. Представление работ на классной НПК;
  7. Размещение сборника  задач  «Калмыкия в текстовых задачах на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2016– 2017 учебный год

  1. Анализ работы за прошедший учебный год;
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности;
  3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности
  4. Творческое развитие учащихся
  5. Индивидуальная и дифференцированная работа со способными детьми.
  6. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требования изученных интересов детей
  7. Обеспечить наличие комплекта информационно – методических материалов
  1. Диагностика склонностей учащихся 10-11 классов к исследовательской деятельности;
  2. Отработка тем программного материала математики 6,8, 10-11 классов, при изучении которых можно вовлечь большее количество учащихся в исследовательскую деятельность путём межпредметной интеграции.
  3. Определение творческих групп;
  4. Планирование индивидуальной работы с учащимися среднего звена
  5. Составление графика работы в текущем учебном году;
  6. Составление тематики исследований на новый учебный год;
  7. «Умники и умницы» - интеллектуальная игра для членов исследовательской группы в рамках надели математики и физики в школе,районе
  8. Участие в предметных олимпиадах  школьного и муниципального уровня ;
  9. Составление презентаций по результатам исследований; формирование навыков оформления исследовательских работ
  10. Представление работ на школьной НПК и публичный отчёт перед педагогами района
  11. Размещение индивидуальных работ на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

2017 – 2018учебный год

  1. Анализ работы за прошедший учебный год;
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.
  3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности
  4. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся
  5. Формирование исследовательских навыков
  6. Развитие информационной культуры учащихся
  7. Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно – математического цикла; гуманитарного цикла
  8. Мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся 7-8 классов на качество обучения математике в ОУ и результаты предметных олимпиад
  1. Составление и корректировка ИОП для учащихся среднего звена
  2. Определение тем для исследований с учащимися 7-8 классов
  3. Участие в предметных олимпиадах  школьного и муниципального уровня
  4. Участие исследовательских групп учащихся в межпреметном тестировании на уровне ОУ
  5. Слёт «ВСЕЗНАЙКИ» (для учащихся 5-х классов)
  6. Участие в конкурсе «Ученик года» на уровне ОУ; муниципальном уровне
  7. Размещение индивидуальных и групповых  работ учащихся на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
  8. НПК

Возможные риски

При выполнении исследовательских работ, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим для учащихся выработан на основе постановления  «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН )» ряд рекомендаций, которые должны неукоснительно соблюдаться

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  •  Активизация интереса к знаниям;
  •  Развитие представлений о межпредметных связях;
  •  Установка на престижность знаний;
  •  Развитие коммуникативной направленности;
  •  Развитие научного мышления;
  •  Развитие творческого подхода к собственной деятельности;
  •  Освоение новых информационных технологий

 

Промежуточные результаты

 Ребята принимают активное участие в различных научно-практических конференциях на различных уровнях, по результатам многих имеют дипломы . За достаточно короткий срок достигнуты неплохие результаты; отработана система работы с детьми, а исследовательские работы обучающихся соответствуют всем предъявляемым требованиям. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились правильно составлять математические рефераты; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости

Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического  и творческого мышления ученика.

Возникла новая для образования, а значит и для меня как учителя, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний.  Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых  подходов и технологий в общеобразовательной школе.

 Заключение

В педагогической практике мне близка идея Сергея Леонидовича Рубинштейна,  который, характеризуя психологическую природу мыслительного процесса, указывал «Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия и побуждает к деятельному  исследованию».

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

Формирование и развитие исследовательской компетентности приводит к тому, что не только повышается математическая грамотность, уровень математической культуры, но и вырабатывается готовность активно участвовать в обсуждении, а также формируется умение аргументировать свои суждения, т.е. позволяет обучающимся быть успешными в жизни. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.

Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность.

Математика – это источник получения интеллектуального удовлетворения и средство эстетического развития. Думать, анализировать, сопоставлять, искать различие в сходном и общее в различном, сомневаться, мучиться, страдать, радоваться – спектр этих действий и чувств присущ человеку-творцу. Именно эти чувства делают жизнь интересной, осмысленной, одухотворенной, достойной человека. Все они в высокой степени реализуются при решении математических задач, особенно с исследовательским и творческим содержанием.

Используя в своей работе методы проектов, исследований и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации,  средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика

Список литературы:

  1. Величко М.В. (автор-составитель)  «Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся» – Волгоград: «Учитель», 2007 г.,  123 с.
  2. Дереклеева Н.И. «Научно-исследовательская работа в школе» – М.: «Вербум-М», 2014 г.
  3. Осипова Г.И.  «Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» – Волгоград: «Учитель», 2012
  4. Щербаков С.Г.  и др. (автор-составитель) «Организация проектной деятельности в школе: система работы»  – Волгоград: «Учитель», 2013 г.,  189 с.

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности.

www.researcher.ru

–  Портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.

www.vernadsky.dnttm.ru

–  сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на заинтересовавшую работу.

www.issl.dnttm.ru

– сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

www.konkurs.dnttm.ru

– сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

Исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации. Любопытство. Любознательность. Познавательная потребность.

Презентация содержит материал к докладу по развитию мотивации к учению школьниковчерез  использование исследовательской деятельности в учебном процессе....

Исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации. Любопытство. Любознательность. Познавательная потребность.

Презентация содержит материал к докладу по развитию мотивации к учению школьниковчерез  использование исследовательской деятельности в учебном процессе....

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...