Методическая разработка урока по теме "Трагедия Григория Мелехова"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" и подготовки к ЕГЭ по литературе.
Цели:
1. Проследить судьбу главного героя романа.
2. Проследить, как раскрывается на страницах романа тема поиска правды жизни.
3. Паказать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества, судьбой народа.
4. Продолжить работу над развитием навыков аналитической работы с текстом.
5. Развивать коммуникативную культуру учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragediya_g._melehova.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
За что же ты, жизнь, меня так искалечила?
За что так исказнила?
Григорий Мелехов
- Эти вопросы, которые задает себе Григорий Мелехов, станут для нас главными на уроке, и мы попытаемся выяснить, с чем связана трагедия героя. Образ Григория нам очень важен, так как именно в нем концентрируется основной исторический и идейный конфликт произведения.
- Сначала выясним, через что пришлось пройти Григорию и как события жизни изменили его. Григорий в начале романа: 18-20-летний парень, у которого еще вся жизнь впереди. Какой он?
(Григорий – неординарная личность, яркая индивидуальность, он искренен и честен в мыслях и поступках, у него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий трудолюбивый и работящий, любит свой дом. Он кровно связан с родной природой, страстен до буйства, наделен обостренным чувством собственного достоинства.)
- Как можно расценивать уход Григория, воспитанного на почитании дома, семьи, традиций, с Аксиньей в Ягодное?
(Это вызов старому семейному укладу жизни.)
- В чем вы видите истоки характера Григория?
(Истоки характера – в истории семьи, в генетических качествах – трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.)
- Что происходит с Григорием во время империалистической войны, как меняет его «чудовищная нелепица войны»?
(На войне Григорий проявляет себя как настоящий казак: смел, безжалостен к врагу, хотя первое убийство тяжело далось Григорию и он много переживал после этого. За свои подвиги Григорий награжден четырьмя Георгиевскими крестами. Несмотря на все это, герой понимает всю нелепицу этой войны, его неодолимо тянет домой, к земле, к мирному труду. Кроме того, война принесла Григорию и разочарование в прежних ценностях: в казачьем воинском долге, в царе. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», ниспровергающей эти, казавшиеся ранее непоколебимыми, понятия. Зачерствело сердце Григория на этой войне. Но именно здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни, здесь начинается трагический путь к истине, к народной правде.)
- В чем противоречивость положения Григория на этой войне?
(Он бережет казачью честь, но понимает бессмысленность войны, хочет вернуться к мирному труду).
- Какой отпечаток наложила гражданская война на судьбу и личность Григория?
(Григорий примыкает сначала к красным, так как поддается влиянию идей Подтелкова, но после расстрела отряда Чернецова, Григорий разочаровывается в «правде красных». В эпизоде расстрела Григорий вступается не за врага, а за человека. Для Григория война, расправа над безоружными, отвратительна, чем бы она ни была вызвана. Впоследствии, находясь на стороне белого движения, казнь Подтелкова Григорий воспринимает как справедливое возмездие.
Отказавшись и от правды белых, и от правды красных, герой принимает активное участие в казачьем восстании, так как теперь ему кажется, что он борется за свою. «казацкую» правду. Постепенно Григорий становится «до края озлобленным»; находясь во главе казачьего восстания, он мстит за одинокую жизнь, которую уготовила новая власть, поэтому приказывает казнить пленных красноармейцев. Жестокость порождает жестокость.
И вновь тупик. Глубокое противоречие между необходимой жестокостью и природным человеколюбием приводит героя к сомнению в правильности выбранного пути, мучающая совесть толкает его на рискованные поступки.
В корне меняет Григория встреча с полковником Георгидзе. Мелехов начинает ощущать, что казачество- игрушка в руках господ, которые используют его, чтобы свергнуть советскую власть в собственных интересах. Поэтому таким естественным оказался переход Григория к красным после неудачной эвакуации на море. К тупому равнодушию привели Григория поиски правды в гражданской войне. Единственным огоньком в обступившей его непроглядной ночи осталась простая человеческая любовь.)
- Почему же Григорий не может безоговорочно принять ни «правду белых», ни «правду красных»?
- Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория?
5. И, наконец, «последняя война» Григория. Что происходит с ним на последнем отрезке романного времени?
(Все испытания, выпавшие на долю Григория, наложили отпечаток на его внешность. Григорий и выглядит, и ощущает себя стариком (в 28 лет!) «Война все из меня вычерпала». Даже родному сыну Григорий кажется страшен. Приход в банду Фомина – это результат абсолютной безвыходности той ситуации, в которую. поставила Григория гражданская война. Бессмысленность заговора понятна герою с самого начала, и он мечтает при первом удобном случае уйти из банды. По-прежнему не может Григорий привыкнуть к человеческой смерти: у него подкосились ноги при звуке выстрела, оборвавшего жизнь Стерлядникова. Даже в банде Мелехов пытается остаться настоящим человеком: отважно ведет себя в бою, пытается навести порядок в отряде, погрязшем в разврате и мародерстве, не допускает предательства во имя спасения собственной жизни. Участие в банде – не результат нравственного падения, а трагический тупик на жизненном пути человека, не нашедшего ни правды, ни своего места в этом расколотом всеобщей враждой мире. Тяжело переживает Григорий смерть Аксиньи – единственного, что оставалось в жизни хорошего. Кажется ему, что скоро они встретятся, ибо не видит Григорий для себя дальнейшего пути.)
- Почему же роман не заканчивается смертью Аксиньи, а Григорий все-таки идет домой?
6. Какие вопросы мучили Григория?
- Какими противоречиями он терзался?
- К чему стремился Григорий? Как вы относитесь к его стремлениям?
- Правомерно ли, на ваш взгляд, считать судьбу Григория Мелехова трагедией? Почему?
Практически все исследователи сходятся на том, что Григорий Мелехов – трагический характер, но причины и сущность его трагедии видят по-разному. Вам предлагаются пять точек зрения. Прочитайте мнение исследователей и скажите, чья позиция вам ближе и почему.
«Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя. Носитель трагического конфликта должен быть символом того, что совершается с той частью народа, к которой он принадлежит». (В. Петелин)
«Григорий не может примкнуть окончательно ни к к кому. Ибо не принимает частичной правды. Это над кризисами эпохи встающая бескомпромиссность личности, ничего общего не имеющая с политическими шатаниями. Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени». (Е. Тамарченко)
«Сужаясь до образа человека, выражающего нередко настроения всей массы среднего казачества до образа одиночки, потерявшего почву под ногами, значение фигуры Григория Мелехова в то же время расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года, и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции». (Ю. Лукин)
«Но верно ли, что в отрыве от народа – главная трагедия Григория?... Григорий больше всего страдает от того же, от чего страдает масса,- от ложно понятой правды, от исторического заблуждения… Трагедия же Григория – и сила его трагизма, и общественное содержание ее – в том, прежде всего, что, идя вместе с массой, герой заблудился сильнее ее». (А. Бритиков)
«Кто ищет в исторических испытаниях только свое эгоистической счастье, идя ради него даже на преступление против масс, против народа, тот становится поперек дороги всеобщего счастья и теряет самого себя. В этом смысл судьбы Григория Мелехова. И в этом заключается смысл всего романа». (В. Кирпотин)
Обсуждение
- Ради чего Григорий метался от белых к красным, к бандам, рыскающим по его родной степи, дезертировал, прятался, как зверь, в логове, лишился отца, жены, матери, Аксиньи? Чтобы вновь вернуться к покинутому некогда, но уже опустевшему дому?
(Григорий искал правды жизни не только для себя, но и для всех).
- Нашел ли герой то, что искал?
- Как вам кажется, почему автор не досказывает роман, не приводит героя к какому-нибудь, пусть печальному, но итогу?
(Автор сознательно делает это, так как пишет о стране, где нет власти, будущее непонятно, а значит неясна и судьба любого отдельно взятого человека. Конфликт, который несет в себе Григорий, можно определить, как конфликт между человеком природным и человеком социальным. Неразрешимость этого конфликта подчеркнута финалом романа, где Григорий на пороге родного дома: нет ему пути ни назад (воевать ему больше не за что и не за кого_. Ни вперед (в доме новый хозяин – Мишка Кошевой.)
7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Как я представляю себе дальнейшую судьбу Григория Мелехова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
Методическая разработка урока «А.П. Чехов «Злоумышленник» Денис Григорьев и следователь: два взгляда на жизнь, два лица России»
Методическая разработка...
Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...