Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Лебедева Лариса Альбертовна

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из ступенек к сердцам маленьких читателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.chtenie.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н.Колокольцова»

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил

Методическая разработка урока внеклассного чтения

 по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

(2 урока)

                                                                              Составила

                                                                              учитель  русского  языка

                                                                              и литературы  

                                                                              II квалификационной категории    

                                                                              Лебедева    Л.А.  

Малиновка

 2010

Тема: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

(Урок внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Цель: Интериоризация ценности жизни по нормам добра, осознание учащимися через литературный материал  ценности человеческого общения

Образовательные задачи:

обучающая – осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; познакомить с личностью писателя.

воспитательная – воспитывать культуру речи учащихся; чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

развивающая – развивать читательский  интерес учащихся; творческие способности шестиклассников; развивать коммуникативно-речевые умения, формировать правила речевого поведения; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Вид урока: урок - беседа

Технология: на диалоговой основе и новых информационных основах  

Методы: беседа, наблюдение над текстом, подготовка к созданию текста, метод творческого чтения

Оборудование: портрет писателя, плакаты с афоризмами писателя («Есть такое твёрдое правило: стал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»; «Среди людей тоже одиноко»; «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»), мультимедийный проектор, иллюстрации к сказке

Зрительный ряд:  слайды с использованием компьютерных технологий (фотографии А. Экзюпери и архитектурной композиции М.Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых»  и иллюстрации к сказке «Маленький принц»).

Звуковой ряд: фонограмма песни  «Маленький принц» (Глюкоза), композиция «Космос», композиция Paul Mauriut « Love Stori»

Примечание: урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint.

 Оформление доски:

  • Эпиграф:

Где мальчик, которым я был, -

Во мне ещё или ушёл?

                          П. Неруда

  • Ключевые слова: честолюбие, тщеславие, эгоизм, равнодушие, пьянство.

Ход урока

(Слайд №1)

I . Интрига. Прием ассоциативных переживаний «Вопросы»

(Слушаем музыку).

(Слайд №2)

- Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение?

- А я представила красивый  сад. В нем растут удивительные деревья и  цветы.  Они издают разные ароматы, ласкают глаза.

- Скажите, а  у вас есть такой сад?

- Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека. Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно найти?

Ответы детей.

II. Тема и цель урока

- Этот сад располагается в душе каждого человека. Каким он должен быть, какие растения должны цвести в этом саду, мы с вами определим, обратившись к сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Мы познакомимся  с некоторыми фактами из жизни писателя, попробуем выявить, какие ценности утверждает Сент – Экзюпери в своей сказке, каким следует быть человеку на этой, еще  не очень – то устроенной, но любимой и единственной планете Земля.

(Слайд №3)                                

III. Проверка знаний.

Литературная викторина

Представляются предметы, знакомые учащимся по рассказам и сказкам

Задание: Угадайте, из какого произведения данный предмет? Кто автор произведения? Кто герой произведения? (Слайды  №4,5,6)

               

  • Корзина – «12 месяцев» С.Я.Маршак – падчерица
  • Кукла – «Дети подземелья» Короленко – Вася
  • Белый пудель – « Белый пудель» А.И. Куприн Серёжа,

Обобщающие вопросы к викторине

-    Кто является героями этих произведений? (Дети)

 - Какими важными нравственными качествами, свойствами характера они обладают? (В трудных ситуациях находят выход, проявляют доброту, трудолюбие, сострадание)

IV. Переход к теме урока.

- Согласитесь, для того чтобы в зрелом возрасте понять душу ребёнка, правильно изобразить мир детства, надо быть не совсем обычным взрослым. Поэты и писатели как раз такие, необычные люди.

- Какими необычными качествами они обладают?

- А много ли таких взрослых в нашей жизни? Вот автор сказки «Маленький принц» французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорит о своих отношениях со взрослыми: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше…Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам». 

(Слайд №7)

- Что же случилось с этими взрослыми? Может быть, они никогда за свою жизнь не задали вопроса, на который искал ответ чилийский поэт Неруда в своей «Книге вопросов»:

Где мальчик, которым я был, -

Во мне ещё или ушёл?

- Как вы думаете, что исчезает из жизни человека, когда «уходит мальчик», который жил в нём, пока он не повзрослел?

- Со взрослыми, которые забыли, что когда-то были детьми, ребёнку живётся не очень-то хорошо. Нередко, дети уходят от таких взрослых (иногда буквально, но чаще всего, замыкаются в себе и не открывают свою душу).

(Слайд №8)

У мальчика, которого вы видите на фотографии, завязаны глаза, он ощупью, медленно идёт по земле, ищет друга, так как ему трудно одному в этом большом, подчас жестоком мире. Наверное, сейчас каждому из вас хочется снять повязку с глаз мальчика и сделать его счастливым – снова подружить его со взрослым, от которого он ушёл. И поможет нам сегодня в этом  сказка Экзюпери «Маленький принц».

V. Аналитическая беседа по сказке

1) Вопросы для беседы

1. От чьего лица ведётся повествование? (От первого, рассказчик)

2. Что мы узнали из  I главы о детстве рассказчика?

3. Как проверял уже выросший герой тех взрослых, с которыми хотел подружиться?

(Слайд №9)

4.  Почему так важно было поговорить рассказчику о звёздах? И вообще, почему человек так часто поднимает свой взор к небу? Что он хочет там  увидеть? Какие вопросы задаёт?

Человек всегда стремится к чему-то неизвестному, стремится в небо, хочет летать и жить свободно, как птица. Так было всегда. Не случайно, в русских народных сказках, выразивших эту мечту, часто появляется сказочный летающий предмет? Какой? (Ковёр-самолёт) 

(Слайд №10)

Самолёт, управляемый летательный аппарат, появляется и в сказке Экзюпери.

(Слайд №11)

- Кем стал рассказчик, когда вырос, какую профессию выбрал в жизни? (Лётчиком)

Надо сказать, что Экзюпери, автор сказки, тоже был лётчиком.

(Слайд №12)

Сначала он перевозил почту в самые отдалённые уголки Франции и в другие страны. Перелетел и в пустыню Сахару. С ним, как и с героем его книги, тоже происходили неприятности в полёте: ломался самолёт. Позже Экзюпери стал военным лётчиком. Он погиб в 1944году, во время Второй мировой войны, защищая мир от зла, от фашизма.

- Более подробно с биографией писателя мы познакомимся в 7 классе, но к сегодняшнему уроку вы должны были приготовить небольшие сообщения – интересные факты из жизни писателя. (Рассказы детей)

- Как мы назовём сказку, в которой содержатся элементы биографии писателя? Автобиографичной? Автобиографической? (Автобиографичной)

2) Задания по главам (3-4главы)

Перескажите текст, кратко отвечая на вопросы:

1.  Как лётчик оказался в пустыне?

2. Как отнёсся к появлению мальчика, каким увидел его?

3. Как складывались отношения рассказчика с ребёнком?

4. Для Маленького принца момент знакомства был трудным? (Нет. Он, ребёнок, сразу нашёл общее, родственное между ними, заметив, что они оба «упали с неба», оба жители планет. Один – житель огромной планеты Земля, другой – житель маленькой планеты, «величиной с дом», которую открыл, глядя в телескоп, смешной турецкий астроном, о чём и рассказал потом на учёном конгрессе. Взрослые, серьёзные люди назвали планету «Астероид» и присвоили ей номер «Б – 612»)

Так реальность и фантастика в литературной сказке переплетаются, создавая эффект правдоподобия.

- Для чего рассказчик использует так много научной лексики, приводит точные цифры?  

3) Задания по главам (5 глава)

- Что мы узнаём о планете маленького принца? Как она выглядит?

Закройте глаза, слушайте музыку и представляйте планету Маленького принца. Давайте устно нарисуем её.

(Слайд №13)

- Для чего Маленькому принцу нужен был барашек?

А ещё на планете был стул, сидя на котором и передвигая который, Маленький принц наблюдал прекрасные закаты и иногда грустил.

- Почему грустил Маленький принц?

- Как автор показывает, что жизнь Маленького принца была однообразной?

- Какие правила соблюдал Маленький принц, живя на своей маленькой планете? Найдите эти правила в тексте, прочитайте их и прокомментируйте. На уроке мы их просто назовём, а дома вы их запишете в тетрадь. Итак, каков распорядок дня жителя планеты?

1. Встал поутру (не будь лежебокой, не спи до обеда)

2. Умылся, приведи себя в порядок (стремись к чистоплотности).

3. Сразу же приведи в порядок свою планету (выпалывай баобабы – символ зла, разрушения, всего чуждого, вредного; прочисти вулканы, « все три, и даже потухший, на всякий случай»)

Почему, по мнению Маленького принца, это всё было « страшно важно и неотложно»? Только ли о внешней стороне, о чистоте дома говорит автор устами своего героя? Вспомните, что вы говорите, когда в доме чисто и уютно? Мы говорим: «Душа радуется» и «На душе хорошо». Это и о внутреннем состоянии человека, о его внутреннем мире. Душа – неизведанная категория, философская. Без неё человека нельзя назвать настояшим человеком. Про людей без души говорят «бездушные». Поэт Н.Заболоцкий писал: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».  Поэтому планета – это душа!

- Как называется такое скрытое сравнение? Зачем автор применяет его в тексте? (Метафора. С её помощью можно передать что-то важное, поначалу скрытое от глаз, подтекст, важную мысль, до которой нужно додуматься самому, поразмыслить, заставив работать свой ум, воображение).

Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека неухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один. Но, если твоя планета чиста, душа добра и светла, то обязательно на ней должно случиться чудо, подарок, сделанный неведомой рукой.

(Слайд №14)

4) Задание по главе 7 (Роза)

- С чего же начинало своё появление «чудо» на планете Маленького принца? Назовите образный ряд (существительные), дополните их эпитетами, сравнениями.

  • Куст
  • Зерно,»занесённое неведомо откуда»
  • Росток, «крохотный», «не похожий на все остальных» (как о чём-то одушевлённом)
  • Бутон, «огромный» (предчувствие чуда)

Роза – красавица, «хотя и кокетка», но так прекрасна, что дух захватывает

- Изменилось ли настроение Маленького принца, когда на его планете появилась сама Красота?

Роза доставляла Маленькому принцу, который так долго ждал друга и, наконец, приобрёл его, очень много хлопот и неприятных минут. Поэтому Маленький принц решил покинуть свою планету. Он думал, что никогда не вернётся назад.

Бедный Маленький принц опять был одинок, и с ним не было мудрого взрослого, который научил бы, как поступить в трудной ситуации, рассказал бы, что такое дружба и любовь. И Маленькому принцу пришлось одному преодолевать трудный путь познания. Позже Маленький принц признавался: «ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить».

Недавно у нас с вами состоялась очень важный разговор о дружбе и друзьях. И я попросила вас письменно ответить на вопрос, как вы понимаете слово «дружба»? Многие из вас писали о том, что друг – это тот, кто не предаст, всегда поможет, ему можно всё рассказать. Но результаты опроса также показали, что среди вас есть такие, кто, как и Маленький принц в начале своего пути, считает, что дружба – это только весёлое совместное времяпрепровождение. Давайте сейчас посмотрим, как Маленький принц пришёл к более глубокому пониманию смысла дружбы.

(Слайд №15)

На планете Земля первыми, кого он увидел, были розы, много роз. Они, как две капли воды были похожи на ту, которую он оставил. И, когда он понял, «что роза не единственная в мире», он очень огорчился.

- Кто же его утешил? (Лис). Давайте послушаем, как это было. Слушая, запоминайте, чему научил мудрый Лис Маленького принца?

(Слайд №16)

(Чтение по ролям)

Ответы – выводы:

  1. Почувствовать настоящую дружескую привязанность можно только «Отдавая Розе все свои дни»
  2. Нужно учить сердце радоваться встрече с другом и видеть лучшее в нём : «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
  3. Не забывать своих друзей, ведь «мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»

Как важно, что многие из вас понимают, что дружба – это труд и большая ответственность.

5)Путешествие Маленького принца по планетам

- Как вы думаете, почему взрослые люди, которых встречал Маленький принц на других планетах, не научили его дружить? Кого он встречал?

Давайте отправимся вслед за Маленьким принцем  и посетим все те планеты, на которых был Маленький принц. Каждую планету населяет один человек. Но сначала вы должны отгадать, о какой планете идет речь. Я называю только ключевые слова. Вы отгадываете планету и рассказываете о ней.

А) Отгадываем планеты (работа в группах) (Каждой группе даются ключевые слова)

(Слайды  №17, 18, 19,20)  

1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного  и не может прожить минуты,  не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

Деловой человек на своей планете  занят бессмысленным подсчетом звезд.

Посещение фонарщика. Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно –

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

виден издалека...

Я не могу отлучится

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой...

А огонь погас!

3) пустые, полные,  хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда  «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

Соедините стрелками черты характера с той планетой, на которой проявились эти черты у взрослых, докажите. При затруднении пользуйтесь толковым словарём.

Б) Рассказ о планетах детьми.

VI. Обобщающие вопросы

- Так какие же качества мешали взрослым подружиться с Маленьким принцем?

- Каким общим качеством обладали все эти взрослые? Как они относились к Маленькому принцу, к его простодушным вопросам?

- Это качество называется эгоизм. В одном из скверов Москвы есть скульптурная  группа известного художника Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». (Слайды  №21, 22, 23)

Главным из пороков художник изображает равнодушие. Именно из-за него дети остаются одинокими, как наш мальчик с завязанными глазами на фотографии. Таким же одиноким был Маленький принц до встречи с Лисом и единственным взрослым, который ответил на все его вопросы и стал его другом.

Благодаря своим друзьям Маленький принц понял, почему ему так грустно без Розы, которую он оставил одну, без поддержки. Ведь он любил её. Поэтому Маленький принц решает вернуться к ней.

Сегодня на уроке мы с вами прошли трудной дорогой Маленького принца, переживали за него. В доброй сказке Экзюпери ребёнок и взрослый смогли соединиться. И пусть самолёт, который во многом стал причиной этого соединения в сказке, соединит сегодня и нас с вами на многие годы. У вас и у всех присутствующих взрослых в папках спрятаны бумажные самолётики. Нарисуйте на них своё сердце, которое после урока, надеюсь, стало более зорким. Пусть эти самолётики станут символом дружбы детей и взрослых.

(Слайд №24)

(Ребята выходят к доске и на фоне песни М.Таривердиева «Маленький принц» запускают их в сторону взрослых. Взрослые делают то же самое)

VII. Подведение итогов.

 Книга французского писателя Экзюпери нас многому научила, кому-то стала другом. Как говорила Марина Цветаева, « книги – те друзья, которые никогда не предадут». Поэтому такую книгу надо обязательно иметь в домашней библиотеке и перечитывать её в течении жизни, открывая для себя что-то новое.

VIII. Домашнее задание 

  • Я хочу сказать Маленькому принцу…
  • Я хочу спросить Маленького принца…
  • Я хочу поделиться с Маленьким принцем…

(Сочинение – миниатюра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...