Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий к уроку по повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрольной работы ( например, на знание текста повести ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_voprosov_i_zadaniy_k_uroku_po_skazochnoy_povesti_a.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по сказочной повести А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 класс)
Автор: Матюшкина Мария Евгеньевна, учитель ГБОУ СОШ №657 г.Москвы
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Настоящее имя Антония Погорельского, автора «Чёрной курицы…»,- Алексей Перовский. Это был очень умный и образованный человек. Он стал доктором философии в 19 лет. Был избран в члены Российской Академии Наук. Алексей Перовский – знаток и ценитель русского и европейского искусства. Он приходился дядей будущему знаменитому и очень хорошему писателю Алексею Константиновичу Толстому ( автору «Золотого ключика» ) и приохотил племянника к чтению. Именно ему-то и посвящена повесть «Чёрная курица, или Подземные жители».
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА НА ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТИ
- За что король подземного царства наградил Алёшу? (за спасение министра Чернушки)
- На каких хищников охотились жители подземного царства? (на крыс)
- Какой волшебной силой наделило Алёшу конопляное семечко (его владелец мог легко ответить любой урок, не уча)
- Почему Алёша потерял семечко в первый раз? (в наказание за дурное поведение)
- Что случилось после того, как Алёша выдал тайну подземных жителей (они вынуждены были уйти)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. РАБОТА С ТЕКСТОМ
С чего начинается повесть?
- С описания Петербурга. Автор любуется городом и сообщает читателю о том, что действие повести происходит в далёкие времена.
Прочитайте фрагменты повести, доказывающие это .
-Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исакиевский мост -- узкий в то время и неровный -- совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исакиевской церкви отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями; манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний…
…спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого…
Где живёт Алёша? Почему он там оказался? Хорошо ли ему живётся?
-Алёша живёт в пансионе (интернате), родители привезли его сюда два года назад. Сперва Алёша очень скучал по дому, но постепенно привык.
Как относятся к Алёше в пансионе?
-Его все (и учителя, и ученики) любят и ласкают.
Чем занимается Алёша в свободное время?
-Он любит читать, особенно книги про рыцарей, а потом мечтать, воображая себя рыцарем. Он помогает директору и его жене по хозяйству. Он играет во дворе ,кормит курочек, наблюдает за улицей сквозь дырочки на заборе.
Что мы можем сказать об Алёше, зная о его пристрастиях?
-Он умный (один из лучших учеников), милый, добрый , заботливый. Он фантазёр и мечтатель (ему кажется, что дырочки в заборе для него просверлили волшебницы). А ещё его единственными друзьями становятся…курицы. Мальчик одинок, родители не приезжают к нему, он единственный из детей не покидает пансион во время праздников и каникул, не получает писем от мамы и папы.
Алёше не хватает родительской любви и ласки. Поэтому он привязывается к курочкам, особенно к Чернушке, которая иногда позволяет себя гладить.
Ещё Алёша миролюбивый, ему не нравится, когда курочки дерутся и он «наказывает» их, не давая им несколько дней угощение. Алёша не выносит жестокости (долго не может забыть зарезанного петушка), у него нежная и впечатлительная душа.
Почему Алёша так яростно кинулся спасать Чернушку?
-Он считает её своим другом, любит её.
Расскажите, как Алёша спасает курицу.
-Умоляет кухарку Трину, плачет, отдаёт своё единственное сокровище – золотой империал, подаренный бабушкой.
Как это поступок характеризует Алёшу?
Он замечательный друг: готов пожертвовать всем на свете ради спасения Чернушки. Он ни секунды не сомневается в своём решении заплатить за жизнь друга ( империал дорог ему,в первую очередь, потому что это это память о бабушке )
Итак, сделаем первые выводы.
Алёша –замечательный мальчик: умный, добрый, наблюдательный, мечтательный. Он способен ради друга пожертвовать всем. Эти его достоинства были высоко оценены королём подземного царства и Алёша удостоился чести стать его гостем.
Прочитайте описание царства.
- Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из Лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе; панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота.
Алеша очень любовался этим убранством, но странным показалось ему, что всё было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол…
Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камышками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.
-- Камни эти, -- сказал министр, -- у вас называются драгоценными. Это всё бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.
-- Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! -- вскричал Алеша.
-- Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, -- отвечал министр.
Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.
Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.
Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфекты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточенные из цельных бриллиантов, яхонтов и изумрудов…
Почему король был огорчён выбором подарка, который сделал Алёша?
-Мальчик мог попросить что угодно, но выбрал семечко, которое позволит ему хорошо учиться, не прикладывая к этому никаких усилий. Короля расстроила ленивость Алёши.
Что происходит с Алёшей, когда он начинает пользоваться силой волшебного семечка?
- Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда…
Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!"
Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастию, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили.
Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав. Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика…
Изменилось ли отношение к Алёше учеников и учителей?
-Да. Учителя стали в наказание задавать ему огромные задания, ругать его, хотя раньше гордились его успехами и приглашали полюбоваться Алёшей родителей и других учителей.
Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нем жалели, и это ему служило утешением; но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился, не отвечая. Алеша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алеша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей.
Почему король прощает его, вернув ему в первый раз семечко?
-Он был великодушен и простил Алёшу. Кроме того, мальчик очень сильно расстраивался и много плакал, оставшись без поддержки товарищей.
Помог ли в конечном счёте Алёше подарок подземного короля? Почему?
-Нет. Алёша изменился в худшую сторону. Конопляное семечко не принесло ему счастья , товарищи и учителя отвернулись от героя. Ценна только та победа, которой добиваешься ценой собственных усилий.
Что заставило Алёшу выдать тайну Чернушки и подземных жителей? Узнаём ли в этом его поступке прежнего Алёшу?
-Он испугался гнева учителя и унизительного наказания. Смалодушничал. В начале повести Алёша готов был спасти Чернушку любыми средствами, а сейчас он предал друга и принудил подземных жителей стать скитальцами.
Что произошло с Алёшей после того, как он всем рассказал о подземных жителях? Как он меняется?
-Алёшу ждали мучительные угрызения совести, раскаяние. Он всегда будет чувствовать себя виноватым в том, что подземные жители вынуждены были покинуть своё прекрасное царство, а Чернушка будет носить на руках цепи.
Как автор относится к своему герою?
-Автор любит Алёшу, ему горько видеть, как меняется мальчик. ОН сочувствует его трудному сиротливому детству, восхищается его добрыми качествами, благородством.Автор прощает Алёшу за малодушие и предательство, показывая, сколь глубоко его раскаяние. Случившееся стало для Алёши хорошим уроком, и он обязательно исправится и станет прежним.
Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг -- которых, впрочем, ему и не задавали.
Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем выводы.
О чём же эта сказка?
-Она о том, как Алёше пришлось решать трудные нравственные вопросы и о том, как менялся герой .
Алёше пришлось пережить непростые испытания, совершить предательство, а потом глубоко и горько раскаяться в том, каким он стал и сколько горя причинил поверившему ему подземному народцу.
Кто главный герой и кто заглавный?
-Главный – Алёша, а заглавные- министр Чернушка и подземные жители.
Согласны ли вы с тем, что эта повесть сказочная? Докажите вашу точку зрения.
-Да. В этой истории есть волшебные герои ,волшебный предмет. В жизнь реальную вторгается волшебство.
( если остаётся время, можно попросить учеников рассказать о том, как Алёша попал в волшебное царство ).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сравните Алёшу из повести А.Погорельского и Мари из сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Найдите сходства и различия между двумя персонажами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Презентация к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Презентция к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"....
Комментированное чтение и подготовка к сочинению по повести Погорельского "Чёрная курица или подземные жители"
Презентация соддержит подборку поучительных цитат и комментарии к ним на тему "Какие советы даёт своему племяннику Антооний Погорельский в сказке "Чёрная курица"...
Урок по теме А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
Анализ сказки А. Погорельского....
методическая разработка урока по сказке А.Погорельского "Черная курица или подземные жители"
материалы к уроку...
Викторина по повести-сказка "Чёрная курица, или Подземные жители" А. Погорельского, 5 класс, учебник В.Я.Коровина.
Викторина предназначена для использования на уроках литературы в 5 классах в целях разнообразия учебного материала и диффенцированного подхода в планировании....