«Славянские обычаи и традиции» (фольклорно- интеллектуальная игра)
классный час по литературе (9 класс)
Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап – «Конкурс смекалистых». После каждого этапа интеллектуально-творческой игры, пока жюри подводит итоги, проводятся «Переменки», где команды поочередно будут вспоминать русские народные пословицы и поговорки, русские народные песни, частушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obychai_slavyan.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Зеленчукской»
Классный руководитель Игнатова Р.А.
Тема:
«Славянские обычаи и традиции»
(фольклорно- интеллектуальная игра)
Цели:
- Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся, взаимоуважения , этических норм поведения.
- Приобщение учащихся к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.
- Активизация культурно- просветительской деятельности учащихся.
Оборудование: презентация «Славянские обычаи и традиции», компьютер, проектор.
Подготовительный период
Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап – «Конкурс смекалистых». После каждого этапа интеллектуально-творческой игры, пока жюри подводит итоги, проводятся «Переменки», где команды поочередно будут вспоминать русские народные пословицы и поговорки, русские народные песни, частушки.
Ход урока
Ведущий:
Уважаемые учащиеся! Сегодня поговорим о наших предках – славянах.
Урок будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между тремя командами, которые уже заранее определены. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Первый этап – «Веселье земли русской»
Ведущий:
Народное декоративно-прикладное искусство
- Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)
- Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)
- На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)
- Что такое колт? (Височная подвеска.)
- Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения.)
- Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)
Русская кухня
- Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
- Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
- Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)
- На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
- Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
- Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)
Быт русского народа
- Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
- Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)
- Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)
- Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)
- Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
- Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья.)
Русские народные праздники
- На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)
- Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купала.)
- Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)
- Что это за обряд – «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)
- Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее.)
- Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)
Славянская мифология
- Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)
- Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
- Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)
- Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
- Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)
- Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)
Русские былины
- Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)
- Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)
- Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)
- Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)
- Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)
Ведущий:
А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл. А теперь слово жюри…
Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»
Ведущий:
Переходим ко второму туру «О русских обычаях в шутку и всерьёз».
Знатоки старинных монет и мер длины
- Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)
- Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)
- Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71см.)
- Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)
- Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)
- Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
- Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
- Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км.)
- Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
- Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га.)
- Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)
- Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)
Знатоки поэтических образов птиц
- Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)
- Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)
- В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)
- Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)
- С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)
- В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)
Знатоки славянских месяцев
- Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)
- Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)
- Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)
- Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)
- Как древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник.)
- Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)
- Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)
- Как древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник.)
- Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)
- Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)
- Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень.)
- Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)
Знатоки старинных слов
- Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)
- Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)
- Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)
- Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
- Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине.)
- Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)
- Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)
- Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)
- Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)
- Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)
- Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)
Знатоки славянского мира зверей
- По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)
- По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.)
- Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)
- В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)
- Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака.)
- Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)
Знатоки русского музыкального мира
- Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
- Кто такой кощунник? (Певец мифов.)
- Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)
- Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
- Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)
- Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)
- Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)
- Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
- В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет. (Балалайка.)
Ведущий:
Жюри подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропоет, свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.
А теперь слово предоставляется нашему жюри…
Третий этап – «Конкурс смекалистых»
Ведущий:
Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Надо в быстром темпе задавать по очереди вопросы каждой команде. Каждый правильный ответ – это 1 балл. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если ни одна из команд за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры:
Экспресс-вопросы:
- Сплюснутый квадрат. (Ромб.)
- Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)
- Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)
- Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)
- Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. (Лист.)
- Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. (Дедал.)
- Получеловек, полуконь. (Кентавр.)
- Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)
- Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)
- Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)
- Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)
- Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)
- Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)
- Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
- В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
- Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)
- Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
- Где край света? (Там, где начинается тень.)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
- Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
- Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
- Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
- Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
- Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
- Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.
Слово жюри. Оценки за третий тур.
А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.
Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.
Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"
Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...
Открытый урок «Обычаи и традиции»
Урок разработан для гимназического класса 5 Б (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)Учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Михеевой для Vкласса школ с углублённым изучением английского языка...
План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".
На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...
«Фразеологические единицы, отображающие обычаи и традиции в пословицах о женщинах».
Novelty of research is in researching of the theme, that isn’t static zed in the popular scientific or study-methodical literature in the vol...
Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый ур...
Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)
Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской ...
интеллектуальная игра " Необычные традиции и обычаи народов мира" МХК 8 класс
Данная интеллектуальная игра курса МХК поможет провести итоговое занятие , посвященное обычаям и традициям народов мира, расширит кругозор учащихся, позволит им узнать новое о народах планеты...