«Славянские обычаи и традиции» (фольклорно- интеллектуальная игра)
классный час по литературе (9 класс)

Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап –  «Конкурс смекалистых». После каждого этапа интеллектуально-творческой игры, пока жюри подводит итоги, проводятся «Переменки», где команды поочередно будут вспоминать русские народные пословицы и поговорки, русские народные песни, частушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obychai_slavyan.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ       «Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Зеленчукской»

                                                                                          Классный руководитель Игнатова Р.А.

Тема: 

«Славянские обычаи и традиции»

(фольклорно- интеллектуальная игра)

Цели:

  1. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащихся, взаимоуважения , этических норм поведения.
  2. Приобщение учащихся к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.
  3. Активизация культурно- просветительской деятельности учащихся.

Оборудование:  презентация «Славянские обычаи и традиции», компьютер, проектор.

Подготовительный период

Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап –  «Конкурс смекалистых». После каждого этапа интеллектуально-творческой игры, пока жюри подводит итоги, проводятся «Переменки», где команды поочередно будут вспоминать русские народные пословицы и поговорки, русские народные песни, частушки.

Ход урока

Ведущий:

        Уважаемые учащиеся! Сегодня  поговорим о наших предках – славянах.

        Урок  будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между тремя командами, которые уже заранее определены. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Первый этап – «Веселье земли русской»

Ведущий:

 

Народное декоративно-прикладное искусство

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)
  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)
  4. Что такое колт? (Височная подвеска.)
  5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы – украшения.)
  6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)

Русская кухня

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
  2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
  3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)
  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
  6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)
  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)
  5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш.)
  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья.)

Русские народные праздники

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)
  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купала.)
  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)
  4. Что это за обряд – «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)
  5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее.)
  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)

Славянская мифология

  1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)
  2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)
  4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)
  5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)
  6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)

Русские былины

  1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)
  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
  3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)
  4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)
  5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)
  6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)

Ведущий:

А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл. А теперь слово жюри…

Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»

Ведущий:

Переходим ко второму туру «О русских обычаях в шутку и всерьёз».

 

Знатоки старинных монет и мер длины

  1.   Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)
  2. Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)
  3. Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71см.)
  4. Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)
  5. Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)
  6. Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
  7. Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
  8. Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км.)
  9. Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
  10. Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га.)
  11. Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)
  12. Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)

Знатоки поэтических образов птиц

  1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)
  2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)
  3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)
  4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)
  5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)
  6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)

Знатоки славянских месяцев

  1. Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)
  2. Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)
  3. Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)
  4. Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)
  5. Как древние славяне именовали месяц май? (Травень, росенник.)
  6. Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)
  7. Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)
  8. Как древние славяне именовали месяц август? (Серпень, зорничник.)
  9. Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)
  10. Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)
  11. Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, грудень.)
  12. Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)

Знатоки старинных слов

  1. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)
  2. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)
  3. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)
  4. Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
  5. Что означает старинное слово «отрок»? (Младший воин в дружине.)
  6. Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)
  7. Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)
  8. Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)
  9. Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)
  10. Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)
  11. Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)

Знатоки славянского мира зверей

  1. По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)
  2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. (Медведь.)
  3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)
  4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)
  5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. (Пес, собака.)
  6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)

Знатоки русского музыкального мира

  1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)
  2. Кто такой кощунник? (Певец мифов.)
  3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)
  4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
  5. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)
  6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)
  7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)
  8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)
  9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка.)

Ведущий:

Жюри подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропоет, свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.

        А теперь слово предоставляется нашему жюри…

Третий этап  – «Конкурс смекалистых»

Ведущий:

Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Надо  в быстром темпе  задавать по очереди вопросы каждой команде.  Каждый правильный ответ – это 1 балл. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если ни одна из  команд за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры:

Экспресс-вопросы:

  • Сплюснутый квадрат. (Ромб.)
  • Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)
  • Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)
  • Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)
  • Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. (Лист.)
  • Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. (Дедал.)
  • Получеловек, полуконь. (Кентавр.)
  • Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)
  • Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)
  • Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)
  • Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)
  • Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)
  • Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)
  • Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
  • В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)
  • Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)
  • Какой месяц короче всех? (Май – три буквы.)
  • Где край света? (Там, где начинается тень.)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  • Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)
  • Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)
  • Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
  • Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной – все надо положить.)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  • Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

Ведущий:

        Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.

        Слово жюри. Оценки за третий тур.

        А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.

        Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.

        Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Открытый урок «Обычаи и традиции»

Урок разработан для гимназического класса 5 Б (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)Учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Михеевой для Vкласса школ с углублённым изучением английского языка...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

«Фразеологические единицы, отображающие обычаи и традиции в пословицах о женщинах».

         Novelty of research  is in  researching of the theme, that isn’t static zed in the popular scientific or study-methodical literature in the vol...

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый ур...

Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской ...

интеллектуальная игра " Необычные традиции и обычаи народов мира" МХК 8 класс

Данная интеллектуальная игра курса МХК поможет провести итоговое занятие , посвященное обычаям и традициям народов мира, расширит кругозор учащихся, позволит им узнать новое о народах планеты...