Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Ильина Алла Борисовна

Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

 

В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый урок. Цель его – выявить особенности поэтики Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1) выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2) развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение», формирование навыка подбора доказательств, формулирования вывода по определенной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7_klasse.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина А.Б.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 2 г. Серпухова

Московской области

Урок литературы в 7 классе

 

Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

           В системе уроков по анализу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» это итоговый урок. Цель его – выявить особенности поэтики Гоголя. Задачи, решаемые в процессе урока: 1) выявление степени понимания и усвоения текста учащимися; 2) развитие речи учащихся – углубление знаний по теме «Тип речи – рассуждение», формирование навыка подбора доказательств, формулирования вывода по определенной проблеме.

            Залог успешного проведения урока – прочные представления учащихся об особенностях рассуждения как типа речи, которые они получают на уроках русского языка в разделе «Развитие речи». Задача урока – научить применять приобретенные навыки, умения на уроке литературы в процессе  анализа художественного произведения. Умение рассуждать, доказывать, формирующееся у учащихся на уроках благодаря формам работы и упражнениям, предлагаемым в УМК В.В.Бабайцевой, дает возможность более плодотворно работать на уроках литратуры.

             По способностям по уровню развития, по имеющемуся навыку чтения класс неоднороден. Поэтому на уроках необходимо строить работу так, чтобы вовлечь в обсуждение всех детей, дать каждому задание по силам и не отбить желания к чтению и исследовательской работе. Для этого необходимо помимо общих заданий давать ииндивидуальные, учитывающие возможности каждого ученика в отдельности:

а) задания по уровням (А – повышенный уровень, Б – стандартный уровень);

б) индивидуальные задания разной степени сложности, учитывающие способности ученика, позволяющие ему проявить себя с лучшей стороны; задания могут быть предваряющие тему и закрепляющие тему;

в) использование образцов других видов  искусств;

г) творческие задания;

д) задания игрового типа, тесты, кроссворды, викторины, позволяющие индивидуально подойти к оценке знаний, умений  и способностей ученика.

Оформление доски:

Тема урока – оставлено место для записи.

Портрет Н.В.Гоголя.

Цитата из письма Н.В.Гоголя к М.А.Максимовичу:

        «Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репродукция картины В.Васнецова «После побоища…»

Оформление стенда «Мы изучаем» в кабинете:

Портрет Н.В.Гоголя.

Репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Репродукция картины Ф.Рубо «Атака запорожцев в степи».

Репродукция картины Д.А.Шмаринова «После битвы».

Репродукция картины К.Бокарева «На заставе богатырской».

Иллюстрация К.Кукулиева к былине «Илья Муромец и Калин-царь».

Репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Иллюстрация неизвестного художника к финальной сцене повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Оформление стенда «Уголок русского языка» в кабинете:

Размещение карточек со словами: ГИМН, ДУМА, БЫЛИНА,

                                                           ТЕМА, ИДЕЯ,

                                                           ЭПИТЕТ, ГИПЕРБОЛА,

                                                           ИНВЕРСИЯ, ФОЛЬКЛОР

Учебно-методическое обеспечение урока:

Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Под ред. Коровиной В.Я.

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» (текст на столе у каждого учащегося).

Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» и «Илья Муромец и сила неверная».

Раздаточный материал: карточки №№ 21, 24 из сборника «Дидактический материал к урокам литературы». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Репродукции картин на открытках: В.Васнецов «Богатыри», А. Котухина (Палех) «Илья Муромец и Святогор».

Кроссворды уровней А и Б.

Домашнее задание к итоговому уроку (общее):

  1. Учебник, с. 5-9, повторить материал о былинах.
  2. Вспомнить содержание  былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».
  3. Найти в толковом словаре и выписать в тетрадь значение слова «гимн».
  4. Подготовить выразительное чтение отрывков из повести:

а) описание степи (глава 2);

б) как сражались козаки (глава 9);

в) польский рыцарь (глава 7).

5. Ответить на вопрос: какие обраяды встречаются в тексте повести?

Домашнее задание к итоговому уроку (индивидуальное):

  1. Выучить наизусть отрывок из былины «Илья Муромец и сила неверная» (Орлова Ю.)
  2. Выучить наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» - глава 1 – призыв к бою («Эй вы, пивники, броварники») (Шанаев Л.)
  3. Сравнительный анализ изображения былинных богатырей и козаков в повести Гоголя «Тарас Бульба» по репродукциям картины В.Васнецова «Богатыри», росписи А. Котухиной (Палех) «Илья Муромец и Святогор» и иллюстрации А.Герасимова к повести «Тарас Бульба» (карточка № 21, «Дидактический материал») (Астахова О., Иванова А.)
  4. Поиск текста в повести Гоголя по иллюстрации Д.А.Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, «Дидактический материал») (Козлова Ю.)

Ход урока.

  1. Какая мысль завершила предыдущий урок?

(Эта повесть прозвучала величественным гимном козацкой вольности, товариществу, беззаветной любви к родине.)

  1. Что такое гимн?

(Учащиеся зачитывают определения слова «гимн», найденные в словарях.)

  1. Слово «гимн» многозначное. Какое из его значений прменимо к повести Гоголя ?

(Второе значение: «торжественная, хвалебная песнь».)

  1. Почему, беседуя о литературно-художествнном произведении, мы упоминаем музыкальный термин, песенный термин?

(Ответ на доске – слова Гоголя из письма к М.А.Максимовичу:

«Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни… они всё дают по новой черте в мою историю, всё разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей…»)

  1. Какие же песни помогали писателю в работе над созданием повести?

Слово учителя: Прежде всего украинские думы, рассказывающие о героических подвигах козаков, защищавших свою родину от вражеских притязаний, свою милую, «вольную Украйну» от «завистливых ляхов» и «бусурман-татар». (Можно зачитать пример – отрывок из народных дум).Думы очень похожи на былины о русских богатырях, стойко, мужественно и верно стоявших на рубежах своей родины и охранявших ее от врагов. Давайте же вслушаемся еще раз в героические строки этих древних сказаний.

  1. Чтение наизусть отрывка из былины «Илья Муромец и сила неверная» - индивидуальное домашнее задание.

Поезжает стар козак Илья Муромец,

Берет себе тугой лук и калену стрелу,

И берет себе палицу буёвую,

Особливо берет шашку вострую.

Поехал козак во чисто полё,

Не видали поездочки богатырской,

А только видели – в поле дым стоит,

Дым стоит да курева валит,

Из ноздрей да искры сыплются,

Из ушей у ёго да дым столбом валит.

Ездил, бился трои суточки, ратился,

Вперед махнет – дак цела улица,

Назад махнет – переулочек.

Побил, потоптал всю силу неверную.

  1. Что же, на ваш взгляд, роднит произведения фольклора и повесть Н.В.Гоголя?

(Если затрудняются ответить, обратить внимание на стенд  «Уголок русского языка» - ключевые слова ТЕМА, ИДЕЯ.)

ТЕМА – о подвигах героев-богатырей, защищавших родину-матушку.

ИДЕЯ – прославление верности, товарищества, мужества, отваги, патриотизма – лучших нравственных качеств героев.

  1. Давайте рассмотрим это подробнее. Ради кого совершал свои подвиги Илья Муромец?

(Ради русских людей – мужиков черниговских, ради русской земли)

Любят ли козаки свою родину?

Какой она представлена в повести?

Выразительное чтение отрывка «Степь» (глава 2).

Чтение учителем наизусть отрывка из главы 4 (прощание козаков с родной землей перед походом).

Вывод делают учащиеся: козаки испытывают безмерное чувство любви к родине; образ родины олицетворяется в образе матери.

Слово учителя: Сила и величие духа роднят былинных богатырей и героев-козаков. В представлении народа они идеал человека-борца, доблестного защитника и ревнителя веры христианской.

  1. А как изображены герои в былинах и в повести?

Сравнительный анализ изображений на иллюстрациях – индивидуальное домашнее задание.

Вывод делают учащиеся: даже внешне герои схожи.

Поэтика произведения Гоголя.

Если читать повесть внимательно, вглядываясь в каждую деталь, то можно обнаружить много сходного с мотивами и образами устного народного творчества.

  1. Чтение учащимся наизусть призыва к ополчению – 1 глава – «Эй вы. Пивники, броварники» - индивидуальное домашнее задание.

Вывод делают учащиеся: по строю, по духу равен фольклорному призыву на честный бой с врагом (ср. былины, исторические песни).

  1. Кто соперники козаков? (Поляки).
  2. Как они изображены? Каков тон в описании польского рыцаря?
  3. Выразительное чтение учащимся отрывка из 7 главы. Отметить  эпитеты, сравнения, инверсии, повтор слов – средства выразительности, встречавшиеся в былинах.

Вывод делают учащиеся: витязь изображен в возвышенном поэтическом строе; поляки – доблестные витязи, достойные соперники.

  1. Какие обряды встречаются  в повести?

(Благословение матери сыновьям перед отъездом, прощание козаков с родной землей, посвящение в кошевые, вступление запорожцев в войско, отдача последней чести павшему запорожцу, вызов врага на бой и т.д.)

  1. Как бьются козаки?

Юля Орлова читала, как бился Илья Муромец, а теперь послушаем отрывок из повести Гоголя – как бились козаки. Выразительное чтение отрывка из 9 главы. Отметить параллель фраз:

в былине - Вперед махнет – дак цела улица,

                   Назад махнет – переулочек.

в повести – «Так, где прошли незамайковцы  - так там и улица, где поворотились, так уж там и переулок».

  1. Художественные средства, особенности речи – мелодичной и очень выразительной – Гоголь тоже словно черпает в неистощимой сокровищнице народного творчества.
  2. Зачитать отрывок из повести, к которому подошла бы иллюстрация Д. Шмаринова «После битвы» (карточка № 24, Дидактический материал) – индивидуальное домашнее задание.
  3. С кем сравниваются козаки в этом отрывке и почему?

(С орлом – гордой и бесстрашной, вольной птицей).

В завершение урока подведем итоги:

  1. О чем мы сегодня беседовали?
  2. Что сравнивали?
  3. К какому выводу мы пришли?
  4. Как можно было бы озаглавить наш урок?

(Дети придумывают заглавие: «Повесть как песня», учитель вписывает в оставленное место на доске.)

Домашнее задание:

  1. Найти в тексте и выписать в тетрадь примеры (по вариантам):

1 вариант – устойчивые эпитеты, гиперболы, инверсии;

2 вариант – повторы слов, пословицы, поговорки, сравнения.

  1. Индивидуальные задания: кроссворд А и кроссворд Б.

Результат урока.

Самый наглядный результат – в конце урока дети сделали самостоятельный вывод: есть много общего между повестью Гоголя и произведениями устного народного творчества. Писатель намеренно вводит элементы былинной поэтики в свое произведение, чтобы выявить идею  произведения. И в конце же урока было предложено учащимися название урока «Повесть как песня», отразившее суть произведения и эмоциональный настрой в нем и на уроке, образное начало, ярко и выразительно переданное в тексте повести, былин, в произведениях живописи.

 Приложение 1.

Кроссворд уровня А.

1

 

 

2

 

3

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

23

 

24

 

 

 

 

 

25

 

26

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас Бульба решил отправиться вместе с сыновьями. 7. Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса. 8, Завязанная кольцом веревка, с помощью которой Остап победил хорунжего. 9. Жидкая каша с салом, которую варилипутешественники, останавливаясь на ночлег. 10. Как называет автор Сечь, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы»? 11. Прутья молодой вишни, которыми, по мнению Тараса, стегали сыновей в бурсе. 13. Живописное изображение Божией матери, которым жена Тараса благословила своих детей в дорогу. 16. Глухов, Чернигов – города, где, по словам автора, «не одна останется вдова» после описанного сражения. 17. Изготовление изделий ручным способом – занятие мастеровых на тесных улицах предместья Сечи. 18. Игра, в которой играющие козаки прыгали через своих партнеров (во время осады города). 19. Денежный сбор с каждого дома, за несправедливое увеличение которого Тарас со своими козаками производил расправу над арендаторами. 24. Стальные дужки на сапогах всадника. 27. Хищная птица, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего. 28. Длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба. 29. Шест, приводящий в движение челны с козками по Днестру. 30. Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска». 31. «Это всё  …, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия». 32. Торжественый обряд (например, обряд поступления запорожца в Сечь).

По вертикали:

1.Скрытое место, где должен был располагаться Тарасов полк в предстоящем сражении. 2. Уход козаков из Сечи, во время которого татары в ней все ограбили. 3. «Андрий ответил: «Нет у меня никого! Никого, никого! … моя – ты!»  4. Иноверец из тех, что, по словам Остапа, стояли на площади, где производилась казнь. 5. Кто ударил по лошадям, в результате чего они рванули и Андрий «шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь». 6. Цветная тестообразная масса, которой всё было «вымазано» внутри украинской хаты Тараса. 10. Работница в доме прекрасной полячки, которой было приказано вывести Андрия через сад. 12. Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны. 14. Будущий военачальник, предводитель, наклонности которого были заметны в движениях Остапа. 15. Что выдернул Андрий из-под головы у спящего брата? 20. Восторг, состояние наслаждения, которое Андрий испытал в битве. 21. Вход в дом в виде площадки со ступеньками, у которого стояли осёдланные кони. 22. Как Бульба обыкновенно называл свою жену? 23. Монах низшего ранга, с которым Тарас сравнил сыновей, впавших в задумчивость. 25. Домашняя прислуга, поднявшая Андрия на смех, когда увидела его «запачканную рожу». 26. Место в доме Тараса, где висели «сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья».

Приложение 2.

Кроссворд уровня Б.

Впишите в клетки кроссворда имена героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

 

К

 

 

 

Б

 

 

 

О

С

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

С

 

 

 

 

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...