КТП 5 класс 105 часов
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Коробейникова Елена Романовна

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс (105 часов)

Наименование учебника: Литература. В 2-х частях

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной

Издательство «Просвещение»

№ п/п

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1

Понятие «хрестоматия». Знакомство с хрестоматией «Литература России. Южный Урал. 5-9 классы»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 часов)

2

Устное народное творчество. Введение в мир фольклора. Афористичность и образность фольклорных произведений

1

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, загадки, приговорки, скороговорки

1

Сочинение загадки с использованием сравнений

4

Сказка как жанр фольклора: особенности поэтики. Виды сказок. Волшебная сказка  «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой

1

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич и его помощники и противники. Народная мораль в сказке

1

Анализ эпизода сказки: сказочные приемы и формулы

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя

1

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора-народа

1

8

Особенности сказок о животных и бытовых сказок. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках («Журавль и цапля», «Солдатская шинель»)

1

Конкурс иллюстраций к русским народным сказкам

М. Н. Ястребов. «Сказка о счастии»: традиции социально-бытовой народной сказки в произведении М. Н. Ястребова. Нравственная основа сказки

9

Урок развития речи. Обучение сочинению

1

Обучающее сочинение по одной из тем:

1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?

2. Почему я люблю читать народные сказки?

3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

10-11

Урок внеклассного чтения: сказки народов мира

2

Проверка техники чтения №1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

12

Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Фольклор в летописи

1

13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле

1

Художественный пересказ эпизода летописного сказания

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА (2 часа)

14

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин

1

15

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…». Юмор стихотворения и его нравоучительный характер

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 часов)

16

Урок внеклассного чтения: басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

1

17

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. Осмеяние человеческих пороков в баснях

1

Выразительное чтение басни наизусть (по ролям)

18

Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - аллегорическое отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года

1

19

Урок развития речи.  Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова»

1

20

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

1

21

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственная проблематика

1

Терминологический диктант №1.

Фольклорные и литературные жанры

22

А. С. Пушкин. Слово о поэте (детство, Пушкин-лицеист).  

«Но детских лет люблю воспоминанье...». Жанр лирического послания. Стихотворение «Няне»

1

Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина

23

«У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения

1

Анализ отрывка поэмы: фольклорные мотивы и образы

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: противостояние добрых и злых сил в сказке. Образы героев сказки

1

Анализ эпизода сказки: приемы создания образа литературного героя

25

Сходство и различие литературной

сказки А. С. Пушкина и сказки народной.

Нравственные ценности народа в сказке

1

26-27

Урок развития речи. Художественный мир сказок А. С. Пушкина. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа

2

Выразительное чтение отрывка сказки наизусть

28

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке

29

Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

30

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

1

31

Контрольная работа №1

1

Контрольная работа №1.

Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке писателей и поэтов XIX-XX века/Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке или сказе уральских писателей XX века

2 четверть

32-33

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»: героизм и стойкость русских солдат в Отечественной войне 1812 года. Историческая основа стихотворения «Бородино»

2

В. А. Богданов. «На Бородинском поле». Патриотический пафос стихотворения. Размышления о прошлом и настоящем России, её исторической судьбе

34

Художественные особенности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении «Бородино»

1

Выразительное чтение стихотворения наизусть

35

Н. В. Гоголь. Слово о писателе.  Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»: герои, особенности сюжета

1

Анализ эпизода повести: приемы комического в изображении героев и событий

36

Реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

1

37

Урок внеклассного чтения.Поэтизация картин народной жизни в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки»:  «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

1

Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос «Как сочетаются в произведении Н. В. Гоголя (по выбору) реальность и фантастика?»

38

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Понятие об эпитете

1

39

Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

1

Составление групповой характеристики литературных героев

40

Тема народного страдания в стихотворении Н. А. Некрасова «На Волге»

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений Н. А. Некрасова

41

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». История создания рассказа. Изображение быта и нравов крепостнической России

1

42

Рассказ «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима

1

Составление характеристики литературного героя: приемы создания образа

43-44

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Герасим и барыня, Герасим и Татьяна

2

45

Урок развития речи. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1

Выборочный пересказ эпизодов рассказа

46

Сочинение №1

Сочинение.

Герасим – самое замечательное лицо в рассказе

3четверть

47

А. А. Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворениях «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...»

1

Анализ стихотворения: роль художественных средств в создании образов природы в стихотворении

Н. Г. Кондратковская. Стихотворение «Тайсара– жёлтый жеребёнок». Одухотворение природы в стихотворении; роль средств художественной выразительности в создании образа речки Тайсары

48

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа рассказа

1

49

Жилин и горцы. Жилин и Дина. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

М. Д. Львов. Стихотворение «Сколько нас, нерусских, у России...». Тема дружбы народов России, тема любви к единой родине - России

50

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы

1

Анализ эпизода произведения: сравнительная характеристика героев

51

А. П. Чехов. «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики

1

Анализ юмористического рассказа: приемы создания комического

52

Урок внеклассного чтения. Рассказы Антоши Чехонте («Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу» и др.)

1

Чтение рассказа по ролям

53

Ф. И. Тютчев. Образ Родины в пейзажной лирике поэта. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

1

54-55

Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе (А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, И. С. Никитин, И. З. Суриков и др.)

2

Проект.

Образы родной природы в произведениях русских живописцев, музыкантов, поэтов

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов)

56-57

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о родине. Прекрасное глазами героев рассказа

2

К. М. Макаров. Рассказы «Лошади», «Джурка»: единство природы, человека, животных в произведениях К.М. Макарова. Философское и нравственное содержание рассказов. Тема детства, тема памяти

58

В. Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»: судья и его дети

1

59-60

Жизнь среди «серых камней». Семья Тыбурция. Портрет как средство характеристики героев

2

Сравнительные характеристики героев

К. М. Макаров. Рассказ «Ванька Жуков из детдома»: трагедия детского сиротства в мирное время

61

Образ города в повести В. Г. Короленко«В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения

1

Письменный ответ проблемный вопрос:

1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в семьях Тыбурция и судьи?

3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к взаимопониманию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

62-63

С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина

2

Терминологический диктант №2.

Художественные средства и приёмы

Поэтическое изображение природы родного края в произведениях Л. К. Татьяничевой, А. В. Куницына и С. Власовой. Географические и природные образы Южного Урала в сказах С. Власовой

Л. К. Татьяничева. Стихотворения «Живу я в глубине России». Поэтическое изображение природы родного края. Образ лирической героини в стихотворениях Л. К. Татьяничевой

64-65

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе. Образы героев. Трудолюбие и талант Данилы-мастера

2

С. Власова – собиратель, исполнитель и автор сказов о Южном Урале. Сказ «Увильдинская легенда»: фольклорные традиции жанра сказа в творчестве С. Власовой. Географические и природные образы Южного Урала в сказах

66-67

Мир сказов П. П. Бажова. Своеобразие языка, интонации сказа

1

Художественный пересказ эпизода сказа: комментарий особенностей языка сказа

Н. Г. Кондратковская Стихотворение «Камни». Восхищение красотой уральских камней и талантом мастеров-камнерезов

68

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

Гармония природы и человека в рассказах М. Гроссмана и А. И. Дементьева

М. Гроссман. Рассказ «Сердце Турмана». Нравственная проблематика рассказа. Образ рассказчика

69

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки. Роль пейзажа

1

70

К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Взаимоотношения природы и человека в рассказе

1

71

С. Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки

1

Анализ эпизода драматического произведения: приемы создания героя драматического произведения

72

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом

1

Инсценировка эпизода пьесы-сказки

73

А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»

1

74

Реальность и фантастика в рассказе «Никита». Язык произведения А. П. Платонова

1

75-76

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: черты характера героя и его поведение в лесу

2

Проверка техники чтения №2

А. И. Дементьев. Рассказ «Смекалка». Взаимоотношения человека и природы в рассказе. Находчивость и смекалка героя произведения

77

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

78

Контрольная работа№2

1

Контрольная работа №2.

Характеристика литературного героя: образы детей в произведениях русских писателей XX века

79

Поэты XX века о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

М. Гроссман. Стихотворение «Мальчик на дороге»: трагическая судьба ребёнка на войне. Образ лирического героя военной лирики М. Гроссмана

80-81

Война и дети. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

2

Подготовка и защита реферата.

Судьбы и подвиги детей во время Великой Отечественной войны и их отражение в литературе

82-83

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе: поэтическое восприятие окружающего мира в стихотворениях И. А. Бунина, А. А. Прокофьева, Д. Б. Кедрина, Н. М. Рубцова и др.

2

Выразительное чтение стихотворения наизусть

А. В. Куницын. «И верю я, что будут вскоре...», «Украдёт Змей Горыныч...», «Урал», «Около железа и огня». Природа Южного Урала в лирике поэта. Мотивы поэзии Н. Рубцова в изображении малой родины

84

Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (16 ЧАСОВ)

85

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»: тема бережного отношения к традициям предков. Развитие понятия о балладе

1

86

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Необычайные приключения героя

1

87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер главного героя книги

1

Выборочный пересказ эпизодов повести

88

Д. Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

1

89

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Сюжет и герои сказки

1

90

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» Образы Герды и Снежной королевы: красота внутренняя и внешняя

1

91

Реальное и фантастическое в сказке. Победа добра над злом в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»

1

92-93

Урок внеклассного чтения. Любимые сказки Х.-К. Андерсена

2

Письменный ответ на вопрос:

1. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?

2. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

3. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?

94

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей

1

95

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе

1

96-97

«Приключения Тома Сойера»: Том и его друзья. Внутренний мир героев романа

2

98

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников и чем отличаются от них?

2. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

99

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»: нравственное взросление героя рассказа

1

100

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя в изображении жизни северного народа

1

УРОКИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (5 ЧАСОВ)

101-102

Контрольная работа№3

2

Контрольная работа №3.

Анализ идейно-художественного своеобразия эпического или лирического произведения (рассказ, лирическое стихотворение): тема, идея, приемы создания образов

103-104

Уроки развития речи. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии»

2

Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах

Защита проекта «Новое имя на литературной карте Южного Урала»

105

Рекомендация литературы для летнего чтения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классому часу "Славные сыны Сибири"

Материал Вампилове, Мацуеве, Распутине, Евтушенко и других знаменитых людей Сибири....

Самоанализ урока английского языка в 3 классе "Часы. Распорядок дня".

Урок cвязан с предыдущими согласно календарно-тематическому планированию. Триединая дидактическая цель: Образовательная: познакомить с особенностями определения времени и сообщения о нем на ...

рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян

1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Мастер-класс "Часы"

мастер-класс...

Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо

Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...

Рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса (общее количество часов 175 часов, 3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия» всего 5 часов в неделю)

Рабочая программа (Тематическое планирование)учебного курсапо математикедля 7  класса(общее количество часов 175 часов,3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия»вс...