КТП 5 класс 105 часов
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс (105 часов)
Наименование учебника: Литература. В 2-х частях
Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной
Издательство «Просвещение»
№ п/п | Тема | Количество часов | Текущий контроль успеваемости | Содержание НРЭО |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Понятие «хрестоматия». Знакомство с хрестоматией «Литература России. Южный Урал. 5-9 классы» | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 часов) | ||||
2 | Устное народное творчество. Введение в мир фольклора. Афористичность и образность фольклорных произведений | 1 | ||
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, загадки, приговорки, скороговорки | 1 | Сочинение загадки с использованием сравнений | |
4 | Сказка как жанр фольклора: особенности поэтики. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой | 1 | ||
5 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич и его помощники и противники. Народная мораль в сказке | 1 | Анализ эпизода сказки: сказочные приемы и формулы | |
6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя | 1 | ||
7 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора-народа | 1 | ||
8 | Особенности сказок о животных и бытовых сказок. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках («Журавль и цапля», «Солдатская шинель») | 1 | Конкурс иллюстраций к русским народным сказкам | М. Н. Ястребов. «Сказка о счастии»: традиции социально-бытовой народной сказки в произведении М. Н. Ястребова. Нравственная основа сказки |
9 | Урок развития речи. Обучение сочинению | 1 | Обучающее сочинение по одной из тем: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? | |
10-11 | Урок внеклассного чтения: сказки народов мира | 2 | Проверка техники чтения №1 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | ||||
12 | Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Фольклор в летописи | 1 | ||
13 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле | 1 | Художественный пересказ эпизода летописного сказания | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) | ||||
14 | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин | 1 | ||
15 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…». Юмор стихотворения и его нравоучительный характер | 1 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 часов) | ||||
16 | Урок внеклассного чтения: басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | 1 | ||
17 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. Осмеяние человеческих пороков в баснях | 1 | Выразительное чтение басни наизусть (по ролям) | |
18 | Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - аллегорическое отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года | 1 | ||
19 | Урок развития речи. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова» | 1 | ||
20 | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | 1 | ||
21 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственная проблематика | 1 | Терминологический диктант №1. Фольклорные и литературные жанры | |
22 | А. С. Пушкин. Слово о поэте (детство, Пушкин-лицеист). «Но детских лет люблю воспоминанье...». Жанр лирического послания. Стихотворение «Няне» | 1 | Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина | |
23 | «У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения | 1 | Анализ отрывка поэмы: фольклорные мотивы и образы | |
24 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: противостояние добрых и злых сил в сказке. Образы героев сказки | 1 | Анализ эпизода сказки: приемы создания образа литературного героя | |
25 | Сходство и различие литературной сказки А. С. Пушкина и сказки народной. Нравственные ценности народа в сказке | 1 | ||
26-27 | Урок развития речи. Художественный мир сказок А. С. Пушкина. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа | 2 | Выразительное чтение отрывка сказки наизусть | |
28 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке | |||
29 | Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | |||
30 | Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения | 1 | ||
31 | Контрольная работа №1 | 1 | Контрольная работа №1. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке писателей и поэтов XIX-XX века/Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке или сказе уральских писателей XX века | |
2 четверть | ||||
32-33 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»: героизм и стойкость русских солдат в Отечественной войне 1812 года. Историческая основа стихотворения «Бородино» | 2 | В. А. Богданов. «На Бородинском поле». Патриотический пафос стихотворения. Размышления о прошлом и настоящем России, её исторической судьбе | |
34 | Художественные особенности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении «Бородино» | 1 | Выразительное чтение стихотворения наизусть | |
35 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»: герои, особенности сюжета | 1 | Анализ эпизода повести: приемы комического в изображении героев и событий | |
36 | Реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | ||
37 | Урок внеклассного чтения.Поэтизация картин народной жизни в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» | 1 | Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос «Как сочетаются в произведении Н. В. Гоголя (по выбору) реальность и фантастика?» | |
38 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Понятие об эпитете | 1 | ||
39 | Образ крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | Составление групповой характеристики литературных героев | |
40 | Тема народного страдания в стихотворении Н. А. Некрасова «На Волге» | 1 | Выразительное чтение наизусть стихотворений Н. А. Некрасова | |
41 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». История создания рассказа. Изображение быта и нравов крепостнической России | 1 | ||
42 | Рассказ «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима | 1 | Составление характеристики литературного героя: приемы создания образа | |
43-44 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Герасим и барыня, Герасим и Татьяна | 2 | ||
45 | Урок развития речи. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 1 | Выборочный пересказ эпизодов рассказа | |
46 | Сочинение №1 | Сочинение. Герасим – самое замечательное лицо в рассказе | ||
3четверть | ||||
47 | А. А. Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворениях «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...» | 1 | Анализ стихотворения: роль художественных средств в создании образов природы в стихотворении | Н. Г. Кондратковская. Стихотворение «Тайсара– жёлтый жеребёнок». Одухотворение природы в стихотворении; роль средств художественной выразительности в создании образа речки Тайсары |
48 | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа рассказа | 1 | ||
49 | Жилин и горцы. Жилин и Дина. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды | М. Д. Львов. Стихотворение «Сколько нас, нерусских, у России...». Тема дружбы народов России, тема любви к единой родине - России | ||
50 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы | 1 | Анализ эпизода произведения: сравнительная характеристика героев | |
51 | А. П. Чехов. «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики | 1 | Анализ юмористического рассказа: приемы создания комического | |
52 | Урок внеклассного чтения. Рассказы Антоши Чехонте («Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу» и др.) | 1 | Чтение рассказа по ролям | |
53 | Ф. И. Тютчев. Образ Родины в пейзажной лирике поэта. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | 1 | ||
54-55 | Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе (А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, И. С. Никитин, И. З. Суриков и др.) | 2 | Проект. Образы родной природы в произведениях русских живописцев, музыкантов, поэтов | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 часов) | ||||
56-57 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о родине. Прекрасное глазами героев рассказа | 2 | К. М. Макаров. Рассказы «Лошади», «Джурка»: единство природы, человека, животных в произведениях К.М. Макарова. Философское и нравственное содержание рассказов. Тема детства, тема памяти | |
58 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»: судья и его дети | 1 | ||
59-60 | Жизнь среди «серых камней». Семья Тыбурция. Портрет как средство характеристики героев | 2 | Сравнительные характеристики героев | К. М. Макаров. Рассказ «Ванька Жуков из детдома»: трагедия детского сиротства в мирное время |
61 | Образ города в повести В. Г. Короленко«В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения | 1 | Письменный ответ проблемный вопрос: 1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в семьях Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к взаимопониманию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства? | |
62-63 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина | 2 | Терминологический диктант №2. Художественные средства и приёмы | Поэтическое изображение природы родного края в произведениях Л. К. Татьяничевой, А. В. Куницына и С. Власовой. Географические и природные образы Южного Урала в сказах С. Власовой Л. К. Татьяничева. Стихотворения «Живу я в глубине России». Поэтическое изображение природы родного края. Образ лирической героини в стихотворениях Л. К. Татьяничевой |
64-65 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе. Образы героев. Трудолюбие и талант Данилы-мастера | 2 | С. Власова – собиратель, исполнитель и автор сказов о Южном Урале. Сказ «Увильдинская легенда»: фольклорные традиции жанра сказа в творчестве С. Власовой. Географические и природные образы Южного Урала в сказах | |
66-67 | Мир сказов П. П. Бажова. Своеобразие языка, интонации сказа | 1 | Художественный пересказ эпизода сказа: комментарий особенностей языка сказа | Н. Г. Кондратковская Стихотворение «Камни». Восхищение красотой уральских камней и талантом мастеров-камнерезов |
68 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | Гармония природы и человека в рассказах М. Гроссмана и А. И. Дементьева М. Гроссман. Рассказ «Сердце Турмана». Нравственная проблематика рассказа. Образ рассказчика | |
69 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки. Роль пейзажа | 1 | ||
70 | К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Взаимоотношения природы и человека в рассказе | 1 | ||
71 | С. Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки | 1 | Анализ эпизода драматического произведения: приемы создания героя драматического произведения | |
72 | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом | 1 | Инсценировка эпизода пьесы-сказки | |
73 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита» | 1 | ||
74 | Реальность и фантастика в рассказе «Никита». Язык произведения А. П. Платонова | 1 | ||
75-76 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: черты характера героя и его поведение в лесу | 2 | Проверка техники чтения №2 | А. И. Дементьев. Рассказ «Смекалка». Взаимоотношения человека и природы в рассказе. Находчивость и смекалка героя произведения |
77 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | ||
78 | Контрольная работа№2 | 1 | Контрольная работа №2. Характеристика литературного героя: образы детей в произведениях русских писателей XX века | |
79 | Поэты XX века о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | М. Гроссман. Стихотворение «Мальчик на дороге»: трагическая судьба ребёнка на войне. Образ лирического героя военной лирики М. Гроссмана | |
80-81 | Война и дети. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» | 2 | Подготовка и защита реферата. Судьбы и подвиги детей во время Великой Отечественной войны и их отражение в литературе | |
82-83 | Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе: поэтическое восприятие окружающего мира в стихотворениях И. А. Бунина, А. А. Прокофьева, Д. Б. Кедрина, Н. М. Рубцова и др. | 2 | Выразительное чтение стихотворения наизусть | А. В. Куницын. «И верю я, что будут вскоре...», «Украдёт Змей Горыныч...», «Урал», «Около железа и огня». Природа Южного Урала в лирике поэта. Мотивы поэзии Н. Рубцова в изображении малой родины |
84 | Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей | 1 | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (16 ЧАСОВ) | ||||
85 | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед»: тема бережного отношения к традициям предков. Развитие понятия о балладе | 1 | ||
86 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Необычайные приключения героя | 1 | ||
87 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер главного героя книги | 1 | Выборочный пересказ эпизодов повести | |
88 | Д. Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | ||
89 | Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Сюжет и герои сказки | 1 | ||
90 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» Образы Герды и Снежной королевы: красота внутренняя и внешняя | 1 | ||
91 | Реальное и фантастическое в сказке. Победа добра над злом в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» | 1 | ||
92-93 | Урок внеклассного чтения. Любимые сказки Х.-К. Андерсена | 2 | Письменный ответ на вопрос: 1. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена? 2. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 3. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными? | |
94 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей | 1 | ||
95 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе | 1 | ||
96-97 | «Приключения Тома Сойера»: Том и его друзья. Внутренний мир героев романа | 2 | ||
98 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей | 1 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников и чем отличаются от них? 2. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным? | |
99 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише»: нравственное взросление героя рассказа | 1 | ||
100 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя в изображении жизни северного народа | 1 | ||
УРОКИ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (5 ЧАСОВ) | ||||
101-102 | Контрольная работа№3 | 2 | Контрольная работа №3. Анализ идейно-художественного своеобразия эпического или лирического произведения (рассказ, лирическое стихотворение): тема, идея, приемы создания образов | |
103-104 | Уроки развития речи. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» | 2 | Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах | Защита проекта «Новое имя на литературной карте Южного Урала» |
105 | Рекомендация литературы для летнего чтения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классому часу "Славные сыны Сибири"
Материал Вампилове, Мацуеве, Распутине, Евтушенко и других знаменитых людей Сибири....
Самоанализ урока английского языка в 3 классе "Часы. Распорядок дня".
Урок cвязан с предыдущими согласно календарно-тематическому планированию. Триединая дидактическая цель: Образовательная: познакомить с особенностями определения времени и сообщения о нем на ...
рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян
1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Мастер-класс "Часы"
мастер-класс...
Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо
Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...
Рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса (общее количество часов 175 часов, 3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия» всего 5 часов в неделю)
Рабочая программа (Тематическое планирование)учебного курсапо математикедля 7 класса(общее количество часов 175 часов,3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия»вс...