Конспект урока. «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».
план-конспект урока по литературе

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Планируемые образовательные результаты. Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение литературоведческой терминологией, выявление характерных художественных сказочных приёмов, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. Метапредметные: самостоятельно делать выводы, планирование алгоритма ответа, умение оценивать и формулировать то, что уже усвоено, формулирование собственного мнения и своей позиции на события и поступки героев. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ashie_kerib.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение литературоведческой терминологией, выявление характерных художественных сказочных приёмов, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

Метапредметные: самостоятельно делать выводы, планирование алгоритма ответа, умение оценивать и формулировать то, что уже усвоено, формулирование собственного мнения и своей позиции на события и поступки героев.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Ресурсы: художественная литература, презентация, выставка книг

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

Разгадывание кроссворда.

- Если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить на уроке.

1.Красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например «живая вода» (эпитеты).

2.Начало произведения, которое рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в тексте, например «Жил да был крестьянин…» (зачин).

3.Последние слова произведения, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, например «После того они жили долго и счастливо» (концовка).

4.Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину (присказка).

5.Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях (сказка).

- О каком же жанре литературы мы будем с вами говорить?

  1. Актуализация знаний.

- Мир литературы в 5 классе мы начали открывать для себя со знакомства с народными сказками, затем познакомились с творчеством писателей, которые работали в этом жанре.

- Назовите этих писателей.

- Вспомните определение сказки.

- На какие две группы делятся сказки?

- Отличаются ли народные сказки от литературных? Чем?

- Как по-другому называют литературную сказку?

- В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)

- К какому жанру отнесёте произведение, которое читали дома? Авторская эта сказка или народная? Докажите.

  1. Целеполагание.

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

- Какие цели поставим?

- Соотнесите свои цели, с целями на экране. О чём не сказали?

  1. Работа по теме урока.
  1. История создания сказки.
  • Мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова.

- Запись сказки сделана Лермонтовым осенью 1837 (первая ссылка на Кавказ), возможно, в Тифлисе со слов М. Ф. Ахундова, у которого поэт, как предполагают, брал уроки татарского (азербайджанского) языка.  Лермонтов  совершенно точно передал сюжет и сохранил многие разговорные особенности. Впервые сказка была опубликована после смерти поэта в сборнике «Вчера и сегодня»  в 1846 году.

- Что же обозначает имя Ашик-Кериб? Имя восходит к двум арабским словам: «ашик» - влюблённый, «кериб» - чужестранец.

2. Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на книги, представленные на выставке. Чему они посвящены?

3. Словарная работа.

- Лермонтов в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться в содержании сказки, дома вы составляли словарик непонятных слов. Посмотрим, как вы усвоили эти слова. Задание,  которое я вам предлагаю, называется «Соотнеси слово и его значение».

Аян- Ага- знатный господин.

Ана- мать.

Ашик- музыкант, балалаечник.

Аллах- бог.

Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям- создатель.

Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан- юноша.

Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз- турецкая баладайка.

Салям- алейкум- здравствуйте.

Чауши- слуги.

4. Заочная экскурсия по Тифлизу.

- Где происходит действие?

- Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор. Обратите внимание на постройки, природу Кавказа, музыку,  чтобы лучше прочувствовать атмосферу того времени.

-  Архитектура, природа, музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки.

5. Восстановление событий сказки.

- Расположите описанные в сказке события в правильной последовательности.

  • Магуль-Мегери хочет убить себя, чтобы не стать женой Куршуд-бека.
  • Ашик-Кериб предлагает свою сестру в жёны Куршуд-беку.
  • Ашик-Кериб и Магуль-Мегери знакомятся на свадьбе.
  • Ашик-Кериб живёт у паши и делается очень богатым.
  • Ашик-Кериб поёт песню на свадьбе Магуль-Мегери.

6. Беседа по вопросам. Выборочное чтение.

- О чём рассказывается в сказке?

- Чем занимался Ашик-Кериб?

- Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей невестой? (зачитать)

- Какое сравнение использует автор?

- Что предложила девушка Ашик-Керибу?

- Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты? (чтение по ролям)

- О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)

- Какое решение принял Ашик-Кериб?

- Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?

- Что совершил Куршуд-бек? (зачитать)

- Почему он так поступил?

- Как приняла  мать эту страшную весть? (зачитать)

- Почему она поверила Куршуд-беку?

- Почему Магуль-Мегери не поверила в это?

- Добился ли Ашик-Кериб того чего хотел?

- Кто помог ему разбогатеть? (паша)

- Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? (зачитать)

- Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?

- Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой?(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)

- Кто первым узнал Ашик-Кериба?

- Чем закончилась сказка?

7. Словесное рисование (работа в группах)

- Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

1 группа – Ашик-Кериб.

2 группа – Магуль-Мегери.

3 группа – Куршуд-бек.

8. Работа с иллюстрацией.

- Как выглядят герои?

- Какие чувства испытывают?

- Как это изобразил художник?

- Соотнесите текст с иллюстрацией.

9. Обобщение.

- Найдите в тексте признаки сказки.

- В чём главная мысль сказки?

- Мы познакомились с турецкой сказкой. Ответьте на вопрос «Что я увидел общего в событиях сказок русских и турецкой сказки?»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сказку какого народа нам пересказал М.Ю.Лермонтов?

- На кого из героев вы хотели быть похожи или взяли в друзья? Почему?

- Оцените свою работу на уроке.

  1. Задание на дом.

Деление текста на части, составление плана, пересказ.

Подготовить отзыв о сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал...

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"

Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов...

Конспект урока . М.Ю.Лермонтов "Парус".

Данная методическая разработка представляет собой анализ стихотворения М.Ю.Лемонтова "Парус", которая поможект учителю организовать работу на уроке....

Конспект урока М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. “Бородино”. Патриотический пафос стихотворения

Цель урока: осмысление содержания стихотворения через проведение межпредметных связей.Задачи: познакомить с исторической основой стихотворения; проследить мастерство поэта в создании батальных сцен; в...

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник"

Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник" 7 класс...

Конспект урока «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Цели урока:  идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУДЗадачи:¨  Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнит...