Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_liter.docx | 40.04 КБ |
konspekt_uroka_po_liter.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М.Ю. Лермонтов. “Бородино”. История создания, особенности повествования
Предмет: литература
Класс 5
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | М. Ю. Лермонтов. « Бородино». История создания, особенности повествования |
Цели | Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения «Бородино», обучение навыкам выразительного чтения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширить словарный запас; развивать навыки монологической речи; Воспитывать культуру поведения при подготовительном этапе урока, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: -Личностные УУД: : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; - Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. - Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Планируемый результат | Предметные: Знать- исторические даты и участников Отечественной войны; историю создания стихотворения «Бородино», познакомиться с композиционным строем стихотворения. Уметь: подобрать нужный материал к заданной теме; выразительно читать стихотворение; определять лексическое значение исторических слов; строить монологическую речь; работать со словарями. Личностные: развивать интерес к истории страны; уважать героическое прошлое России; Метапредметные: Умение работать с текстом стихотворения, умение задавать вопросы, умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать собеседника, работать в группе, находить необходимую информация из разных источников и т. д. |
Основные понятия | Лермонтов М.Ю., Отечественная война 1812 года, Бородино, Кутузов, Наполеон, патриотизм, самопожертвование. |
Межпредметные связи | История России, обществознание, литература, русский язык |
Ресурсы: основные Дополнительные | Ресурс Учебник литературы 5 класс, стихотворение «Бородино», Презентационный материал «Отечественная война 1812 года», репродукции картин С.В. Герасимова «М.И. Кутузов под Бородином», Ф.А. Рубо «Бородинская битва», А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» и др. Ресурсы сети Интернет:
|
Организация пространства | Подготовительная, групповая и индивидуальная работа. |
Ход урока
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
Предварительный просмотр:
Тема: М.Ю. Лермонтов. “Бородино”. История создания, особенности повествования
Предмет: литература
Класс 5
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | М. Ю. Лермонтов. « Бородино». История создания, особенности повествования |
Цели | Образовательные: знакомство с М.Ю. Лермонтовым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ стихотворения «Бородино», обучение навыкам выразительного чтения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширить словарный запас; развивать навыки монологической речи; Воспитывать культуру поведения при подготовительном этапе урока, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: -Личностные УУД: : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; - Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. - Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Планируемый результат | Предметные: Знать- исторические даты и участников Отечественной войны; историю создания стихотворения «Бородино», познакомиться с композиционным строем стихотворения. Уметь: подобрать нужный материал к заданной теме; выразительно читать стихотворение; определять лексическое значение исторических слов; строить монологическую речь; работать со словарями. Личностные: развивать интерес к истории страны; уважать героическое прошлое России; Метапредметные: Умение работать с текстом стихотворения, умение задавать вопросы, умение выделять главное, умение обобщать, умение делать выводы, умение слушать собеседника, работать в группе, находить необходимую информация из разных источников и т. д. |
Основные понятия | Лермонтов М.Ю., Отечественная война 1812 года, Бородино, Кутузов, Наполеон, патриотизм, самопожертвование. |
Межпредметные связи | История России, обществознание, литература, русский язык |
Ресурсы: основные Дополнительные | Ресурс Учебник литературы 5 класс, стихотворение «Бородино», Презентационный материал «Отечественная война 1812 года», репродукции картин С.В. Герасимова «М.И. Кутузов под Бородином», Ф.А. Рубо «Бородинская битва», А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» и др. Ресурсы сети Интернет:
|
Организация пространства | Подготовительная, групповая и индивидуальная работа. |
Ход урока
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
Цели этапа | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||
Организация начала занятия | Создание позитивного настроя учащегося на продолжительную и познавательную деятельность | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» | Самоопределение | ||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Постоение ориентированной основы урока. Фиксация внимания уч-ся к изучаемым событиям | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом. Коммуникативные УУД :планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли регулятивные: мобилизация сил и энергии | Проведен подготовительный этап урока: учитель заранее раздал разноуровневые задания для учащихся (чтение стихов о Родине «Сашка» Лермонтов, исторические данные о Кутузове, Наполеоне, героях Отечественной войны 1812 года). Чтение стихотворения -Какие чувства у вас вызвал поэтический отрывок Лермонтова «Сашка»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Лермонтова? Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». Чтение отрывка из стихотворения «Бородино» — Расскажите, чем кончилось это стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало ? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями М.Ю.Лермонтова? | Выявление желания знакомиться с творчеством автора. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание) Организация деятельности по восприятию стихотворения Открытие обучающимися нового знания Физкультминутка Самостоятельная работа Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание | Первичный контроль за правильностью изложения нового материала Цель нашего урока – знакомство со стихотворением Лермонтова «Бородино», названным по имени главного сражения той войны- битвы под Бородином. -Развивать умения и навыки работы со словарями -Научить выделять главную мысль найденного, понятого Применение здоровьесберегающих технологий на уроке литературы -организовать самостоятельную работу уч-ся; -разработать разноуровневые задания; -создать ситуацию для свободного творчества ребенка - закрепить изученное на уроке -подвести обучающихся к единственно правильному выводу -Обеспечить положительную реакцию детей на творчество сверстников -акцентировать внимание уч-ся на конечных результатах их деятельности. - создать ситуацию сотрудничества -закрепить изученный материал -подобрать разноуровневые задания -поддержать настрой и желание уч-ся к дальнейшему сотрудничеству в изучении нового материала, а также интерес к творчеству поэта. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации в группах познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах. логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | СЛОВО УЧИТЕЛЯ Мы познакомились со стихотворениями русских поэтов, в которых создан поэтический образ нашей Родины. Большинство этих стихотворений относится к жанру пейзажной лирики , в них переданы близкие и понятные нам чувства , переживания. В лирическом отрывке из поэмы М. Ю, Лермонтова « Сашка» - чувства сыновней любви к Москве , к Родине , гордости за ее славное прошлое ,для Лермонтова недавнее прошлое – Отечественная война 1812 г. К этой теме поэт обращается снова и снова. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством великого поэта России – М.Ю. Лермонтовым. Посмотрите, пожалуйста, на портрет.(Лермонтов)Слайд 1 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М. Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А. С. Пушкин. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы, и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам. Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) - откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга. Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука,его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях. В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений - поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми. В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте. Чтение отрывка стихотворения «Бородино». Стихотворение было создано в год 25-летнего юбилея этой битвы. « Бородино»(1837)- первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома. В его основу легло раннее героико-романтическое стихотворение поэта « Поле Бородина». ЭКСКУРСИЯ ПО ВЫСТАВКЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ ЭПИЗОДАМ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ.(Слайд 2-6) — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? — Какие чувства у вас вызва- ло стихотворение? — Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? - Что вам показалось особенно интересным в стихотворении? -Какова форма этого стихотворения?(Диалог, затем монолог.) -Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях? -Почему диалог переходит в монолог? –От какого лица ведется повествование? О чем это говорит? -Как вы себе представляете внешность рассказчика? "Характеристика рассказчика”. Составь характеристику рассказчика
Сделаем вывод: рассказчик – какой он? Обобщите материал. (Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя). К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка). (К вымыслу)
Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. (Обращение к эпиграфу СЛОВАРНАЯ РАБОТА кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи; булат – оружие булатной стали, сабля; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; улан, драгун – солдаты конных полков; редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом; Учащихся дают историческую справу о Бородинском сражении. Историческая справка. (сопровождается слайдами) 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Отступление русских войск продолжалось два месяца. 26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Наполеон издал приказ, в котором призывал свои войска к победе. Он обещал им богатую добычу, удобные квартиры в Москве, славу. В русской армии, которой командовал М.И.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск икону Смоленской Божьей Матери. Солдаты понимали, что в сражении решается судьба России. Сражение было жестоким. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Кутузов, взвесив все за и против, приказал отступить к Москве. Упорство русских войск пошатнуло уверенность наполеоновской армии, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать : «…Русские стяжали право быть непобедимыми». Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! Ответьте письменно ( устно) на вопрос: «О чем заставил вас задуматься стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? (3-4 предложения) Ребята, мы совершили небольшой экскурс в историю. Помог нам в этом М. Ю. Лермонтов? ( ответы, примеры) Какое настроение, чувства вызывает стихотворение «Бородино»? - Какое настроение было у солдат, когда они "долго молча отступали”? Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”? С каким настроением бойцы произносят клятву верности? Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства. Следующее задание: Самостоятельно сделай вывод : -Продолжите предложении «На мой взгляд, произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - …»; «Подвиг – это…»; «Произведение М.Ю. Лермонтова научило меня…» Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев, описывает подвиг русского народа, восхищается гениальностью русских полководцев, радуется победе Великой Единой Русской Силы и мы понинимаем чувства автора, переживаем вместе с ним. Задание на выбор: (распределяется по группам)
| Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о Бородинском сражении, которое заставляет нас восхищаться героизмом руских воинов. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образами героев этого стихотворения. Слушают стихотворение и выделяют главную идею (проблему) Составление таблицы на доске (по желанию в тетради) Учащиеся работают в группах (4 человека – 1 словарь). Каждая группа находит одно слово. Совместное обсуждение найденного материала Выполнение простых движений, позволяющих в момент выполнения наладить коммуникативное общение с группой классом. Наработка навыков устного ответа Работа с текстом
Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. Дети подтверждают ответы примерами из текста. Дети письменно отвечают (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. Закрепить полученные знания. Развивать память, логическое мышление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "М. Ю. Лермонтов. "Бородино"
Урок по литературе...
Конспект урока с презентацией М. Ю. Лермонтов "Бородино" (1-2 часа)
Разработка позволяет познакомить учащихся не только с прекрасным стихотворением, но и дать представление об Отечественной войне 1812 года. Показать роль Бородинского сраженияяяя, в результате которого...
Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" с презентацией
Представлен конспект урока по литературе в 5 классе с презентацией...
Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Конспект урока по литературе, 5 класс...
Конспект урока. Учебный проект. Бородино
Конспект урока литературы...
Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс
Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс...