Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока"М.Ю.Лермонтов-художник" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov-hudozhnik.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «М.Ю. Лермонтов – художник».
Тип урока: интегрированный.
Цель: познакомить уч – ся с творчеством М.Ю. Лермонтова – художника
Задачи: историческая справка о создании картин М.Ю.Лермонтова; связь между литературными произведениями и произведениями изобразительного искусства; характеристика картин М.Ю. Лермонтова; развивать образное мышление, воображение; умение анализировать картины; развивать наглядно – образную память; воспитывать умение видеть красоту и ценить ее; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать любовь и уважение к произведениям русского искусства.
Методы: эвристическая беседа, просмотр – характеристика репродукций, самостоятельная работа.
Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход урока.
- Природа одарила Лермонтова различными талантами. Мы знаем о нем как о замечательном поэте и писателе. Но мало кто знает о Лермонтове – художнике. В течение всей жизни у М.Ю. Лермонтова рядом с тетрадями лежали кисти и краски. Учась в пансионе, он делал рисунки с бюстов, писал пейзажи. Занимался живописью под руководством художников. В юности на художественную манеру Лермонтова оказали влияние полотна Рембрандта – их эффект светотени, сумрачный колорит. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей.
- До нас дошли дневники поэта, детские работы Лермонтова. В основном это рисунки из «Маминого альбома». Как все дети, он любил рисовать. В Тарханах разрисовал мелом пол детской комнаты, устланный сукном, лепил из крашеного воска целые картины. Одна из первых работ Лермонтова датируется 1825г., т.е. она была создана им в возрасте 9 лет (показ репродукции «М.Ю.Лермонтов 1985г. 13 июня на Горячих водах»)
- Учащийся читает стихотворение «Парус» (беседа по стих-ю)
- Картина «Парус». Вашему вниманию предлагается одно из ранних произведений Лермонтова – это картина «Парус». Это пейзаж, написанный акварелью. Произведение это изначально не являлось иллюстрацией к стихотворению «Парус». Картина была написана раньше. Просто и то и другое было создано под одним впечатлением. Одно произведение дополняет другое. Давайте попытаемся вместе с вами дать характеристику этой картины.(Преобладающие цвета, настроение, описание содержания)
- Два портрета В.А. Лопухиной. Хочу познакомить вас с двумя прекрасными портретами, выполненными кистью Лермонтова. Посвящены они одному и тому же человеку – это княгиня В.А.Лопухина, которую поэт знал еще девочкой и к которой пережил трагическую любовь. Первое произведение датируется 1835 годом (акварель).(Беседа о портрете) Темный силуэт княгини располагается на светлом фоне. Красивое, задумчивое лицо с глазами, полными таинственности. Сочетание теплых и холодных тонов. А теперь послушайте, как Лермонтов в стихотворной форме попытался описать внешность Лопухиной.
- Учащийся читает строки. Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной красоты.
- Второй портрет. Портрет в костюме испанской монахини – лучший из Лермонтовских портретов Лопухиной (всего их три). Это акварель. К сожалению, нет точной даты написания этого портрета. Эта работа выполнена в теплых тонах. Это образ девушки, облаченной в одежду монахини. В качестве средства художественной выразительности Лермонтов использует контраст (светлое полуопущенное лицо девушки на фоне темной одежды). (Сравниваем два портрета)
- Если сравнить два портрета, они разные, несмотря на то, что на них изображен один и тот же человек. Написаны они в разное время. Первый – когда Лермонтов встречался с Лопухиной(красивая, гордая, целеустремленная, независимая). Второй – когда они были в разлуке. Она много значила в его жизни (кроткая, невинная, смиренная).
- «Кавказ». Стихотворение читает учащийся.(Анализ стих-я)
- Большой цикл его картин посвящен Кавказу. Хочу познакомить вас с хорошо известным автопортретом Лермонтова (он один), который он подарил Лопухиной. Создан он в период с 1837-1838г.г. Это произведение имеет интересную судьбу. По настоянию мужа Лопухина отдает его Верещагиной, уезжающей за границу. Драгоценная реликвия бережно хранилась среди сокровищ замка Кохберг. А в России считалась утерянной. Лишь в 1964 году портрет был возвращен на родину(Андронниковым) и сейчас находится в Москве в музее Лермонтова. (Беседа по картине). Лермонтов изображен на фоне Кавказских гор в военной форме. У него задумчивый взгляд, устремленный вдаль. Использован контраст – темный силуэт на светлом фоне. Это единственная работа доподлинно изображающая внешность поэта. Глядя на эту работу, в памяти всплывают следующие строки. «Нет, я не Байрон, я другой, еще не ведомый избранник, как он гонимый миром странник, но только русскою душой».
- На многих картинах Лермонтова изображен Кавказ. Поэт один из первых романтично – выражено воспел дикую его красоту. Написанные во время ссылок или по возвращению из них по эскизам, эти картины образуют художественную летопись жизни Лермонтова.
- Показ слайдов. (Презентацию готовят учащиеся) «Вид Пятигорска» - прекрасный панорамный пейзаж. Лермонтов показывает город, раскинувшийся в прекрасном живописном ущелье. Любовь к этому городу он выражает на этой работе следующим образом: Само поселение освещено солнцем и смотрится светлым пятном, сливаясь с небом.
- «Военно – Грузинская дорога близь Мцхата»(преобладание теплых тонов, воздушный, легкий, солнечный пейзаж)
- Внимание Лермонтова привлекло то место, где «шумят, обнявшись две сестры, струи Арагвы и Куры». Изображен Мцхетский монастырь, в стенах которого томится герой поэмы «Мцыри».
- «Казбек» - конус потухшего вулкана.
- «Эльбрус» - высшая точка Кавказа. На этих работах он показал мощь, силу, величие, красоту, грациозность.
- Практическая работа (задание по ИЗО). Стихотворение «Утес» - фонохрестоматия. Попытайтесь создать некий образ на бумаге, возникающий в вашем воображении после услышанных строк. Дайте характеристику созданного образа.
- Рефлексия. С какими пр - ми Лермонтова вы познакомились? Какие средства выразительности в своих стихотворениях использовал? Какие картины вам особенно запомнились?
- Образ Лермонтова до сегодняшнего дня остается загадкой. Лермонтов записал свою тайну в рисунках, тщательно запрятав ее там. Надеюсь, что материал сегодняшнего урока не оставил вас равнодушными. И, может быть, кого – то он заинтересует настолько, что он решит посвятить себя работе над разгадкой образа М.Ю Лермонтова.
- Выставление оценок. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов - художник
Данная презентация будет уместна на уроке при изучении биографии М.Ю.Лермонтова как в 9, так и в других классах, где изучается творчество этого поэта. В презентации представлено 35 репродукций картин ...
М.Ю.Лермонтов - художник
Презентация содержит дополнительную информацию к уроку знакомства с биографией великого поэта М.Ю.Лермонтова. Собранный в слайды материал даёт представление о Лермонтове как о разносторонн...
Презентация "Лермонтов-художник"
В презентации рассказывается о тематике и жанровых особенностях работ М.Ю. Лермонтова-художника...
Интегрированный урок " Лермонтов - художник"
Интегрированный урок:( литература, ИЗО)....
Михаил Юрьевич Лермонтов - художник и поэт
Презентация для урока по русской литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество" является хорошим наглядным материалом. Она содержит биографический материал,сопровождающийся иллюстрациями, рис...
Внеклассное мероприятие по литературе. М.Ю. Лермонтов - художник
Данное мероприятие помогает показать учащимся талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...