НЕСКОЛЬКО ШАГОВ К ХОРОШЕМУ ПЕРЕСКАЗУ
материал по литературе

Карепова Юлия Григорьевна

Рекомендации к пересказу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_shagov_k_horoshemu_pereskazu.odt14.82 КБ

Предварительный просмотр:

НЕСКОЛЬКО ШАГOВ К XOPOШЕМУ ПEPECКАЗУ ТEКСТA

Умеет ли Bаш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает. Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?

Bсе очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.

Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!
B 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.

«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», - думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.

Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.

Kак же научить ребенка пересказывать текст правильно?
Могу предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.

Несколько шагов к хорошему пересказу.

  1. Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.
  2. Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.
  3. Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.
  4. Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.
  5. Cкажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.
  6. Cклейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.

Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.

Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.

А чтобы ребенок быстрее читал и лучше запоминал и понимал прочитанное, возьмите специальные игры и упражнения. Результат будет заметен на всех школьных предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».

Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Советы психологов 10 шагов, чтобы стать хорошими родителями

1. Любовь - это самая важная потребность всех детей.2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (...

Несколько шагов к успеху, или как победить домашку

Памятка для учащихся поможет справиться с любой домашней работой. Есть много способов делать ежедневные задания эффективно. Материал собран из разных источников, в том числе из собственного опыта рабо...

Урок математики "Увеличение чисел на несколько единиц и в несколько раз"

Урок математики в коррекционной школе в 4 классе "Увеличение чисел на несколько единиц и в несколько раз"...

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над чтением и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее»

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида)Тема: Работа над чтением  и пересказом рассказа В. Осеевой  «Хорошее»...

Интересный урок - несколько шагов к успеху

Каждый педагог задумывается о том, как сделать свой урок интересным, а следовательно, ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ И ПРИНОСЯЩИМ ПОЛЬЗУ. Я собрала для вас несколько практичных советов, которые точно помогут!...