Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Прилепина Ирина Александровна

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».

Цели

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilepina_i.a.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».

Цели

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Тип урока: открытие новых знаний

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

II. Ведение в тему урока

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина.Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

Познавательные УУД

 1. Осуществлять самоконтроль в процессе чтения, производить самокоррекцию.

III.   Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки».     Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

 «точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)?   Мечтательность, поэтичность.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её и представлять в других формах (в виде схемы).

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Владеть разными видами монолога и диалога.

IV. Сообщение

Екатерина -  имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

V.Работа по тексту

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)?   Мечтательность, поэтичность.

Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

. Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?         Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис?        Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю.Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве  это единственный выход?Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека. 

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

V. Итог урока. Рефлексия.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные результаты

Радоваться достижениям  одноклассника, своим успехам

VI. Домашнее задание.

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Игра «Примерь роль». Проверка домашнего задания. Учащиеся должны были составить 10 вопросов для Катерины и подготовить ответы на свои в Сообщения: Добролюбов, Писарев. «Что о характере Катерины говорит каждый из критиков?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Жертвы "тёмного царства"

Презентация может быть использована в качестве дидактического материала на уроке литературы, посвященном изучению драмы А.Н.Островского "Гроза"...

Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против "тёмного царства", в чём трагедия героини. (по пьесе Островского "Гроза")...

Методическая разработка по теме: " Протест Владимира Дубровского против деспотизма и произвола"-7 класс

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся. Задачи: • Знать жанровые особенности романа. • Рассказать об истории создани...

Николай Александрович Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Знакомство с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Добролюбова; выяснить и понять точку зрения критика на драму А.Н. Островского "Гроза"; развивать умение работать с критической статьёй....

Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...