Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Корепанова Таисия Николаевна

Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против "тёмного царства", в чём трагедия героини. (по пьесе Островского "Гроза")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Цели:

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

                                 (Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

ХОД УРОКА

I.                    ОРГМОМЕНТ

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

 Екатерина -  имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки».     Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

 «точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)?   Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой?     Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10).  Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я  у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, - страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?     Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!»)  Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких.

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

. Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?         Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис?        Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве  это единственный выход?  Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека. 

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III.               ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....

Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.

Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Из опыта работы "Урок - проект по теме Праздники"

В данном материале представлен Урок – проект по теме  "Праздники в Великобритании, Англии и Америке.» по учебнику В.П. Кузовлева восьмого класса. В учебной программе данная тема освещена скудно. ...

Из опыта работы. Урок в 6 классе по теме: "Качественные прилагательные"

На уроке дети в лёгкой игровой форме знакомятся с новым материалом, закрепляют ранее изученное....

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».Целивоспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.р...