Урок литературы в 10 классе "Жертвы "тёмного царства"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Презентация может быть использована в качестве дидактического материала на уроке литературы, посвященном изучению драмы А.Н.Островского "Гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zhertvy_tyomnogo_carstva.rar | 352.99 КБ |
Подписи к слайдам:
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна
МОУ «Многопрофильный лицей №1»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Выводы:
нравственность добрых, но покорных и безвольных людей изуродована «темным царством».
Выводы:
«нравственные законы» «тёмного царства» – это власть денег, ложь, лицемерие, ханжество, невежество, самодурство, жестокость, консерватизм.
Кулигин
Варвара
Ванька Кудряш
Тихон
Борис
1. Кабаниха
2. Дикой
«Жертвы» города Калинова
«Тираны», «тёмное царство» города Калинова
Мещанин Кулигин – талантливый и умный человек. Он механик-самоучка, однако в голове у него не только мифический проект изобретения вечного двигателя. Он обладает реальными техническими знаниями и мог бы сделать для калинова много полезного, но у него нет на это денег.
Кулигин прекрасно видит недостатки калиновского общества, не случайно именно ему принадлежат слова: «Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите…». Однако он не считает нужным открыто вступать в борьбу, у него нет сил преодолеть навязанные с детства стереотипы. «Уж лучше стерпеть», – считает он.
Конторщик Ванька Кудряш отличается от других героев весёлым и бойким нравом. Он служит у дикого, но нисколько его не боится. «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею... Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну значит, я его не боюсь, пущай же он меня боится…».
Кудряш боек и остёр на язык. «Э, Борис Григорич, бросить надоть», - советует он
Борису, когда узнаёт, что тот полюбил замужнюю женщину. «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите… Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта».
Идеал кудряша – вольная, весёлая, сытая жизнь, и ради неё он готов на всё.
Дочь Кабанихи Варвара – весёлая, жизнелюбивая девушка. Как и её друг Ванька Кудряш, она приспособилась к порядкам калиновского общества и живёт в своё удовольствие по принципу «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было».
Варвара хорошо относится к Катерине и откровенно делится с нею своим жизненным опытом: «И я
не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
В конце пьесы Варвара бежит из родительского дома вместе с Ванькой кудряшом в поисках счастливой жизни. Однако вряд ли её мечтам суждено сбыться: калиновские нравы живучи во всей России того времени (II половина XIX века).
Сын Кабанихи Тихон – недалёкий, хотя и незлой человек. Он по-своему любит Катерину, жалеет её, учит, как ужиться со свекровью. Тихон не понимает, что его душевная неразвитость и слабоволие делают её жизнь ещё более невыносимой.
Забитый укорами матери, Тихон мечтает вырваться из семейного ада и пуститься в разгул. Только после гибели Катерины он решается открыто сказать то, о чём думает: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…»
Зная о своём малодушии, Тихон не испытывает иллюзий насчёт будущего: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на белом свете да мучиться!»
Племянник Дикого Борис по своему рождению и воспитанию не принадлежит к калиновскому миру. Раньше он жил и учился в другом городе, а в Калинов приехал, чтобы получить наследство. Он чувствует себя чужим в этом городе и жалуется:
«Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю.».
Своим внешним обликом и речью Борис не похож на обитателей Калинова, однако, как и они, признаёт власть местных законов.
Полюбив замужнюю женщину, Борис не думает о будущем : «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо».
Он, как и Тихон, слаб и безволен, на нём, как и на Тихоне, лежит вина за гибель Катерины.
Кулигин, Ванька Кудряш, Варвара, Тихон, Борис – герои, которых объединяет не только общественное положение (они зависимы от других людей), но и черты характера: они безвольны, малодушны и ради хорошей жизни готовы пойти на компромисс с совестью.
Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»): а)Феклуша; б) Кулигин; в) Кудряш; г) Борис; д) Катерина.
2. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы: а) заинтриговать читателя; б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге; в) создать образ мира, в котором живут герои; г) замедлить сценическое время.
3. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе? а) Борис и Катерина; б) Катерина и Тихон; в) Дикой и Кабаниха; г) Марфа Кабанова и Катерина; д) Борис и Тихон.
4. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что: а) Борис и Тихон принадлежат одному сословию; б) Борис лишь внешне отличается от Тихона; в) Борис очень резко отличается от Тихона.
5. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого,
ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек,
способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
а) Кулигин; б) Кудряш; в) Варвара; г) Борис; д) Катерина.
б) Кулигин
в) создать образ мира, в котором живут герои
г) Марфа Кабанова и Катерина
б) Борис лишь внешне отличается от Тихона
д) Катерина
Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
Чумак А.В. Островский А.Н. и его эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. М.: Айрис-пресс, 2002 г.
3. Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского
4. В.Н. Бочков, А.А. Григоров. Вокруг Щелыкова. Путеводитель по «земле Островского» М.: Просвещение, 1997 г.
5. Тесты И.Н.Корщуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Где слово немеет, там царствуют звуки..." Музыка на уроках литературы.
В статье приводятся фрагменты уроков в 5- 11 классах с использованием музыки. На конкретных примерах изучения программных произведений показывается, как музыка помогает создать эмоциональный настрой н...
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
Тема урока: «В сказочном подводном царстве».
Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...
Урок- спектакль "Пришельцы из царства Невидимок"
Урок-спектакль по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека" построен в форме заседания членов КОАПП (комитета охраны авторских прав природы)...
Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"
Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...