конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Литература. 6 класс.
Урок № 58
Тема. Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.
Планируемые результаты:
Предметные умения: научиться различать стихотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.
Метапредметные
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.
II. Повторение изученного материала.
- Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?
- Кто из поэтов 19 века «часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)
- Какой автор считает, что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»? (Фет)
Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово.
III. Изучение нового материала.
- Сведения о жизни Я. Полонского.
Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.
Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».
Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».
2. Подготовка к восприятию.
Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.
3.Первичное чтение стихотворений учителем.
Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского.
- Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
- Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
- Мотив неясной надежды.
Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».
4. Проверка восприятия.
- Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.
«По горам две хмурых тучи…».
- Какая картина предстаёт перед вами?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?
- Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)
- Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.
Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину?
«Посмотри – какая мгла…»
- Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?
- Какие слова передают мглу долин?
- Какое чувство передаётся в первой части стихотворении?
- Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч».
- О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч».
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину?
- Итог урока.
Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?
V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....