Концепция школьного филологического образования: за и против
статья по литературе

Качинскене Марина Сергеевна

Статья для выступления в рамках Круглого стола (региональный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachinskene_m.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Качинскене М. С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Катынская СШ

Смоленского района Смоленской области

«Концепция школьного филологического образования»: за и против

«Концепция школьного филологического образования» остро ставит вопросы, которые давно волновали учителей: нужен ли единый учебник по литературе, как рассматривать систему языка, какие произведения изучать по литературе, правомерно ли объединить русский язык и литературу в единый предмет и др. На мой взгляд, в настоящее время необходима концепция, которая будет опираться на отечественные традиции, будет формировать духовно-нравственный потенциал молодого поколения. В такой концепции должны быть прописаны изменения в методике преподавания предметов гуманитарного цикла, что уже частично сделано в связи с введением ФГОС.

В качестве положительных моментов «Концепции» можно отметить идею самостоятельности предметов «Русский язык» и «Литература», а также увеличение количества часов на изучение этих предметов, так как они имеют очень важное значение при подготовке выпускников, а в том числе для формирования и развития личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.

В «Концепции» просматривается задача достижения метапредметных результатов, что соответствует требованиям ФГОС. В преподавании литературы сделан акцент на развитие личностных результатов.

Наряду с этим также можно отметить и отрицательные стороны. В «Концепции» не прописаны механизмы преемственности между преподаванием русского языка и литературы в начальной школе и основной, а также между основной и старшей школой. Не совсем понятно, как будет осуществляться развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в области школьного филологического образования. Не представлена система оценивания достижений образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Вызывает вопросы структура содержания обучения русскому языку на уровнях основного и среднего общего образования. Считаю крайне нецелесообразным перенесение темы «Синтаксис сложного предложения» в 11 класс. даже при предполагаемых двух часах русского языка в 10 и 11 классах перечень изучаемых дидактических единиц в этих классах чрезмерно широк (30!), что негативно скажется на качестве обобщающей работы для успешной сдачи итоговой аттестации по русскому языку. Таким образом, убеждена, что изучение систематического курса синтаксиса должно быть завершено в 9 классе, а в старших классах целесообразно систематическое и обобщающее повторение. Также считаю, что в изучении русского языка в основной школе на базовом уровне нужно сосредоточить внимание на формировании функциональной грамотности и способности к речевым коммуникациям (орфография, пунктуация, высказывание, текст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование внеурочной деятельности в процессе школьного филологического образования

Актуальность  данной работы  определяется необходимостью  просвещения коллег и родителей  по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования  их мотивац...

«Внедрение концепций математического и филологического образования в дошкольное, среднее, дополнительное образование МБОУЦО № 43»

Выступление на педагогическом совете " Внедрение концепции математического образования"...

Концепция шКольного филологичесКого образования Русский язык и литеРатуРа

Концепция шКольного филологичесКого образованияРусский язык и литеРатуРа...

Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются  образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обу...

Актуальные вопросы школьного филологического образования :опыт ведущих практик

Развитие филологической одаренности и литературных способностей обучающихся .Опыт участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах...

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...