урок по литературе " Милосердие. понимание в рассказе Куприна " Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
урок литературы в 6 классе по рассказу " Чудесный доктор", где используется технология деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Твори добро!» по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Эпиграф:
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
- Заполнить таблицу противопоставлений « Мир города и мир мальчиков»
- Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
- Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
- Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
- Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
- Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).
Ход учебного занятия
- Мотивационно-установочный этап
а)Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам! Здравствуйте, ребята! Я рада Вас сегодня приветствовать.
1. Вступительное слово учителя.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский
Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.
Слайд 1
Реализация домашнего задания
Б) Корзина знаний о писателе ( каждый ученик говорит по предложению о жизни Куприна)
В) слайд “ Добрый талант»( Найти ключевые фразы) слайд 2
-А как вы докажете, что рассказ основан на реальных событиях?
Слайд ( прочитать, основан на реальных событиях) слайд 3
2 этап целеполагания
Как вы думаете о ком, о чем мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему урока?
Ученики:
- О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
- Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Слайд 4
Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится» (Слайд № 5
Учитель:
-Так чем мы будем заниматься, что мы должны узнать с вами?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
3. этап реализации поставленных целей
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
- Подберите синонимы к слову « Чудесный» хороший. Добрый, отзывчивый)
(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойное место в обществе). Можно сказать, что совершил чудо.
Вопрос к классу
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики:
- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.
Учитель:
- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
в)Эмоциональный настрой.
Просмотрите видеооткрытку. (видео) слайд 6
Совсем недавно прошли рождественские праздники, и каждый из вас был окружён заботой, получил чудесный сказочный, незабываемый подарок от своих родителей. Какие чувства вы испытываете накануне Нового года, Рождества? (Чувство радости, ожидание чуда)
- Какая профессия способна творить самые великие чудеса?(Врач, доктор)
- Почему?
Учитель:
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? ( описание места где живут мальчики)
Реализация Домашнего задания.
Вашим домашним заданием было распределить говорящие детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Слайд 7
Мир города | Мир Мальчиков |
Перед огромным окном гастрономического магазина | Приплясывали от жестокой стужи |
Великолепная выставка | Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки |
Эффектная картина: Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов; Стояли пирамиды мандаринов; Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы; Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала. | Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью. Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей. |
Очаровательное зрелище | Произнес сурово, подавив тяжелый вздох |
4. Этап первичного закрепления
– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?
– Как с помощью имен прилагательных создается колоритная картина жизни мальчиков и большого города?
Прекрасные магазины | Малолюднее и темнее становились улицы |
Сияющие елки | кривые, узкие переулки. |
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками | Покосившийся, ветхий дом, |
Праздничное оживление толпы | мрачные, не освещенные косогоры |
Веселый гул окриков и разговоров | Темный, обледенелый и грязный двор |
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам | Прошли в темноте общим коридором |
Праздничное ликование | Закоптелые, плачущие от сырости стены |
Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?
Ученики:
- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.
-Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся:
- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир
-в какой фразе мы видим авторское отношение к детям? ( Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания)
Учитель. Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза).
- Как же семья оказалась в этом бедственном положении?
( пересказ о Мерцалове и его семье) слайд 8
- С каким поручением мать отправила детей?
- Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Слайд 9
Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”. ( читает ученица)
- “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?
(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
- зачем Куприн так подробно описывает пейзаж?
- отметьте художественные средства, используемые для его описания?
(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»). (Слайд № 10)
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали».
Эпитет: «великое спокойствие».
Метафора: «глубокая тишина».
Учитель. Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
– Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором
Учитель. Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.
– В чем же проявляется «чудесность» доктора? Слайд 11
Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем.(Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого.)
Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? 1 группа
Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
- Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь.
- Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
( Пересказ ученика) Слайд 12
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).
- Составьте кластер
- Запишите те нравственные качества, за которые доктора можно назвать чудесным?
( отзывчивость, доброта, понимание, внимательность, сострадание…)
Физкультминутка:
Встаньте, дети, встаньте в ряд
Влево,вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протяните
Лучике его словите
И к груди скорей прижмите,
С этим лучиком в груди
Ты на мир добрей гляди.
- Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
- Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине.
Слайд 12
Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором.
Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
- Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
Учитель:
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Учитель:
- Дело доктора Пирогова Живет и в наше время
И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие? Слайды 13-14
Учитель:
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом.
Клиника доктора Рошаля ( сейчас там лечится выживший мальчик Ваня из Магнитогорска
Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.
Подведение итогов:
Чему нас научил рассказ? Слайд 15
У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.
Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
Рефлексивно-оценочный этап:
- Какие выводы вы сделали сегодня на уроке?
Да, великие личности вершат великие дела. И знайте, человека запоминают по его делам. И важно, чтобы в вашем сердце разгорались яркие искры любви и сострадания. Тогда каждый из вас станет личностью.
- Отражает ли эпиграф основную мысль рассказа? Слайд 16
(Главный герой Григорий в дальнейшем помогал бедным)
Оценивание учащихся ( в оценочном листе вы должны оценить себя)
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Домашнее задание: Слайд 17
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Слайд 18
Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Ответьте на один из вопросов
1. Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи ,на личность Григория Мерцалова
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
Фамилия имя | Был активный | Мало отвечал | Не отвечал | Имел индивид. задание | пересказывал | Читал по ролям | оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Технологическая карта урока литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...
Урок "Каким бывает счастье?". По произведению А.Куприна "Чудесный доктор"
Что такое истинное счастье?Это очень серьезный философский вопрос. Интересно, как ответят на него обучающиеся, прочитав рассказ "Чудесный доктор" А Куприна....
Конспект урока по литературе в 6 классе "Твори добро" по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
Конспекты уроков литературы и русского языка для уроков в 6 и 8 классах...
Технологическая карта к уроку по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
Технологическая карта к уроку по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...
по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
открытый урок...
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "
Презентация к уроку литературы 6 класс "А. И. Куприн "Чудесный доктор" "...
"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...