по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Ход урока
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
Ответы учеников:
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
Учитель: Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор".
Формулирование целей урока
Учитель: Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение. Ответьте на мои вопросы:
- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?
- Что увидели мальчики на витрине магазина?
- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?
- А как вы относитесь к праздникам?
- Какие чувства вы испытываете при их приближении?
- Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?
- Где жили Мерцаловы?
- Расскажите, что произошло в семье?
- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?
- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).
- Пытался ли Мерцалов достать денег?
- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?
- Что он предпринимал?
- Почему уходит из подземелья Мерцалов?
- Куда он идет? (Зачитать).
Художественный анализ текста. (12 мин.)
Теперь перейдём к анализу произведения.
1. Сколько рассказчиков в этом произведении?
Учитель: Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
Как автор описывает картину города? Найдите описание города (По мере…позади).
Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?
Учитель: С чем ассоциируются новогодние праздники?
Учитель: Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Учитель: Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Учитель: Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.
- Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
- Ярким светом висящих ламп;
- Правильные пирамиды мандаринов.
- Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
- Гирляндами колбас.
- Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
- Сияющие ёлки.
- Прекрасные магазины.
- Смеющиеся лица нарядных дам.
- Тесным, обледенелым и грязным двором.
- Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
- Мокрым отрёпкам.
- Ужасному запаху керосинового чада.
- Грязного белья и крыс.
- Запаху нищеты.
Учитель: Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?
Ученики: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.
Учитель: Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся: А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.
Учитель: Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.
- Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
- Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».
С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
Учитель: А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?
Ученик: Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.
Работа в парах. (3 мин.)
Учитель: Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики). Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
Дискуссия.(6 мин.)
Учитель: Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Ответы учеников.
Учитель: И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.
Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся.
Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Ученики: Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
XI. Домашнее задание. Написать свою памятку “Как стать добрым человеком?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...
Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понят...
Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....