урок литературы И.С.Тургенев "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Нуралиева Анжела Рибиуллаховна

Материал к открытому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.turgenev.docx80.67 КБ
Файл i.s.turgenev.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Открытый урок по литературе                    в 10 классе

« Испытание любовью героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

                                                                        Учитель русского языка

                                                                                литературы Нуралиева А.Р.

« Испытание любовью героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Нуралиева Анжела Рибиуллаховна, учитель русского языка и литературы.

Урок-исследование


Цель: определить, какое место тема любви занимает в проблематике романа, обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, электронная презентация, посвященная творчеству писателя, стенгазеты, выставка книг писателя, романсы на стихи И.С.Тургенева

Ход урока

... Любовь сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
 (И.С.Тургенев “Воробей”)

Звучит романс « Утро туманное, утро седое..»

  1. Слово  учителя:

Любовь, любовь, гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье, и роковое их слиянье.

И…поединок роковой.

(Ф.И. Тютчев)

Сегодня, ребята, мы будем говорить о любви. Сколько раз звучала на уроках эта тема: Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Печорин и Мэри, Обломов и Ольга Ильинская.

Но можно ли её назвать избитой, устаревшей? Едва ли. Ведь принадлежит любовь вечным ценностям человеческого бытия.

Я уверена, что в применении к нашим героям она звучит по-особому.

  1. И.С. Тургенев и Полина Виардо. Любовь в жизни писателя.
  1. Учитель: Известно, что стиль творчества неотделим от жизни художника. Поэтому – то в тургеневских героях так много от автора. Исследователи творчества Тургенева отмечали, что любовь – главная ценность в художественном мире писателя. А в жизни Тургенева? Была ли эта ценность?
  2. Доклад кадета на тему: «И.С. Тургенев и Полина Виардо. Испытание любовью»
  3. Учитель: Оказывается сам Тургенев испытал на себе силу любви.
  • Счастлив ли был, по-вашему, писатель? (Если много страдал, так и не «свил своего гнезда», оставшись холостяком…)

Любовь Тургенева к Полине Виардо принесла ему много страданий, но и немало счастья.

Пусть эта история любви станет мостиком к нашим героям.

II.  Слово учителя.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Темой пристального читательского внимания сегодня на уроке будет тема любви на страницах романа “Отцы и дети”.

Разговор о ней хотелось бы начать с презентации.

III. Презентация (компьютер, проектор, экран).

Сообщение кадета.

Слайды с портретами И.С.Тургенева, Полины Виардо, картины природы. Звучит романс на стихи И.Тургенева и композитора В.Абазы “Утро туманное”.

IV. Краткое сообщение об истории романса “Утро туманное”

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

V. Сообщение учащихся о любви И.С.Тургенева и Полины Виардо “История любви, длиною в целую жизнь...”. 

VI. Работа творческих групп.

Задания получены заранее.

Первая группа.

1. Рассказывают об истории любви П.П.Кирсанова и княгини Р.

2. Звучит стихотворение И.С.Тургенева “К чему твержу я стих унылый…”

3. Отвечают на вопрос:

Как вы относитесь к словам Базарова:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”?

4. Запишите в тетрадь эпитеты, характеризующие эту любовь. (Роковая, страстная, трагичная, безответная и т.д.)

Вторая группа.

1. Сообщение об истории любви Е.Базарова и А.Одинцовой.

2. Зачитывают цитаты, характеризующие отношение Базарова к любви до встречи с Одинцовой и после. Цитаты должны показать, как изменилось мировоззрение Базарова и сам он.

Тургенев “наказал” героя сильным чувством именно потому, что он никогда не стремился к такой любви, он ее отрицал.

3. Вопрос:

А любила Одинцова Евгения Базарова? Докажите свою точку зрения.

4. Сравните эти две истории любви: П.Кирсанов – княгиня Р. и Е.Базаров – А.Одинцова. Сходство и различие.

Третья группа.

1. Сообщение об истории любви Аркадия Кирсанова и Катерины Локтевой.

2. Зачитать цитаты из романа об истории их отношений.

3. Ответьте на вопрос:

Будет ли их брак долгим и счастливым?

4. Запишите эпитеты для определения такой любви. (Взаимная, спокойная, надежная, ориентированная на создание семьи, простая, земная и т.д.)

Четвертая группа.

Сообщение о художественных особенностях романа в раскрытии темы любви.

1. Использование образов-символов.

Аркадий и Базаров едут в первый раз в имение Одинцовой в день ангела Евгения. Для него как будто символически начинается новая жизнь. “Посмотрим, как он [ангел] обо мне печется”, - говорит Евгений. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова при мысли об ангеле и уходит из его жизни при упоминании об ангеле. Когда Анна Сергеевна приезжает попрощаться с умирающим Базаровым, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена! ... к нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”

Образ креста.

Образ креста, перекрещенных линий появляется в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила руки на груди”, а из-под складки платья “едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенные”. Княгиня Р. послала П.П.Кирсанову кольцо со сфинксом, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела сказать, что крест – вот разгадка”. Крест издревле считался символом обреченности, смерти. Это и прослеживается в характере отношений двух пар.

Образ кольца.

Кольцо, означающее строение, композицию романа по концентрическому признаку. Малое кольцо – история Павла Петровича. Расширяющееся кольцо – прохождение Базаровым тех же испытаний и прозрений.

2. Сообщение об антитезах на страницах романа. Цитаты. Примеры.

3. Созвучие темы любви и природы.

Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе. “Катя обожала природу, и Аркадий ее любил”.

Базаров, до того как влюбился в Одинцову, считает, что природа – “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует. Испытав чувство любви, Евгений смотрит в окно и ощущает “раздражительную свежесть ночи”. Раздражительную именно потому, что он ее чувствует, а раньше – нет. Это “бесит и мучает” его.

4. Использование аллюзий в романе.

Запись в тетрадь. Аллюзия (франц.) – это намек, соотнесение описываемого с уже известным в литературе произведением.

Сопоставление стихотворения А.С.Пушкина “Я вас любил” и прощания, признания в любви Базарова.

VII. Индивидуальное тестовое задание.

Взаимопроверка и выставление оценок.

VIII. Итоги.

Возвращаясь к главным проблемам романа, запишите их в порядке значимости и актуальности для вас.

- Кто поставил тему любви на 1-ое место?

- Можно ли сказать, что “Отцы и дети” - это роман о любви?

Да, тема любви представлена многолико: от страстной и трагической до спокойной и умиротворяющей. И каждый лик этой любви достоин внимания и уважения, ибо любое проявление настоящей любви прекрасно.

Звучит романс “В лунном сиянии ночь серебрится”.

Домашнее задание:

1. Перечитать 27 главу и эпилог.

2. Ответить на вопросы:

а) Отношения Базарова к родителям.

б) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова.

Звучит романс…



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Открытый урок по литературе                    в 10 классе

« Испытание любовью героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

                                                                        Учитель русского языка

                                                                                литературы Нуралиева А.Р.

« Испытание любовью героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Нуралиева Анжела Рибиуллаховна, учитель русского языка и литературы.

Урок-исследование


Цель: определить, какое место тема любви занимает в проблематике романа, обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, электронная презентация, посвященная творчеству писателя, стенгазеты, выставка книг писателя, романсы на стихи И.С.Тургенева

Ход урока

... Любовь сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
 (И.С.Тургенев “Воробей”)

Звучит романс « Утро туманное, утро седое..»

  1. Слово  учителя:

Любовь, любовь, гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье, и роковое их слиянье.

И…поединок роковой.

(Ф.И. Тютчев)

Сегодня, ребята, мы будем говорить о любви. Сколько раз звучала на уроках эта тема: Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Печорин и Мэри, Обломов и Ольга Ильинская.

Но можно ли её назвать избитой, устаревшей? Едва ли. Ведь принадлежит любовь вечным ценностям человеческого бытия.

Я уверена, что в применении к нашим героям она звучит по-особому.

  1. И.С. Тургенев и Полина Виардо. Любовь в жизни писателя.
  1. Учитель: Известно, что стиль творчества неотделим от жизни художника. Поэтому – то в тургеневских героях так много от автора. Исследователи творчества Тургенева отмечали, что любовь – главная ценность в художественном мире писателя. А в жизни Тургенева? Была ли эта ценность?
  2. Доклад кадета на тему: «И.С. Тургенев и Полина Виардо. Испытание любовью»
  3. Учитель: Оказывается сам Тургенев испытал на себе силу любви.
  • Счастлив ли был, по-вашему, писатель? (Если много страдал, так и не «свил своего гнезда», оставшись холостяком…)

Любовь Тургенева к Полине Виардо принесла ему много страданий, но и немало счастья.

Пусть эта история любви станет мостиком к нашим героям.

II.  Слово учителя.

Анализируя роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”, мы чаще всего выдвигаем на первый план именно социальные, идеологические проблемы и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно. Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь. Вот эти-то главные ценности человеческого бытия в качестве сквозных мотивов прошли через все творчество И.С.Тургенева. Именно любовь и помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.

Темой пристального читательского внимания сегодня на уроке будет тема любви на страницах романа “Отцы и дети”.

Разговор о ней хотелось бы начать с презентации.

III. Презентация (компьютер, проектор, экран).

Сообщение кадета.

Слайды с портретами И.С.Тургенева, Полины Виардо, картины природы. Звучит романс на стихи И.Тургенева и композитора В.Абазы “Утро туманное”.

IV. Краткое сообщение об истории романса “Утро туманное”

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

V. Сообщение учащихся о любви И.С.Тургенева и Полины Виардо “История любви, длиною в целую жизнь...”. 

VI. Работа творческих групп.

Задания получены заранее.

Первая группа.

1. Рассказывают об истории любви П.П.Кирсанова и княгини Р.

2. Звучит стихотворение И.С.Тургенева “К чему твержу я стих унылый…”

3. Отвечают на вопрос:

Как вы относитесь к словам Базарова:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”?

4. Запишите в тетрадь эпитеты, характеризующие эту любовь. (Роковая, страстная, трагичная, безответная и т.д.)

Вторая группа.

1. Сообщение об истории любви Е.Базарова и А.Одинцовой.

2. Зачитывают цитаты, характеризующие отношение Базарова к любви до встречи с Одинцовой и после. Цитаты должны показать, как изменилось мировоззрение Базарова и сам он.

Тургенев “наказал” героя сильным чувством именно потому, что он никогда не стремился к такой любви, он ее отрицал.

3. Вопрос:

А любила Одинцова Евгения Базарова? Докажите свою точку зрения.

4. Сравните эти две истории любви: П.Кирсанов – княгиня Р. и Е.Базаров – А.Одинцова. Сходство и различие.

Третья группа.

1. Сообщение об истории любви Аркадия Кирсанова и Катерины Локтевой.

2. Зачитать цитаты из романа об истории их отношений.

3. Ответьте на вопрос:

Будет ли их брак долгим и счастливым?

4. Запишите эпитеты для определения такой любви. (Взаимная, спокойная, надежная, ориентированная на создание семьи, простая, земная и т.д.)

Четвертая группа.

Сообщение о художественных особенностях романа в раскрытии темы любви.

1. Использование образов-символов.

Аркадий и Базаров едут в первый раз в имение Одинцовой в день ангела Евгения. Для него как будто символически начинается новая жизнь. “Посмотрим, как он [ангел] обо мне печется”, - говорит Евгений. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова при мысли об ангеле и уходит из его жизни при упоминании об ангеле. Когда Анна Сергеевна приезжает попрощаться с умирающим Базаровым, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена! ... к нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”

Образ креста.

Образ креста, перекрещенных линий появляется в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила руки на груди”, а из-под складки платья “едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенные”. Княгиня Р. послала П.П.Кирсанову кольцо со сфинксом, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела сказать, что крест – вот разгадка”. Крест издревле считался символом обреченности, смерти. Это и прослеживается в характере отношений двух пар.

Образ кольца.

Кольцо, означающее строение, композицию романа по концентрическому признаку. Малое кольцо – история Павла Петровича. Расширяющееся кольцо – прохождение Базаровым тех же испытаний и прозрений.

2. Сообщение об антитезах на страницах романа. Цитаты. Примеры.

3. Созвучие темы любви и природы.

Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе. “Катя обожала природу, и Аркадий ее любил”.

Базаров, до того как влюбился в Одинцову, считает, что природа – “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует. Испытав чувство любви, Евгений смотрит в окно и ощущает “раздражительную свежесть ночи”. Раздражительную именно потому, что он ее чувствует, а раньше – нет. Это “бесит и мучает” его.

4. Использование аллюзий в романе.

Запись в тетрадь. Аллюзия (франц.) – это намек, соотнесение описываемого с уже известным в литературе произведением.

Сопоставление стихотворения А.С.Пушкина “Я вас любил” и прощания, признания в любви Базарова.

VII. Индивидуальное тестовое задание.

Взаимопроверка и выставление оценок.

VIII. Итоги.

Возвращаясь к главным проблемам романа, запишите их в порядке значимости и актуальности для вас.

- Кто поставил тему любви на 1-ое место?

- Можно ли сказать, что “Отцы и дети” - это роман о любви?

Да, тема любви представлена многолико: от страстной и трагической до спокойной и умиротворяющей. И каждый лик этой любви достоин внимания и уважения, ибо любое проявление настоящей любви прекрасно.

Звучит романс “В лунном сиянии ночь серебрится”.

Домашнее задание:

1. Перечитать 27 главу и эпилог.

2. Ответить на вопросы:

а) Отношения Базарова к родителям.

б) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова.

Звучит романс…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 5 классе "Крестьянские дети".

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.некрасов "Стихотворение "Крестьянские дети"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формиров...

Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...

Урок литературы с применением кейс-технологии "Тема отцов и детей в русской литературе"

Один из заключительных уроков в системе изучения романа "Война и мир". «Тема отцов и детей в русской литературе». Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и...

Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"

Авторская разработка интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной с презентацией. Урок направлен на...

Статья "Использование музыки на уроках литературы и чтения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

     В своей статье я хочу рассказать об использовании музыки на уроках литературы и чтения для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательн...