открытый урок "Патриотические басни И.А.Крылова"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Максименко Е.А.

История создания, связь с исторической действительностью басен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотические басни И.А.Крылова34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года»

Тип урока:  Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Цели и задачи:

-расширить знания учащихся о  баснописце и его баснях, написанных в 1812 году;

-продолжить обучение элементам анализа эпического  текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев;

-воспитывать интерес к изучению литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Воспитание у

 учащихся чувства

 уважения к

культурному нанаследию

1. Смысловое чтение

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию

Оценивание содержания басни и поступков   героев на основе сформированных личностных ценностей.

2. Умение передавать содержание текста

2. Планирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. Структурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи ответа

3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

4. Анализ текста на основе сравнения

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

 -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

 выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и

 познавательных задач;

-умение определять способы  действий в рамках предложенных условий

 корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

 самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

 строить  логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

 речевой ситуацией  для выражения своих   мыслей;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной  деятельности;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

 и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование готовности и способности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Ход урока

I.Мотивационный этап. Вступительное слово учителя.

Высказывания об И.А.Крылове.

А.С.Пушкин назвал его во всех отношениях «самым народным нашим поэтом, то есть самым национальным и самым популярным».

В.Г.Белинский писал: «Его басни - сокровищница русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются простодушием и народностью. Вы найдете в них пословицы, поговорки и прибаутки. Они насыщены всеми видами художественных приемов, которыми богата русская речь.

М.Исаковский посвятил ему такие строки:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения его (Крылова)

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые его (крыловские) слова.

Учитель : Скажите, о ком идет речь?

Ответы: В этих высказываниях говорится об И.А. Крылове.

II. Актуализация знаний.

Учитель: С творчеством И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, вы уже знакомы.

Вспомните, какие басни И.А.Крылова вы знаете?

Учитель: А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

Викторина.

1.Отгадайте, о каком герое басни И.А. Крылова идет речь?

1) «Лето красное пропела».(Стрекоза.)

2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…»(Мартышка.)

3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк.)

4) «От радости в зобу дыханье сперло».(Ворона.)

5) «Слушает да ест».(Кот Васька.)

6) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(Обезьяна.)

7) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».(Свинья.)

8) «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает».(Слон.)

2.Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Я прочитаю некоторые из них, а вы определите, из какой они басни?

(«Слона-то я и не приметил»; «А ларчик просто открывался»; «Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши!»; «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело пойдет»; « Спой, цветик, не стыдись!»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»)

III. Тема и задачи на урок.

1.Тема нашего урока «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года».

Сегодня я помогу вам расширить и углубить знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.

Вы будете учиться анализировать басни, выразительно читать по ролям и наизусть.

Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.

Ответы:

1.Мы будем углублять знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.

2.Мы будем учиться анализировать басни, выразительно читать их по ролям и наизусть.

2. Вопросы теории

 Учитель: вспомним некоторый определения, необходимые нам на уроке.

Басня –это короткое нравоучительное стихотворение или рассказ.  Героями в басне являются животные или растения, иногда предметы, которые умеют разговаривать. Басня относится к иносказательному жанру. В басне часто скрыты нравственные, общественные проблемы. В басне используется аллегория.

Аллегория - это иносказание, маскировка истинного смысла, условный перенос явления, признаков предмета, на другое явление или предмет, когда говорится одно, а подразумевается другое. 

Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием

Мораль – нравоучительный смысл басни (в начальный или заключительных строках).

IV. Изучение нового материала

 1.Басни об Отечественной войне 1812 года.

 Учитель:  Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал  К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“.  Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях  современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

        В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года.
Осенью 1812 года в журнале "Сын отечества" печатаются басни И.А.Крылова 
"Ворона и курица""Волк на псарне""Обоз", "Щука и Кот".

        Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как "политический писатель", поддерживающий и оправдывающий тактику М.И.Кутузова.      Крылов был не просто баснописец, но и летописец: он не оставлял без внимания не только крупные исторические события и значительные факты государственной политики, но и повседневные досадные случайности общественной и частной жизни. Это был своего рода поэтический протокол совершающихся событий: содержание каждой басни можно было подтвердить документальными данными, а героев басен все узнавали без труда. Вывод же или нравоучение басни воспринимались как справедливая оценка того или иного события.

Вот эти басни: «Кот и Повар»; «Раздел»; «Ворона и Курица».  «Обоз»; «Щука и Кот»; «Волк на псарне». Запишите их в тетради. 

2. Анализ басен. 

1) «КОТ И ПОВАР». Связь с политическими событиями улавливалась современниками Крылова уже в первой из созданных им в то время басен «КОТ И ПОВАР». В 1812 году, когда армия Наполеона уже приближалась к границам России, император Александр I приехал в Вильно, где в течение месяца все еще обсуждал вопрос о тактике русской армии наступательной или оборонительной, не приходя к окончательному выводу. Александр всё рассуждал, а Наполеон действовал. В июне 1812 г. Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю. Это вторжение французских войск поразило Александра I «неожиданностью» и он растерялся. Первое, что он сделал, - послал императору Франции дружеское письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеет возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон отверг это предложение и продолжал действовать. Трудно было не понять, о ком говорил Крылов в своей басне «КОТ И ПОВАР». Все узнавали в нахальном коте Ваське императора французов, который захватывал одну страну за другой, а аппетиты его отнюдь не уменьшались. Заключение басни, её «мораль» относилась к русскому императору Александру I: «там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».

    Басня  тут же разошлась по рукам. Автор убеждал правительство «речей не тратить по-пустому», не уговаривать жадного кота Ваську, а употребить против него силу. В коте Ваське все увидели Наполеона, в поваре – Александра I.

Давайте послушаем эту басню и оценим ее по-новому, с учетом полученной информации.

Чтение басни.

2). «ОБОЗ».

Чтение басни.

      В басне "Обоз", напечатанной в ноябре 1812 года, Крылов пытается защитить полководца от нападок молодых военных и императора Александра I, упрекавших Кутузова в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче Москвы.

Задиристый и наглый молодой конь подсмеивается над опытным и неторопливым старым. Старый добрый конь, молчаливо уступающий ношу – Кутузов, а "напроказивший" самоуверенный молодой – АлександрI , по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Следует отметить, что до XVIII века в России не было деления на историю, публицистику и литературу. И.А.Крылов, продолжая традиции XVIII века, был писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова превращались в живую историю, объясняя современникам происходящее в доступной форме.

  В морали басни скрывалась ядовитая ирония, направленная на «напроказившего» доносчика – генерала Беннигсена, которого Наполеон разгромил при Фринланде, а также «напроказившего» в Аустерлице Александра I. Эти «проказы» стоили России очень дорого – в этих сражениях она потеряла свыше 60 тысяч человек. А мудрый и осторожный Хозяин продолжал свое дело, неуклонно двигаясь к поставленной цели – истребить врага «до последней черты возможности».

Учитель: Патриотический отклик писателя на исторические события Отечественной войны 1812 года достиг наибольшей силы в известной басне «Волк на псарне».

3). «ВОЛК НА ПСАРНЕ».

    Весь дальнейший ход войны изложен Крыловым с полной достоверностью и точным соблюдением последовательности событий в знаменитой, самой популярной в то время басне «ВОЛК НА ПСАРНЕ». Басня написана в тот момент, когда в обществе стало известно намерение Наполеона вступить в переговоры о мире. Содержание речи Волка почти дословный пересказ льстивых писем Наполеона к императору Александру I. В конце сентября 1812 г. в ставку Кутузова прибыл французский посол Лористон от Наполеона с предложением о мирных переговорах. Французский посол уверял Кутузова, что «император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». «Я ответствовал ему, - сообщал Кутузов Александру I, - что я никакого наставления на сие не имею, что при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Что я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа».

Послушайте басню «Волк на псарне».

 Ответ ловчего в басне Крылова столь же суров и прям, как и ответ Кутузова послу Наполеона: «С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». Кутузов готовился к решающим сражениям, чтобы «выпустить на Волка гончих стаю». Как свидетельствуют современники, Крылов, своею рукой переписал эту басню, отдал ее жене Кутузова, которая и отправила ее мужу в письме. Полководец прочитал басню после сражения под Красным и при словах «а я, приятель, «сед», снял свою фуражку и потряс наклоненной головой. Так об этом рассказал А.И.Михайловский – Данилевский в истории военных событий.

Учитель: Обратимся к незнакомым словам, которые использованы в этой басне. Выясним их лексическое значение.

Овчарня-помещение для овец.

Волк в овчарне -  безнаказанно хозяйничающий хищник, вор.

Псарня- помещение для собак (преимущественно охотничьих).

Ловчий - предназначенный, приученный к ловле, охоте. Устроенный для ловли зверей.

Хлев- помещение для скота.

Идти на мировую – заключать соглашение о мире.

Учитель:

1. Докажите, что «Волк на псарне» - это басня?

Ответы: «Волк на псарне» - это небольшой стихотворный рассказ, в котором в иносказательной форме дается нравоучение и сатирическое изображение жизни. В нем есть животные, которым приписываются человеческие качества и переживания, и вывод, мораль, которая помещена в конце стихотворного рассказа. События изображены ясно, диалог выразителен. Это басня.

2.Какое впечатление произвела на вас эта басня?

Ответы:

3.Каков сюжет басни? Сюжет этой басни заключается в том, что Волк ночью решил залезть в овчарню, но попал на псарню. Псари услышали вора и подняли стрельбу. Волк испугался и вступил в переговоры с Ловчим , он хотел его обхитрить. Но Ловчий был мудрым человеком и не поверил волку «Ты сер, а я, приятель, сед…»

4. Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года?

Ответы: Наполеон из Москвы пытался вступить в переговоры с Александром I. В сентябре в к Кутузову прибыл граф Лористон (бывший посол Франции при русском дворе).Наполеон, отправляя графа с ответственным поручением, сказал: «Мне нужен мир». Кутузов ответил отказом на это предложение.

5. Назовите героев басни?( с цитатами)

Волк. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».

Псы. «Псы залились в хлевах».

Псари. «Псари кричат: «Ахти, ребята, вор»».

Ловчий. Тут Ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель сед».

6.Каким изображен волк?

Ответы: Я считаю, волк изображен как хитрый вор, который хотел похитить овец, но, услышав псов и псарей, почувствовал опасность и решил обхитрить псарей, вступив в переговоры: «Друзья, к чему весь этот шум?»

Под волком автор подразумевает Наполеона.

7.Какими качествами наделяет автор Ловчего?

Ответы: Мне кажется, автор наделил Ловчего умом и мудростью, так как он не поверил словам волка и ответил ему «Ты сер, а я, приятель, сед…»

Под Ловчим автор подразумевает Кутузова.

Почему в басне так настойчиво фиксируется серый цвет?

(Во-первых, это цвет серого походного сюртука Наполеона. Во-вторых, стремление снизить оценку претендующего на необычность героя, подчеркнуть его непримечательность).

Каким представляется Ловчий?

(Опытный, седой, мудрый, понимающий все хитрости неприятеля).

8.Мораль басни какова?

Ответы: Мораль этой басни - показать мудрость Ловчего, то есть Кутузова, который был главнокомандующим русских войск.

9. Сравнить «Наполеона-кота» в басне «Кот и Повар» и «Наполеона-волка».

V. Живая память народа в наши дни о героях Отечественной войны 1812 года.

Видеоролик.

Презентация ученика.

VI. Рефлексивно- оценочный этап.

Итоги урока.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы изучали патриотические басни И.А.Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года, которые учат любить Родину, уметь жертвовать своими интересами для спасения страны.

Эти басни прославляют мужество, мудрость и достоинства Кутузова, который стоял во главе русской армии, и осуждают Наполеона, который хотел захватить Россию, но ему это не удалось.

Правильно говорят: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Я надеюсь, этот урок послужит вам примером того, что добро побеждает зло и справедливость торжествует.

Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?

Домашнее задание.

1.Подготовьте устный монологический ответ (страницы 106-108) и

выразительное чтение наизусть басен  «Кот и Повар»;  «Волк на псарне» по выбору.

2. Самостоятельно прочитать басни «Ворона и Курица», «Раздел», «Кот и Щука», дать краткий анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...