открытый урок "Патриотические басни И.А.Крылова"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
История создания, связь с исторической действительностью басен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотические басни И.А.Крылова | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года»
Тип урока: Изучение нового материала
Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.
Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова
Цели и задачи:
-расширить знания учащихся о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году;
-продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;
-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев;
-воспитывать интерес к изучению литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
-умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логичное рассуждение и делать выводы; |
владение устной и письменной речью, монологической речью; |
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей; |
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; |
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
-формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Ход урока
I.Мотивационный этап. Вступительное слово учителя.
Высказывания об И.А.Крылове.
А.С.Пушкин назвал его во всех отношениях «самым народным нашим поэтом, то есть самым национальным и самым популярным».
В.Г.Белинский писал: «Его басни - сокровищница русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются простодушием и народностью. Вы найдете в них пословицы, поговорки и прибаутки. Они насыщены всеми видами художественных приемов, которыми богата русская речь.
М.Исаковский посвятил ему такие строки:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения его (Крылова)
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые его (крыловские) слова.
Учитель : Скажите, о ком идет речь?
Ответы: В этих высказываниях говорится об И.А. Крылове.
II. Актуализация знаний.
Учитель: С творчеством И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, вы уже знакомы.
Вспомните, какие басни И.А.Крылова вы знаете?
Учитель: А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1.Отгадайте, о каком герое басни И.А. Крылова идет речь?
1) «Лето красное пропела».(Стрекоза.)
2) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…»(Мартышка.)
3) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». (Волк.)
4) «От радости в зобу дыханье сперло».(Ворона.)
5) «Слушает да ест».(Кот Васька.)
6) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(Обезьяна.)
7) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».(Свинья.)
8) «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает».(Слон.)
2.Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми. Я прочитаю некоторые из них, а вы определите, из какой они басни?
(«Слона-то я и не приметил»; «А ларчик просто открывался»; «Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши!»; «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело пойдет»; « Спой, цветик, не стыдись!»; «У сильного всегда бессильный виноват»; «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»)
III. Тема и задачи на урок.
1.Тема нашего урока «Патриотические басни И.А.Крылова о войне 1812 года».
Сегодня я помогу вам расширить и углубить знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
Вы будете учиться анализировать басни, выразительно читать по ролям и наизусть.
Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответы:
1.Мы будем углублять знания о баснописце и его баснях, написанных в 1812 году.
2.Мы будем учиться анализировать басни, выразительно читать их по ролям и наизусть.
2. Вопросы теории
Учитель: вспомним некоторый определения, необходимые нам на уроке.
Басня –это короткое нравоучительное стихотворение или рассказ. Героями в басне являются животные или растения, иногда предметы, которые умеют разговаривать. Басня относится к иносказательному жанру. В басне часто скрыты нравственные, общественные проблемы. В басне используется аллегория.
Аллегория - это иносказание, маскировка истинного смысла, условный перенос явления, признаков предмета, на другое явление или предмет, когда говорится одно, а подразумевается другое.
Иносказание — выражение, заключающее в себе скрытый смысл, употребляется, как литературный прием
Мораль – нравоучительный смысл басни (в начальный или заключительных строках).
IV. Изучение нового материала
1.Басни об Отечественной войне 1812 года.
Учитель: Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.
В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.
В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года.
Осенью 1812 года в журнале "Сын отечества" печатаются басни И.А.Крылова "Ворона и курица", "Волк на псарне", "Обоз", "Щука и Кот".
Они связаны непосредственно с военными событиями, в них Крылов проявил себя как "политический писатель", поддерживающий и оправдывающий тактику М.И.Кутузова. Крылов был не просто баснописец, но и летописец: он не оставлял без внимания не только крупные исторические события и значительные факты государственной политики, но и повседневные досадные случайности общественной и частной жизни. Это был своего рода поэтический протокол совершающихся событий: содержание каждой басни можно было подтвердить документальными данными, а героев басен все узнавали без труда. Вывод же или нравоучение басни воспринимались как справедливая оценка того или иного события.
Вот эти басни: «Кот и Повар»; «Раздел»; «Ворона и Курица». «Обоз»; «Щука и Кот»; «Волк на псарне». Запишите их в тетради.
2. Анализ басен.
1) «КОТ И ПОВАР». Связь с политическими событиями улавливалась современниками Крылова уже в первой из созданных им в то время басен «КОТ И ПОВАР». В 1812 году, когда армия Наполеона уже приближалась к границам России, император Александр I приехал в Вильно, где в течение месяца все еще обсуждал вопрос о тактике русской армии наступательной или оборонительной, не приходя к окончательному выводу. Александр всё рассуждал, а Наполеон действовал. В июне 1812 г. Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю. Это вторжение французских войск поразило Александра I «неожиданностью» и он растерялся. Первое, что он сделал, - послал императору Франции дружеское письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеет возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон отверг это предложение и продолжал действовать. Трудно было не понять, о ком говорил Крылов в своей басне «КОТ И ПОВАР». Все узнавали в нахальном коте Ваське императора французов, который захватывал одну страну за другой, а аппетиты его отнюдь не уменьшались. Заключение басни, её «мораль» относилась к русскому императору Александру I: «там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Басня тут же разошлась по рукам. Автор убеждал правительство «речей не тратить по-пустому», не уговаривать жадного кота Ваську, а употребить против него силу. В коте Ваське все увидели Наполеона, в поваре – Александра I.
Давайте послушаем эту басню и оценим ее по-новому, с учетом полученной информации.
Чтение басни.
2). «ОБОЗ».
Чтение басни.
В басне "Обоз", напечатанной в ноябре 1812 года, Крылов пытается защитить полководца от нападок молодых военных и императора Александра I, упрекавших Кутузова в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче Москвы.
Задиристый и наглый молодой конь подсмеивается над опытным и неторопливым старым. Старый добрый конь, молчаливо уступающий ношу – Кутузов, а "напроказивший" самоуверенный молодой – АлександрI , по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Следует отметить, что до XVIII века в России не было деления на историю, публицистику и литературу. И.А.Крылов, продолжая традиции XVIII века, был писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова превращались в живую историю, объясняя современникам происходящее в доступной форме.
В морали басни скрывалась ядовитая ирония, направленная на «напроказившего» доносчика – генерала Беннигсена, которого Наполеон разгромил при Фринланде, а также «напроказившего» в Аустерлице Александра I. Эти «проказы» стоили России очень дорого – в этих сражениях она потеряла свыше 60 тысяч человек. А мудрый и осторожный Хозяин продолжал свое дело, неуклонно двигаясь к поставленной цели – истребить врага «до последней черты возможности».
Учитель: Патриотический отклик писателя на исторические события Отечественной войны 1812 года достиг наибольшей силы в известной басне «Волк на псарне».
3). «ВОЛК НА ПСАРНЕ».
Весь дальнейший ход войны изложен Крыловым с полной достоверностью и точным соблюдением последовательности событий в знаменитой, самой популярной в то время басне «ВОЛК НА ПСАРНЕ». Басня написана в тот момент, когда в обществе стало известно намерение Наполеона вступить в переговоры о мире. Содержание речи Волка почти дословный пересказ льстивых писем Наполеона к императору Александру I. В конце сентября 1812 г. в ставку Кутузова прибыл французский посол Лористон от Наполеона с предложением о мирных переговорах. Французский посол уверял Кутузова, что «император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». «Я ответствовал ему, - сообщал Кутузов Александру I, - что я никакого наставления на сие не имею, что при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Что я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа».
Послушайте басню «Волк на псарне».
Ответ ловчего в басне Крылова столь же суров и прям, как и ответ Кутузова послу Наполеона: «С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». Кутузов готовился к решающим сражениям, чтобы «выпустить на Волка гончих стаю». Как свидетельствуют современники, Крылов, своею рукой переписал эту басню, отдал ее жене Кутузова, которая и отправила ее мужу в письме. Полководец прочитал басню после сражения под Красным и при словах «а я, приятель, «сед», снял свою фуражку и потряс наклоненной головой. Так об этом рассказал А.И.Михайловский – Данилевский в истории военных событий.
Учитель: Обратимся к незнакомым словам, которые использованы в этой басне. Выясним их лексическое значение.
Овчарня-помещение для овец.
Волк в овчарне - безнаказанно хозяйничающий хищник, вор.
Псарня- помещение для собак (преимущественно охотничьих).
Ловчий - предназначенный, приученный к ловле, охоте. Устроенный для ловли зверей.
Хлев- помещение для скота.
Идти на мировую – заключать соглашение о мире.
Учитель:
1. Докажите, что «Волк на псарне» - это басня?
Ответы: «Волк на псарне» - это небольшой стихотворный рассказ, в котором в иносказательной форме дается нравоучение и сатирическое изображение жизни. В нем есть животные, которым приписываются человеческие качества и переживания, и вывод, мораль, которая помещена в конце стихотворного рассказа. События изображены ясно, диалог выразителен. Это басня.
2.Какое впечатление произвела на вас эта басня?
Ответы:
3.Каков сюжет басни? Сюжет этой басни заключается в том, что Волк ночью решил залезть в овчарню, но попал на псарню. Псари услышали вора и подняли стрельбу. Волк испугался и вступил в переговоры с Ловчим , он хотел его обхитрить. Но Ловчий был мудрым человеком и не поверил волку «Ты сер, а я, приятель, сед…»
4. Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года?
Ответы: Наполеон из Москвы пытался вступить в переговоры с Александром I. В сентябре в к Кутузову прибыл граф Лористон (бывший посол Франции при русском дворе).Наполеон, отправляя графа с ответственным поручением, сказал: «Мне нужен мир». Кутузов ответил отказом на это предложение.
5. Назовите героев басни?( с цитатами)
Волк. «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».
Псы. «Псы залились в хлевах».
Псари. «Псари кричат: «Ахти, ребята, вор»».
Ловчий. Тут Ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель сед».
6.Каким изображен волк?
Ответы: Я считаю, волк изображен как хитрый вор, который хотел похитить овец, но, услышав псов и псарей, почувствовал опасность и решил обхитрить псарей, вступив в переговоры: «Друзья, к чему весь этот шум?»
Под волком автор подразумевает Наполеона.
7.Какими качествами наделяет автор Ловчего?
Ответы: Мне кажется, автор наделил Ловчего умом и мудростью, так как он не поверил словам волка и ответил ему «Ты сер, а я, приятель, сед…»
Под Ловчим автор подразумевает Кутузова.
Почему в басне так настойчиво фиксируется серый цвет?
(Во-первых, это цвет серого походного сюртука Наполеона. Во-вторых, стремление снизить оценку претендующего на необычность героя, подчеркнуть его непримечательность).
Каким представляется Ловчий?
(Опытный, седой, мудрый, понимающий все хитрости неприятеля).
8.Мораль басни какова?
Ответы: Мораль этой басни - показать мудрость Ловчего, то есть Кутузова, который был главнокомандующим русских войск.
9. Сравнить «Наполеона-кота» в басне «Кот и Повар» и «Наполеона-волка».
V. Живая память народа в наши дни о героях Отечественной войны 1812 года.
Видеоролик.
Презентация ученика.
VI. Рефлексивно- оценочный этап.
Итоги урока.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы изучали патриотические басни И.А.Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года, которые учат любить Родину, уметь жертвовать своими интересами для спасения страны.
Эти басни прославляют мужество, мудрость и достоинства Кутузова, который стоял во главе русской армии, и осуждают Наполеона, который хотел захватить Россию, но ему это не удалось.
Правильно говорят: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Я надеюсь, этот урок послужит вам примером того, что добро побеждает зло и справедливость торжествует.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Домашнее задание.
1.Подготовьте устный монологический ответ (страницы 106-108) и
выразительное чтение наизусть басен «Кот и Повар»; «Волк на псарне» по выбору.
2. Самостоятельно прочитать басни «Ворона и Курица», «Раздел», «Кот и Щука», дать краткий анализ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Открытый урок на тему "Иллюстрирование басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"".
Данный урок разработан для учащихся 5 класса....
Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова. 6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...
Карта самооценки учителя-предметика. Открытый урок по чтению. Тема: Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»
Параметры самооценки....
Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....
открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
открытый урок литературы в соответствии с ФГОС...