Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Огальцова Римма Николаевна

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка интегрированного открытого урока по истории России

Тема: «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

Учитель истории и обществознания:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2019 – 2020 учебный год

ТЕМА УРОКА:

Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  ознакомить учащихся с историческими событиями 1812 года;

б)  дать понятие о патриотической позиции автора.

2. воспитательная

а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. презентация «Отечественная война

1812 г.»;

3. портрет М.И. Кутузова;

4. портрет И.А. Крылова;

5. DVD диск;

6. тест – повторение;

7. тест – закрепление;

8. основные термины;

9. опорные понятия;

10. рабочая тетрадь;

11. проекты учащихся.

ПЛАН  УРОКА:

  1. Опрос.

  1. Знакомство с новой темой.

  1. Патриотическая позиция автора.

  1. Герасим Курин – народный партизан, наш земляк.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1. Индивидуальный опрос: защита проектов.

а) тест – повторение.

б) биография И.А. Крылова;

в) год создания басни и события, связанные с ее описанием.

  1. Фронтальный опрос:

а) Объясните значение выражения «эзопов язык.

б) Как вы понимаете значение слова «аллегория»?

в) Какие басни Крылова вы читали?

г) Что такое мораль басни?

НОВАЯ ТЕМА:

ПЛАН:

  1. Выразительное чтение басни.
  2. Словарная работа (псарня, овчарня).
  3. Отражение исторических событий (просмотр презентации).
  4. Патриотическая позиция автора.

Учитель литературы выразительно читает басню, объясняет учащимся значение слов псарня, овчарня.

Слово учителя истории:

        У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года. Первые строчки басни говорят о том, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает бедных и беззащитных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но Наполеон ошибался. «В минуту псарня стала адом» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ. С отрядами Наполеона сражались и армия и партизанские отряды из крестьян.

Просмотр презентации «Отечественная война 1812 г.».

Слово учителя истории:

        Фраза «Огня, - кричат, - огня!» намекает на пожар Москвы. Именно в горящем городе Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что ему придется ответить за все зло и беды.

        Учитель литературы продолжает анализ басни:

 - Как ведет себя волк в ситуации, когда ему грозит опасность? (ответ: он прикидывается другом овец)

- А как реагирует на его слова Ловчий? Верит ли он ему? (ответ: ловчий ему не верит)

        Слово учителя истории:

М.И. Кутузов был старым опытным полководцем и не поверил уверениям Наполеона, который в своем письме к царю Александру I уверял, что является другом русского народа и просил о мире. Кутузов заставил Наполеона отступать по Смоленской дороге, которая была разорена при наступлении.

Учитель литературы:

- Как вы думаете, кого Крылов подразумевает под «стаей гончих»? (ответ: «стая гончих» - это русская армия, которая преследовала отступающих французов)

Слово учителя истории:

        Гнали французов не только русская армия, но и партизанские отряды из крестьян. Наш земляк Герасим Курин организовал партизанский отряд в 5000 человек. Они напали на французов, приехавших в наш город, и разбили их. Каждый год в деревне «Большие дворы» проходит реконструкция этого сражения. А в память о погибших в этой битве в центре нашего города построена часовня и установлен памятник Герасиму Курину.

        Учитель литературы:

- Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов? (ответ: Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость; Ловчий – опытный, мудрый , предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям)

        Учащиеся находят в тексте басни цитаты, подтверждающие эту мысль.

- Какое народное восприятие передает автор этой басни? (ответ: Волк – хищник и как бы он не притворялся, он все равно останется коварным и хитрым врагом)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Контрольное тестирование по басне (тест-закрепление).

  1. Считаете ли вы патриотичной позицию автора?

  1. Найдите в тексте цитату, подтверждающую эту мысль.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель записывает задание на доске (выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию), затем выставляет оценки, комментируя ответы учащихся, выделяя наиболее удачные.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-ЗАКРЕПЛЕНИЕ

№ 1 
В басне "Волк на псарне" речь идет о событиях:

 Отечественной войны 1812 года
 Первой мировой войны
 Крымской войны

№ 2
По характеру Волк:

 беззащитный, слабый, добрый
 интеллигентный
 злой, хитрый, коварный

№ 3 
Автор в басне "Волк на псарне" проявляет себя как:

 патриот своей страны, осуждающий действия захватчиков
 публицист, которого интересует проблема отлова волков, убивающих овец
 писатель, создающий произведения о жизни животных

№ 4 
Авторская позиция в басне "Волк и Ягненок" выражается в том, что он:

 желает маленького Ягненка, который попал в лапы Волка
 обвиняет в произволе и деспотизме людей, находящихся у власти
 наблюдает за тем, кто победит в споре сильного Волка и слабого Ягненка

№ 5
Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:

 сравнение
 метафора
 аллегория



Предварительный просмотр:

ТЕСТ-ПОВТОРЕНИЕ

№ 1

Авторская позиция в басне "Волк и Ягненок" выражается в том, что он:

 желает маленького Ягненка, который попал в лапы Волка
 обвиняет в произволе и деспотизме людей, находящихся у власти
 наблюдает за тем, кто победит в споре сильного Волка и слабого Ягненка

№ 2 

Мораль басни "Волк и Ягненок" ("У сильного всегда бессильный виноват…") содержит:

 антитезу
 гиперболу
 метафору

№ 3 

Разговаривая с Волком, маленький Ягненок:

 грубит ему, ведет себя вызывающе, пренебрежительно
 держится спокойно, уверенно
 вежлив, терпеливо оправдывается, боится Волка

№ 4

Волк, встретив Ягненка, стал упрекать его в том, что:

 он пил воду из ручья и мутил ее
 когда-то Ягненок нагрубил Волку
 Волку хочется кушать



Предварительный просмотр:

Проект: ученик 5 «Б» класса                 Фокин Николай

Крылов Иван Андреевич (1769-1844 гг.)



Предварительный просмотр:

Проект: ученица 5 «Б» класса                Бескашнова Алёна

Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".

В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...

Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок построен по  технологии критического мышления...