Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
план-конспект урока по истории (9 класс)
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_basni_krylova.doc | 51.5 КБ |
test-zakreplenie.doc | 71.5 КБ |
test-povtorenie.doc | 59.5 КБ |
krylov_ivan_andreevich_proekt.doc | 32.5 КБ |
kutuzov_proekt.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Разработка интегрированного открытого урока по истории России
Тема: «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
Учитель истории и обществознания:
Огальцова Р.Н.
г. Павловский Посад
2019 – 2020 учебный год
ТЕМА УРОКА: | Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» |
ЦЕЛИ УРОКА: | 1. образовательная |
а) ознакомить учащихся с историческими событиями 1812 года; | |
б) дать понятие о патриотической позиции автора. | |
2. воспитательная | |
а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | 1. учебник; |
2. презентация «Отечественная война 1812 г.»; | |
3. портрет М.И. Кутузова; | |
4. портрет И.А. Крылова; | |
5. DVD диск; | |
6. тест – повторение; | |
7. тест – закрепление; | |
8. основные термины; | |
9. опорные понятия; | |
10. рабочая тетрадь; | |
11. проекты учащихся. | |
ПЛАН УРОКА:
- Опрос.
- Знакомство с новой темой.
- Патриотическая позиция автора.
- Герасим Курин – народный партизан, наш земляк.
- Закрепление и обобщение изученного.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
- Индивидуальный опрос: защита проектов.
а) тест – повторение.
б) биография И.А. Крылова;
в) год создания басни и события, связанные с ее описанием.
- Фронтальный опрос:
а) Объясните значение выражения «эзопов язык.
б) Как вы понимаете значение слова «аллегория»?
в) Какие басни Крылова вы читали?
г) Что такое мораль басни?
НОВАЯ ТЕМА:
ПЛАН:
- Выразительное чтение басни.
- Словарная работа (псарня, овчарня).
- Отражение исторических событий (просмотр презентации).
- Патриотическая позиция автора.
Учитель литературы выразительно читает басню, объясняет учащимся значение слов псарня, овчарня.
Слово учителя истории:
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года. Первые строчки басни говорят о том, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает бедных и беззащитных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но Наполеон ошибался. «В минуту псарня стала адом» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ. С отрядами Наполеона сражались и армия и партизанские отряды из крестьян.
Просмотр презентации «Отечественная война 1812 г.».
Слово учителя истории:
Фраза «Огня, - кричат, - огня!» намекает на пожар Москвы. Именно в горящем городе Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что ему придется ответить за все зло и беды.
Учитель литературы продолжает анализ басни:
- Как ведет себя волк в ситуации, когда ему грозит опасность? (ответ: он прикидывается другом овец)
- А как реагирует на его слова Ловчий? Верит ли он ему? (ответ: ловчий ему не верит)
Слово учителя истории:
М.И. Кутузов был старым опытным полководцем и не поверил уверениям Наполеона, который в своем письме к царю Александру I уверял, что является другом русского народа и просил о мире. Кутузов заставил Наполеона отступать по Смоленской дороге, которая была разорена при наступлении.
Учитель литературы:
- Как вы думаете, кого Крылов подразумевает под «стаей гончих»? (ответ: «стая гончих» - это русская армия, которая преследовала отступающих французов)
Слово учителя истории:
Гнали французов не только русская армия, но и партизанские отряды из крестьян. Наш земляк Герасим Курин организовал партизанский отряд в 5000 человек. Они напали на французов, приехавших в наш город, и разбили их. Каждый год в деревне «Большие дворы» проходит реконструкция этого сражения. А в память о погибших в этой битве в центре нашего города построена часовня и установлен памятник Герасиму Курину.
Учитель литературы:
- Какие черты в поведении Ловчего и Волка подчеркнул Крылов? (ответ: Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость; Ловчий – опытный, мудрый , предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям)
Учащиеся находят в тексте басни цитаты, подтверждающие эту мысль.
- Какое народное восприятие передает автор этой басни? (ответ: Волк – хищник и как бы он не притворялся, он все равно останется коварным и хитрым врагом)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Контрольное тестирование по басне (тест-закрепление).
- Считаете ли вы патриотичной позицию автора?
- Найдите в тексте цитату, подтверждающую эту мысль.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель записывает задание на доске (выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию), затем выставляет оценки, комментируя ответы учащихся, выделяя наиболее удачные.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ-ЗАКРЕПЛЕНИЕ
№ 1
В басне "Волк на псарне" речь идет о событиях:
Отечественной войны 1812 года
Первой мировой войны
Крымской войны
№ 2
По характеру Волк:
беззащитный, слабый, добрый
интеллигентный
злой, хитрый, коварный
№ 3
Автор в басне "Волк на псарне" проявляет себя как:
патриот своей страны, осуждающий действия захватчиков
публицист, которого интересует проблема отлова волков, убивающих овец
писатель, создающий произведения о жизни животных
№ 4
Авторская позиция в басне "Волк и Ягненок" выражается в том, что он:
желает маленького Ягненка, который попал в лапы Волка
обвиняет в произволе и деспотизме людей, находящихся у власти
наблюдает за тем, кто победит в споре сильного Волка и слабого Ягненка
№ 5
Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:
сравнение
метафора
аллегория
Предварительный просмотр:
ТЕСТ-ПОВТОРЕНИЕ
№ 1
Авторская позиция в басне "Волк и Ягненок" выражается в том, что он:
желает маленького Ягненка, который попал в лапы Волка
обвиняет в произволе и деспотизме людей, находящихся у власти
наблюдает за тем, кто победит в споре сильного Волка и слабого Ягненка
№ 2
Мораль басни "Волк и Ягненок" ("У сильного всегда бессильный виноват…") содержит:
антитезу
гиперболу
метафору
№ 3
Разговаривая с Волком, маленький Ягненок:
грубит ему, ведет себя вызывающе, пренебрежительно
держится спокойно, уверенно
вежлив, терпеливо оправдывается, боится Волка
№ 4
Волк, встретив Ягненка, стал упрекать его в том, что:
он пил воду из ручья и мутил ее
когда-то Ягненок нагрубил Волку
Волку хочется кушать
Предварительный просмотр:
Проект: ученик 5 «Б» класса Фокин Николай
Крылов Иван Андреевич (1769-1844 гг.)
Предварительный просмотр:
Проект: ученица 5 «Б» класса Бескашнова Алёна
Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".
В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
Карта самооценки учителя-предметика. Открытый урок по чтению. Тема: Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»
Параметры самооценки....
План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...
открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"
открытый урок литературы в соответствии с ФГОС...
Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок построен по технологии критического мышления...