Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей при изучении русского языка и литературы».
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рекомендовано к использованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих
способностей при изучении русского языка и литературы».
Разработчик:
Киселева Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Смоленск, 2017
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе и продолжаться на всем протяжении изучения в школе предметов русский язык и литература на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя в период освоения обучающимися основной программы образования.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают удовольствие от добывания знаний, умственного труда.
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от того, как эта деятельность будет организована. При всех существующих трудностях в современной системе образования сейчас открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности.
Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с 5 класса. Она является своеобразным продолжением начатой еще в начальной школе работы с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие. Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной.
Актуальность проблемы
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Проблема выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе изучения русского языка и литературы.
Диагностики
- Тест креативности Торранса (тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет).
- Методика Н.В.Шайдуровой (может быть использован для исследования творческой одаренности детей 12-15 лет)
- Психодиагностика творческого мышления Елены Туник (может быть использован для исследования творческой одаренности детей 8-15 лет)
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- Метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление и изучение литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- участие в различных урочных и внеурочных конкурсах, интеллектуальных игах, олимпиадах по русскому языку и литературе, позволяющих учащимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление совместной деятельности со сверстниками, учителем через самостоятельную работу.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Для того чтобы работа по выявлению способностей обучающихся была максимально продуктивной, учитель должен усилить свое внимание к проблеме, тем самым формируя положительную мотивацию к учению. Требуется создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Также работу с одаренными детьми необходимо признать одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы
- Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования
обучающихся по определению интеллектуальных способностей;
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных
олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий.
Формы работы с одаренными и способными детьми
Олимпиады по русскому языку и литературе;
Творческие выставки;
Групповые занятия с сильными обучающимися;
Проектная деятельность;
Предметный кружок;
Творческие мастерские;
Конкурсы различного уровня;
внеурочная деятельность;
Планируемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
- Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по русскому языку и литературе;
- Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по русскому языку и литературе.
План работы по выявлению и развитию у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Планируемый результат |
1 | Работа по внеурочной деятельности «Литературная Смоленщина», «Пишу стихи» | Один раз в неделю в течение года | Развитие творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности |
2 | Предметные недели | Октябрь | Расширение познавательной активности |
3 | Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе | Октябрь – ноябрь | Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах |
4 | Родительские собрания, консультации | По графику работы школы | Способствование Формированию интеллектуальной культуры родителей |
5 | Участие в конкурсах и выставках по русскому языку и литературе разных уровней | По плану воспитательной работы | Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся |
Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой | В течение года | Выявление способностей | |
Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми | В течение года | Расширение опыта работы с одарёнными и пособными детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка
Из опыта работы....
Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ
Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)
В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...
Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы
Презентация "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"...
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка и литературы
Формирование всесторонне развитой личности, творческого потенциала учащихся. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной с...
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...