Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)
статья по литературе на тему

Галлямова Наталья Владимировна

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подготовка спектаклей во внеурочное время  - мощнейшая сфера для решения этих задач, так как игра способствует самовыражению, самоопределению, самопроверке, а также формирует различные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya_na_urokahfgos_ooo.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к  изучению предмета (из опыта работы)

Галлямова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ лицей №2,  г. Бугульма

       В современном образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС ООО на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности, поэтому меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия школьников. Осуществить  эти  задачи  можно,  лишь  постоянно  улучшая,  обогащая,  совершенствуя  уроки. Необходимо  показать  неограниченность  возможностей,  которые  заключает  в  себе  каждый  урок  приобщения  к  словесному  творчеству. В связи с этим в процессе обучения предмету современному учителю необходимо свободно владеть в педагогической практике современными  образовательными технологиями.

      Известно,  что  интерес  к  учебной  деятельности  подростка  резко  возрастает,  если  он  включен  в  игровую  ситуацию, и это не зависит от того, сколько ему лет, 13 или 16. В  игре  ученик  действует  не  по  принуждению, а  по  внутреннему  побуждению. Игра – мощнейшая  сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.  С  помощью игры происходит интеллектуальное развитие подростка, а также повышается мотивация к изучению русского языка и литературы, что является необходимым, так как в 9 классе ученики сдают ОГЭ, а в 11 классе – ЕГЭ и пишут итоговое сочинение, где знание содержания литературных произведений необходимо.  

      Не секрет, что успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт главное: уверенность в собственной силе и самом себе. Ученик, который ушёл с урока с гордостью за себя, с нетерпением будет ждать урока следующего, чтобы ещё раз пережить ни с чем несравнимую радость победы над самим собой. И вселить такую  уверенность помогает русская литература и театральная деятельность. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства  с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. Использование элементов театрализации на уроках формирует у учащихся различные универсальные учебные действия. Но для этого необходимо время, поэтому работу надо начинать с 5-6 классов, когда ученики с удовольствием инсценируют сказки, басни И.А.Крылова, рассказы А.П.Чехова. В 7-8 классах это уже комедии Д.И.Фонвизина и Н.В.Гоголя.

Каковы же приемы использования элементов театрализации на уроке? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме   персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.); и  историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и чтение по ролям; и инсценирование.

       Театрализация  хороша  ещё  и  тем,  что  стремление  к  превращениям  свойственно  детям,  как  свойственно  оно  творческим  личностям  всех  возрастов. Ребятам очень нравится перевоплощаться в героев, с которыми они знакомятся, изучая литературные  произведения. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

     Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки. Это уроки-биографии писателя и уроки, представляющие творчество того или иного автора. Например, урок литературы в 9 классе по теме «Поэзия 20 века». Эффективность таких уроков  в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное глазами, «про себя», ведь стихотворения некоторых авторов просто нельзя читать «про себя»: например, В. Маяковского или М. Цветаевой. Или роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Игра «Я – это он». Ученики выбирают себе роли Раскольникова, Разумихина, Лужина, Свидригайлова, Сонечки, Порфирия Петровича и т.д. и на всем протяжении урока, вживаясь в образ своих героев, ведут себя как их персонажи, отвечая на вопросы старшеклассников, рассказывая о своей жизни. В итоге, самое популярное произведение, которое приводится в качестве аргумента и на ЕГЭ по русскому языку, и на итоговом сочинении, «Преступление и наказание». Таким образом, у старшеклассников формируются не только коммуникативные и регулятивные УУД, но и познавательные.

     Нетрадиционные формы уроков русского языка и литературы есть не что иное,  как введение в образовательный процесс элементов театрализации. Например, цикл уроков по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». На первом уроке - инсценирование фрагментов пьесы, видеосъемка, обсуждение; на втором – видеопоказ работ других классов, обсуждение, написание рецензий. Вот фрагмент работы ученика: « Первое явление знакомит нас с действующими лицами комедии «Ревизор», среди которых городничий является главным лицом. Галя, играя роль Сквозник – Дмухановского, сумела передать его значительность, важность. Речь ее была внушительной, уверенной, потому что была адресована подчиненным. Жесты: энергичное поднятие руки, сжатый кулак, направленный на собеседников указательный палец – дополняли суровый образ городничего…»

     Таким образом, благодаря внедрению данной технологии увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах. В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы, что соответствует требованиям ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Пути повышения мотивации к изучению русского языка и литературы.

В докладе "Пути повышения мотивации к изученю русского языка и литературы" приводится несколько способов стимулирования обучающихся: использование различных технологий, внеурочная деятельность, личнос...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Игровые электронные образовательные ресурсы как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы.

Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, XXI век предоставляет невиданные ранее возможности по насыщению...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...

Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы

Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы....