Программа элективного курса по литературе "Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы"
элективный курс по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
по литературе
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы».
Пояснительная записка
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.
В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.
Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.
Элективный курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» подготовлен для учащихся 10 (11) классов на основе курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы: 10-11 классы» Автор Н. Л. Карнаух.- Москва: Дрофа, 2008.
Цель курса
Основная цель курса — развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
Задачи
В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:
• актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
• осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;
• развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
• формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
• формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
• демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Общая характеристика предмета
Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю. А. Озеров), а по определению В. Н. Мещерякова, к так называемым авторским текстам.
В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.
Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.
Эссе— жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.
Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.
Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.
Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре эссе:
• знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;
• узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
• анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.
Формы проведения занятий:
- чтение и обсуждение прочитанных произведений;
- практикум по обучению рецензированию,
- дискуссия и полемика;
- круглый стол;
- творческий практикум;
- ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.
Виды организации деятельности учащихся:
- индивидуальная, парная, групповая работа,
- дифференцированное обучение.
Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.
Итогом работы по данному спецкурсу становится самостоятельно выполненная учащимися творческая работа.
В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
- определять «решающую идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.
Место и роль предмета в учебном плане.
Элективный курс реализуется в школе за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения и связан прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, реализуется в 1 полугодии.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).
Содержание элективного курса
1. Введение. Теоретические сведения
Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития/Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.
2. Работа с текстом
Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов (например, В. Набоков. «Смех и мечты»; В. Гроссман. «Сикстинская Мадонна»; И. Ермаков. «Дама в голубом»; В. Ерофеев. «Don, t complain значит «Не жалуйся»; Е. Чернов. «Березка»). (Произведения выбираются на усмотрения учителя).
Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (например, К. Победин. «Музыка» и Е. Шварц. «Музыка»).
Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация — излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов (например, Г. Гессе. «Два голоса мелодии жизни» или В. Янушевский. «Струя»).
Различные формы жанра.
Эссе в форме очерка (например, В. Набоков. «Кембридж». Сопоставление с отрывком из путевых заметок Л. Бежина «Отсвет волшебного фонаря» или с произведением К. Г. Паустовского «Предательская осень»).
Жанр слова и эссе в форме слова (например, И. С. Шмелев. Слово на чествовании И. А. Бунина или «Слово при вручении премии В. Распутину» А. И. Солженицына. Эссе Ф. Искандера «Слово о Пушкине»).
Жанр письма и эссе в форме письма (например, письмо И. С. Тургенева к Полине Виардо и эссе Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице»).
Беседа и эссе в форме беседы (например, Ф. Искандер. «Беседа с Виктором Максимовичем»).
Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.
Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы (например, стихотворение Ф. Искандера «Душа и ум» и его одноименное эссе; стихотворения Ф. Г. Лорки из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг»).
Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора (например, Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть»).
3. Анализ сочинений-эссе
Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.
Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе (например, П. Вайлъ, А. Генис. «Хартия вольностей» (отрывок) и школьное сочинение «Вольнолюбивая лирика Пушкина»).
Анализ литературно-критического эссе (на примере главы из эссе С. П. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).
От этюда, зарисовки - к эссе (на примере текста В. П. Астафьева «Свеча над Енисеем»).
Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе: «Грамматика любви в произведениях Бунина» и «Устарел ли Горький?» Дарьи С.
Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь» Лейлы А.
Дополнение к комментариям к сочинению. «...Гений и злодейство - две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) Дмитрия Б. или «Вечный Достоевский» Анны Ф.
Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У. Шекспир). Примеры ученических эссе.
Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.
4. Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)
Написание сочинения в различных формах эссе.
Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.
Эссе или сочинение в форме письма.
Эссе или сочинение в жанре слова.
Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.
Развитие ассоциативного мышления на примере применения главок по типу японских данов.
Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.
Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся
Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах по выбору учащихся). Определение жанра творческой работы.
- Планируемые результаты
Содержание программы не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать собственные текст ыи аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Курс позволит школьникам:
- систематизировать, расширить и укрепить свои знания по предлагаемым темам;
- приобрести конкретные практические навыки по созданию эссе разных жанров;
3.определять жанр своей творческой работы;
4.научиться создавать тексты на основе сравнения и сопоставления;
5.точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе выполнения заданий;
6.наиболее качественно подготовиться к сдаче государственной итоговой аттестации
Контроль планируемых результатов
Используется безоценочная система. Итогом изучения элективного курса является «зачет» или «незачет». Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учетом их активности, качества решаемых примеров, на основе наблюдения учителем личностного роста учащегося в ходе работы, его самооценки в коллективно распределенной учебной деятельности.
Достаточное количество различных примеров позволяет учителю дифференцированно подходить к отбору заданий с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Основными формами занятий являются – лекция, практикум, выполнение тренировочных упражнений.
Учебно-тематическое планирование
Темы | Количество часов | Творческая мастерская | ||
Всего | Аудиторных | В т.ч. на практическую деятельность | ||
Введение теоретического понятия и закрепление | 1 | 1 | ||
Анализ текстов эссе (на выбор учителя) | 1 | 1 | 1 | Творческая работа «Моя встреча с классическим произведением» |
Эссе разных авторов на одну тему | 1 | 1 | ||
Эссе и очерк | 1 | 1 | 1 | Вступление к воспоминанию о путешествии |
Слово и эссе в форме слова | 1 | 1 | 1 | Создание слова или эссе |
Письмо и эссе в форме письма | 1 | 1 | 1 | Написание письма или эссе в форме письма |
Форма эссе и языковое воплощение | 1 | 1 | ||
Эссе и беседа | 1 | 1 | ||
Воплощение одной темы в эссеистетической и стихотворной форме | 1 | 1 | ||
Стихотворение в прозе и эссе | 1 | 1 | ||
Японские даны - древнейшая форма эссе | 1 | 1 | 1 | Создание эссеистической спорадв |
Текст, построенный на сравнении | 1 | 1 | 1 | Создание эссеи-стической миниатюры |
Зарисовки | 1 | 1 | 1 | Зарисовки, этюды, миниатюры |
Литературно – критическое эссе и школьное сочинение | 1 | 1 | ||
Анализ литературно – критическое эссе | 1 | 1 | 1 | Рассказ о любимом писателе |
Анализ сочинений-эссе | 1 | 1 | ||
Тематика творческих заданий | 1 | 1 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.
Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2000. №3.
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.
Карнаух Н. Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2001. №3.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы//Русская словесность. 2002. № 8.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г.Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001. № 2.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., «Генжер», 2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9—11 классы. М., 2002. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре //Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 1997.
Никитина Е. И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 1999. № 3.
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капи-нос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.
Черноземова Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.
Эпштейн М. Н. Бог деталей: Эссеистика 1977—1988. М., 1998.
Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX—XX вв. М., 1988.
Эпштейн М. Н. Эссе об эссе // Опыты Её. СПб.; Париж, 1994. № 1.
Интернетресурсы
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» для 11 класса (17 ч., 1 часа в неделю)
Сроки проведения | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности ученика | Примечание |
1 | Введение теоретического понятия и закрепление | 1 | Комментировать и выполнять упражнения | ||
2 | Анализ текстов эссе (на выбор учителя) | 1 | Анализировать тексты, наблюдать над языком произведения | ||
3 | Эссе разных авторов на одну тему | 1 | Сравнивать, сопоставлять тексты, наблюдать над языком произведения | ||
4 | Эссе и очерк | 1 | Сравнивать, сопоставлять тексты, формулировать выводы | ||
5 | Слово и эссе в форме слова | 1 | Анализировать структуру речевого высказывания, анализ языковых средств | ||
6 | Письмо и эссе в форме письма | 1 | Сопоставлять, выявлять отличия, определять адресата жанра | ||
7 | Форма эссе и языковое воплощение | 1 | Выявлять взаимосвязь, предположение и формулировать выводы | ||
8 | Эссе и беседа | 1 | Применять поисковую деятельность | ||
9 | Воплощение одной темы в эссеистетической и стихотворной форме | 1 | Выявлять взаимосвязь, сопоставлять, обогащать речь | ||
10 | Стихотворение в прозе и эссе | 1 | Выявлять отличия и взаимосвязь, искать средства выразительности | ||
11 | Японские даны - древнейшая форма эссе | 1 | Определять ассоциативные связи | ||
12 | Текст, построенный на сравнении | 1 | Определять ассоциативные связи, анализировать текст | ||
13 | Зарисовки | 1 | Применять аналитическую деятельность, искать средства худ. выразительности | ||
14 | Литературно – критическое эссе и школьное сочинение | 1 | Сравнивать, сопоставлять, рецензировать сочинения | ||
15 | Анализ литературно – критическое эссе | 1 | Применять коммуникативную и языковую деятельность в ход выполнения заданий | ||
16 | Анализ сочинений-эссе | 1 | Рецензировать по вопросам, формулировать выводы | ||
17 | Тематика творческих заданий | 1 | Обсуждать темы заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.
Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся....
Рецензия на литературное произведение как жанр
Предлагаемый урок направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию, ...
Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»
Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С)....
Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы
Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. К...
Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.
Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...
Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)
Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...
Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)
Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...