Программа элективного курса по литературе "Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы"
элективный курс по литературе (11 класс)

Программа для  учащихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kak_zhanr_rp_17.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

по литературе

«Эссе как  жанр литературного произведения и вид творческой работы».

 Пояснительная записка

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.

В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Элективный курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» подготовлен для учащихся 10 (11) классов на основе курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы: 10-11 классы» Автор Н. Л. Карнаух.- Москва: Дрофа, 2008.

                                                             Цель курса

Основная цель курса — развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

                                                              Задачи

В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:

•        актуализируются  личностные  качества  старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;

•        осуществляется  знакомство  с  комплексом  близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;

•        развивается   ассоциативное   мышление   старшеклассников;

•        формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;

•        формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

•        демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

                              Общая характеристика предмета

Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» (Т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю. А. Озеров), а по определению В. Н. Мещерякова, к так называемым авторским текстам.

В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.

Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.

Эссе— жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре эссе:

•        знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;

•        узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

•        анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

Формы проведения занятий:

  1. чтение и обсуждение прочитанных произведений;
  2. практикум по обучению рецензированию,
  3. дискуссия и полемика;
  4. круглый стол;
  5. творческий практикум;
  6. ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы. 

Виды организации деятельности учащихся:

  1. индивидуальная, парная, групповая работа,
  2. дифференцированное обучение.

Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

определять род и жанр литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.

           Итогом работы по данному спецкурсу становится самостоятельно выполненная  учащимися творческая работа.

В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
  2. определять «решающую идею» эссе;
  3. анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
  4. находить средства художественной выразительности, используемые автором;
  5. видеть эстетическую функцию языка;
  6. рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
  7. создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).

Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.

                                      Место и роль предмета в учебном плане.

Элективный курс реализуется в школе за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения и связан прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

      Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, реализуется в 1 полугодии.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).

Содержание элективного курса

1.        Введение. Теоретические сведения

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития/Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

2.        Работа с текстом

Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов (например, В. Набоков. «Смех и мечты»; В. Гроссман. «Сикстинская Мадонна»; И. Ермаков. «Дама в голубом»; В. Ерофеев. «Don, t complain значит «Не жалуйся»; Е. Чернов. «Березка»). (Произведения выбираются на усмотрения учителя).

Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (например, К. Победин. «Музыка» и Е. Шварц. «Музыка»).

Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация — излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов (например, Г. Гессе. «Два голоса мелодии жизни» или В. Янушевский. «Струя»).

Различные формы жанра.

Эссе в форме очерка (например, В. Набоков. «Кембридж». Сопоставление с отрывком из путевых заметок Л. Бежина «Отсвет волшебного фонаря» или с произведением К. Г. Паустовского «Предательская осень»).

Жанр слова и эссе в форме слова (например, И. С. Шмелев. Слово на чествовании И. А. Бунина или «Слово при вручении премии В. Распутину» А. И. Солженицына. Эссе Ф. Искандера «Слово о Пушкине»).

Жанр письма и эссе в форме письма (например, письмо И. С. Тургенева к Полине Виардо и эссе Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице»).

Беседа и эссе в форме беседы (например, Ф. Искандер. «Беседа с Виктором Максимовичем»).

Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.

Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы (например, стихотворение Ф. Искандера «Душа и ум» и его одноименное эссе; стихотворения Ф. Г. Лорки из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг»).

Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора (например, Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть»).

3.        Анализ сочинений-эссе

Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.

Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе (например, П. Вайлъ, А. Генис. «Хартия вольностей» (отрывок) и школьное сочинение «Вольнолюбивая лирика Пушкина»).

Анализ литературно-критического эссе (на примере главы из эссе С. П. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).

От этюда, зарисовки - к эссе (на примере текста В. П. Астафьева «Свеча над Енисеем»).

Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе: «Грамматика любви в произведениях Бунина» и «Устарел ли Горький?» Дарьи С.

Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь» Лейлы А.

Дополнение к комментариям к сочинению. «...Гений и злодейство - две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) Дмитрия Б. или «Вечный Достоевский» Анны Ф.

Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У. Шекспир). Примеры ученических эссе.

Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

4.        Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)

Написание сочинения в различных формах эссе.

Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.

Эссе или сочинение в форме письма.

Эссе или сочинение в жанре слова.

Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.

Развитие ассоциативного мышления на примере применения  главок по типу японских данов.

Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.

Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся

Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах по выбору учащихся). Определение жанра творческой работы.

 

  1. Планируемые результаты

Содержание программы не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер.

          Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать собственные текст ыи аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Курс позволит школьникам:

  1. систематизировать, расширить и укрепить свои знания по предлагаемым темам;
  2. приобрести конкретные практические навыки по созданию эссе разных жанров;

      3.определять  жанр своей  творческой работы;

      4.научиться создавать тексты на основе сравнения и сопоставления;

5.точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе выполнения заданий;

6.наиболее качественно подготовиться к  сдаче государственной итоговой аттестации

Контроль планируемых результатов

 Используется безоценочная система. Итогом изучения элективного курса является «зачет» или «незачет». Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учетом их активности, качества решаемых примеров, на основе наблюдения учителем личностного роста учащегося в ходе работы, его самооценки в коллективно распределенной учебной деятельности.

Достаточное количество различных примеров позволяет учителю дифференцированно подходить к отбору заданий с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Основными формами занятий являются – лекция, практикум, выполнение тренировочных упражнений.

Учебно-тематическое планирование

Темы

Количество часов

Творческая мастерская

Всего

Аудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

Введение теоретического понятия и закрепление

1

1

Анализ текстов эссе (на выбор учителя)

1

1

1

Творческая  работа «Моя встреча с классическим произведением»

Эссе разных авторов на одну тему

1

1

Эссе и очерк

1

1

1

Вступление к воспоминанию о путешествии

Слово и эссе в форме слова

1

1

1

Создание слова или эссе

Письмо и эссе в форме письма

1

1

1

Написание письма или эссе в форме письма

Форма эссе и языковое воплощение

1

1

Эссе и беседа

1

1

Воплощение одной темы в эссеистетической и стихотворной форме

1

1

Стихотворение в прозе и эссе

1

1

Японские даны - древнейшая форма эссе

1

1

1

Создание эссеистической спорадв

Текст, построенный на сравнении  

1

1

1

Создание эссеи-стической миниатюры

Зарисовки

1

1

1

Зарисовки, этюды, миниатюры

Литературно – критическое эссе и школьное сочинение

1

1

Анализ литературно – критическое эссе

1

1

1

Рассказ о любимом писателе

Анализ сочинений-эссе

1

1

Тематика творческих заданий

1

1

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.

Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.

Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2000. №3.

Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.

Карнаух Н. Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2001. №3.

Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы//Русская словесность. 2002. № 8.    

Карнаух   Н.Л.   Учимся писать эссе.  К.Г.Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001. № 2.

Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., «Генжер», 2004.

Карнаух   Н. Л.,  Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9—11 классы. М., 2002. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

 Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.

Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре //Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 1997.

Никитина   Е. И.  Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 1999. № 3.

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капи-нос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.

Черноземова Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.

Эпштейн М. Н. Бог деталей: Эссеистика 1977—1988. М., 1998.

Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX—XX вв. М., 1988.

Эпштейн М. Н. Эссе об эссе // Опыты Её. СПб.; Париж, 1994. № 1.

Интернетресурсы

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу

«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»  для 11 класса (17 ч., 1 часа в неделю)

Сроки

проведения

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности ученика

Примечание

1

Введение теоретического понятия и закрепление

1

Комментировать и выполнять упражнения

2

Анализ текстов эссе (на выбор учителя)

1

Анализировать тексты, наблюдать над языком произведения

3

Эссе разных авторов на одну тему

1

Сравнивать, сопоставлять тексты, наблюдать над языком произведения

4

Эссе и очерк

1

Сравнивать, сопоставлять тексты, формулировать выводы

5

Слово и эссе в форме слова

1

Анализировать структуру речевого высказывания, анализ языковых средств

6

Письмо и эссе в форме письма

1

Сопоставлять, выявлять отличия, определять адресата жанра

7

Форма эссе и языковое воплощение

1

Выявлять взаимосвязь, предположение и формулировать выводы

8

Эссе и беседа

1

Применять поисковую деятельность

9

Воплощение одной темы в эссеистетической и стихотворной форме

1

Выявлять взаимосвязь, сопоставлять, обогащать речь

10

Стихотворение в прозе и эссе

1

Выявлять отличия и взаимосвязь, искать средства выразительности

11

Японские даны - древнейшая форма эссе

1

Определять ассоциативные связи

12

Текст, построенный на сравнении  

1

Определять ассоциативные связи, анализировать текст

13

Зарисовки

1

Применять аналитическую деятельность, искать средства худ. выразительности

14

Литературно – критическое эссе и школьное сочинение

1

Сравнивать, сопоставлять, рецензировать сочинения

15

Анализ литературно – критическое эссе

1

Применять коммуникативную и языковую деятельность в ход выполнения заданий

16

Анализ сочинений-эссе

1

Рецензировать по вопросам, формулировать выводы

17

Тематика творческих заданий

1

Обсуждать темы заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.

Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся....

Рецензия на литературное произведение как жанр

Предлагаемый урок направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию, ...

Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»

Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С)....

Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы

Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. К...

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...