Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа». Москва, 2006 г. Программа спецкурса составляет 34 часа.
Цель изучения курса:
Спецкурс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» направлен на развитие письменной речи учащихся. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям.Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В эссе, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии для построения собственного высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, письмом и др. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. В школьной практике эссе предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников. Данный курс призван расставить необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная методологическая направленность элективного курса будет содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа - гуманитарный вуз», решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний. Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_esse.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
СОГЛАСОВАНО | Утверждено |
С заместителем директора по УВР | Приказом директора |
От ___ 2015 года ___________ | От ___ 2015 года № ___ _____________ /Калёнов С. Л. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарное направление
Эссе как жанр литературного произведения
и вид творческой работы
Уровень образования (класс) Основное полное образование, (10-11 классы)
Количество часов 34
Программа разработана на основе авторской программы элективного курса
Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»
http://school17.beluo.ru/site/downloads/reestr_el_kurs_14-15.pdf
Разработчик (составитель) рабочей программы
Потапова Вера Игоревна
учитель русского и литературы
Суздаль, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа». Москва, 2006 г. Программа спецкурса составляет 34 часа.
Цель изучения курса:
Спецкурс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» направлен на развитие письменной речи учащихся. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям.Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определённую интерпретацию исходного текста» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В эссе, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии для построения собственного высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, письмом и др. Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира – научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций. В школьной практике эссе предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников. Данный курс призван расставить необходимые акценты в обширной области литературных знаний, расширить представления старшеклассников о литературоведении как науке. Подобная методологическая направленность элективного курса будет содействовать обеспечению преемственности ступеней образования «школа - гуманитарный вуз», решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний. Вместе с тем курс может быть полезен и тем старшеклассникам, которые не связывают выбор будущей профессии с этой сферой деятельности.
Курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» рассчитан на 34 часа и предназначен в первую очередь для учащихся старших классов гимназии.
Основная цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
Учебные задачи курса:
- актуализация личностных качеств учащихся, что способствует раскрытию их творческих способностей;
- осуществление знакомства с комплексом с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворением в прозе и др.;
- развитие ассоциативного мышления старшеклассников;
- формирование коммуникативного умения создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
- формирование представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- демонстрация творческих поисков художников слова, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию эссе:
- знакомство с эссе как с жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;
- узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
- анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.
Результаты обучения:
Итогом работы по данному спецкурсу становится самостоятельно выполненная учащимися творческая работа.
В результате изучения данного спецкурса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
- определять «решающую идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Содержание программы:
Введение. Теоретические сведения.
Эссе как жанр словесной культуры. Его признаки. История развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.
Работа с текстом.
Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов. Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приёмы ээсеистических текстов. Различные формы жанра. Эссе в форме очерка. Жанр слова и эссе в форме слова. Жанр письма и эссе в форме письма. Беседа и эссе в форме беседы. Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы. Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора.
Анализ сочинений-эссе.
Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе. Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе. Анализ литературно-критического эссе. От этюда, зарисовки – к эссе. Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений-эссе. Рецензирование по плану. Анализ эссе разных авторов на одну тему. Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.
Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)
Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы. Эссе или сочинение в форме письма. Эссе или сочинений в жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, учёным или деятелем культуры.
Учебно-методический комплект:
- Авторская программа Карнаух Н.Л.«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы», издательство «Дрофа», Москва, 2006 г.
- Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М.,2004
- Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре// Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе М., 2007
- Интернетресурсы
Календарно-тематическое планирование курса
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» 11 «А» класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития | 1 | 04.09 |
2. | Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра | 1 | 11.09 |
3. | Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов | 1 | 18.09 |
4. | Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему | 1 | 26.09 |
5. | Композиционные приёмы эссеистических текстов | 1 | 03.09 |
6. | Различные формы жанра | 1 | 09.10 |
7. | Эссе в форме очерка | 1 | 16.10 |
8. | Жанр слова и эссе в форме слова | 1 | 23.10 |
9. | Жанр письма и эссе в форме письма | 1 | 6.11 |
10. | Признаки эпистолярного жанра, языковые средства, адресат жанра | 1 | 13.11 |
11. | Беседа и эссе в форме беседы | 1 | 20.11 |
12. | Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора | 1 | 27.11 |
13. | Воплощение одной темы в эссе и стихотворной форме | 1 | 4.12 |
14. | Средства художественной выразительности в эссе и стихотворной форме | 1 | 11.12 |
15. | Стихотворение в прозе и эссе | 1 | 18.12 |
16. | Японские даны – древнейшая форма эссе | 1 | 15.01 |
17. | Сравнение как композиционный приём | 1 | 22.01 |
18. | Текст, построенный на сравнении | 29.01 | |
19. | Ассоциативная связь, анализ текста | 1 | 5.02 |
20. | Зарисовка. Тема и идея произведения, средства художественной выразительности | 1 | 12.02 |
21. | Литературно-критическое эссе. Разновидности и особенности жанра | 1 | 19.02 |
22. | Литературно-критическое эссе и школьное сочинение | 1 | 26.02 |
23. | Анализ литературно-критического эссе | 1 | 2.03 |
24. | Анализ тем сочинений | 1 | 11.03 |
25. | Анализ сочинений - эссе | 1 | 18.03 |
26. | Рецензирование как дополнение комментария к сочинению | 1 | 1.04 |
27. | Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения | 1 | 8.04 |
28. | Анализ сочинений-эссе на одну тему | 1 | 15.04 |
29. | Рецензирование на основе плана | 1 | 22.04 |
30. | Историческое эссе | 1 | 29.04 |
31. | Анализ исторического эссе | 1 | 6.05 |
32. | Особенности научно-исследовательского эссе | 1 | 13.05 |
33. | Анализ научно-исследовательского эссе | 1 | 20.05 |
34. | Систематизация знаний по курсу. Итоговый урок | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Её Величество Литературная игра". Из опыта работы.
В данной работе рассказывается о том, что такое литературная игра, как она проводится в школе, какие результаты она даёт. Учитель дели...
Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»
Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С)....
Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная Россия » Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»
Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная Россия »Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...
Протокол результатов областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ «ИСТОКИ РАДОСТИ И ДОБРА!», посвященного 125-летию со дня рождения И.С. Соколова-Микитова.
Протокол результатов областного литературно-краеведческого конкурса "Истоки радости и добра"....
Программа элективного курса по литературе "Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы"
Программа для учащихся 11 класса....
Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов», посвященного 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.
Приказ №13 от 09.01.2020 г. о проведении областного литературно-краеведческого конкурса творческих работ обучающихся «Ради жизни на земле: военная тема в произведениях смоленских поэтов&raq...