Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Педан Марина Викторовна

Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку в 9 классе

«Эссе как жанр литературного произведения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»  составлена на основе авторской программы для 9 классов общеобразовательных учреждений / Фанова В. Г. Сборник методических материалов по профильному обучению – пгт. Андра: 2011.

Характеристика элективного курса

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение - это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”.

В современной школе многие учащиеся не любят писать сочинения, потому что “они очень трудны”, “неинтересны им”, а “главное, не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это ни звучало парадоксально, но сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху глобальных коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов - то же сочинение, самостоятельное составление завершённых и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчёт, справка, рекомендации, деловая записка – это сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст (как письменный, так и устный), вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом им могла бы помочь активная индивидуальная работа по развитию речи.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров ( отзывов, рецензий, репортажей, эссе) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Цель курса

  • разработка элективного курса для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С).

Задачи курса

  • Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.
  • Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков.
  • Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.
  • Совершенствовать речевую культуру учащихся
  • Развивать коммуникативность обучающихся.

Место предмета в учебном плане

        В соответствии  с учебным планом МКОУ «Перегребинская СОШ №1»   программа  элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения» составлена на  35 учебных часов, 35 учебных недель, из расчета 1 час в неделю.

Количество часов, на которое рассчитана учебная программа на год и по четвертям

Четверть

Всего часов

1  четверть

9

2  четверть

7

3  четверть

10

4  четверть

9

Всего:

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

1

Эссе как жанр литературного произведения

1

2

Специфика эссе

1

3

Жанровые признаки эссе

4

4

Многообразие риторических жанров

1

5

Эпистолярный стиль

2

6

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора

1

7

Эссе и стихотворения в прозе

3

8

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

3

9

Литературно-критическое эссе

3

10

Сочинение в жанре эссе

2

11

Прием ассоциации при создании эссе

2

12

Анализ эссеистических миниатюр

1

13

Рецензирование как один из видов анализа

3

14

Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы

4

15

Специфика жанра эссе

2

16

Итоговое занятие

2

Итого:

35

Эссе как жанр литературного произведения (1 ч)

Понятие об эссе. Знакомство с признаками и разновидностями эссе. История создания жанра. Основная цель жанра. Жанровая самостоятельность. Специфика эссе.

Специфика эссе (1 ч)

Соединение в эссе различных способов освоения. Литературные формы эссе. Средства художественной выразительности, используемые авторами эссе.

Жанровые признаки эссе (4 ч)

На конкретных примерах определение признаков жанра. Оригинальность замысла писателя. Закрепление на практике полученных знаний о жанровых признаках эссе.

Многообразие риторических жанров (1 ч)

Особенности, языковое оформление риторических жанров. Беседа. Письмо. Эссе, написанное в форме письма. Комплексный анализ текстов различных жанров.

Эпистолярный стиль (2 ч)

Письма от лица литературного героя. Странички из дневника. Определение цели посланий. Приметы эпистолярного стиля.

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора (1 ч)

Зависимость формы эссе и его языкового воплощения о задачи и адресата автора. Беседа с писателем или поэтом. Близость эссе с беседой. Определение области интересов автора и собеседника.

Эссе и стихотворения в прозе (3 ч)

Поиски формы высказывания. Художественные и языковые средства воплощения формы высказывания. Воплощение одной и той же темы у одного автора и в эссе и в стихотворной форме. Близость эссе к малому жанру прозы – стихотворным миниатюрам. Различие целей эссе и стихотворений в прозе. Логика впечатлений и логика мысли. Роль описаний в миниатюрах. Авторские сравнения, метафоры и другие средства художественной выразительности в эссе и в стихотворениях в прозе.

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами (3 ч)

Творческие возможности в рамках одного жанра. Жанровые особенности эссе. «Решающая идея» автора. Заголовок и содержание. Средства художественной выразительности. Закрепление на практике полученных знаний. Аллегорические образы, используемые в эссе. Писательские ассоциации. Сравнение эссе на одну тему.

Литературно-критическое эссе (3 ч)

Использование авторами в литературно-критических эссе литературных и жизненных впечатлений и примеров. Интерпретация. Использование документов при написании литературно-критических эссе. Финал размышлений. Особенности синтаксического строя эссе. Паузы, повторы, противопоставления и усиления в литературно-критических эссе. Ораторская проза. Слово – жанр ораторской прозы. Структура слова. Тип речи слова.

Сочинение в жанре эссе (2 ч)

Закрепление полученных знаний. Предполагаемые темы сочинений в жанре эссе: «Что я люблю и не люблю в жизни, людях, искусстве?» «Золото убило больше душ, чем железо - тел». (В. Скотт) «Слово о любимом писателе». «Мои любимые стихи о Югре». «Мои любимые поэтические строки о природе родного края». «Человек – есть украшение мира». (М. Горький)

Прием ассоциации при создании эссе (2 ч)

Занятие на развитие и тренировку ассоциативного мышления. Использование при создании эссе неожиданных сравнений. Японские даны. Рубаи. Танки. Развитие литературно-творческого воображения. Создание ассоциативных сочинений. Ассоциации со словосочетанием, с отдельным словом, с не имеющим значения для незнающего хантыйский язык человека звукосочетанием, с определенным цветом, именем, зданием, местом, предметом или явлением.

Анализ эссеистических миниатюр (1 ч)

Использование необычных авторских ассоциаций при создании эссеистических миниатюр.

Рецензирование как один из видов анализа (3 ч)

Рецензия. Цель рецензии. Построение рецензии. Выявление позиции автора рецензии. Доказательность и убедительность раскрытия темы. Рецензирование ученических работ. Эссе «О времени и о себе». Проба пера. На практике закрепление полученных знаний. Рецензирование работ сверстников.

Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы (4 ч)

Своеобразие языка эссе. Композиция. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Выражение отношения автора к изображаемому и выборе жанра. Образность. Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова. Значение средств лексики. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, повтора, рефрена. Образность, афористичность, установка на разговорную интонацию и лексику. Индивидуальный взгляд на предмет или объект, который описывает эссеист. Побуждающая сила предмета или явления для мыслей пишущего эссе.

Специфика жанра эссе (2 ч)

Свободное владение темой. Наличие союзов в названиях эссе. Мыслительный процесс эссеиста. Различные способы освоения мира в эссе: художественный, научный, религиозный. Соединение в эссе различных оценок и проблем. Проба пера. Соединение в философском эссе «Моя Югра» литературных и критических оценок и проблем.

Итоговое занятие (2 ч)

Подведение итогов. Конференция с выставкой лучших эссе, написанных в течение учебного года.

Календарно – тематическое планирование (приложение 1)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

  1. В результате изучения литературы выпускник должен
  • применять на практике основные элементы написания разнообразных творческих работ;
  • защищать свое произведение, а также оценивать работы других участников курса;
  • создавать свои собственные эссе, выгодно отличаясь этим от других;
  • производить рефлексию собственной деятельности.

Контроль уровня обученности

        Основные формы контроля – проведение блиц-опросов, презентация и анализ собственных эссе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
  2. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М, 1997.
  3. Махницкая Е. Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ОГЭ. – Ростов-на-Дону, 2004.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984.

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, экран

Пиложение1

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения»

№п/п

Дата

Наименование раздела и темы

Тип урока

Единица содержания

Формируемые компетенции  

Элементы контроля

Домашнее задание

по плану

фактически

Раздел 1. Эссе как жанр литературного произведения (1 час)

1

01.09

Эссе как жанр литературного произведения

Комбинированный

Жанр, литературное произведение, эссе

Знать, что такое эссе, его признаки и разновидности, историю создания жанра, его основную цель и специфику.

ИОФ

Раздел 2. Специфика эссе (1 час)

2

08.09

Специфика эссе

Комбинированный

Литературные формы эссе

Знать соединение в эссе различных способов освоения, литературные формы эссе.

Уметь находить тропы, используемые авторами эссе.

ИОФ

Раздел 3. Жанровые признаки эссе (4 часа)

3

15.09

Жанровые признаки эссе

Комбинированный

Признаки жанра, замысел писателя,

Уметь на конкретных примерах определять признаки жанра, оригинальность замысла писателя.

ИОФ

4

22.09

Жанровые признаки эссе

Комбинированный

ИОФ

5

29.09

Жанровые признаки эссе

Комбинированный

ИОФ

6

06.10

Жанровые признаки эссе

Комбинированный

ИОФ

Раздел 4. Многообразие риторических жанров (1 час)

7

13.10

Многообразие риторических жанров

Комбинированный

Языковое оформление риторических жанров

Знать особенности и языковое оформление риторических жанров.

Уметь проводить комплексный анализ текстов различных жанров.

ИОФ

Раздел 5. Эпистолярный стиль (2 час)

8

20.10

Эпистолярный стиль

Комбинированный

Письмо, литературный герой, дневник, послание, эпистолярный стиль

Уметь писать письма от лица литературного героя, оформлять дневниковую запись.

Знать цель послания, приметы эпистолярного стиля

ИОФ

9

27.10

Самонаблюдение и самовыражение. Сочинения в эпистолярном жанре

Комбинированный

ИОФ

Раздел 6. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора (1 час)

10

10.11

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора

Комбинированный

Форма эссе, беседа, адресат

Знать зависимость формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора, близость эссе с беседой.

Уметь определять область интересов автора и собеседника.

ИОФ

Раздел 7. Эссе и стихотворения в прозе (3 часа)

11

17.11

Эссе и стихотворения в прозе

Комбинированный

Форма высказывания, стихотворная миниатюра, описание в миниатюре, различные тропы

Знать, как воплощается одна и та же тема у одного автора и в эссе, и в стихотворной форме.

Уметь находить авторские сравнения, метафоры и другие тропы в эссе и в стихотворениях в прозе.

ИОФ

12

24.11

Эссе и стихотворения в прозе

Комбинированный

ИОФ

13

01.12

Эссе и стихотворения в прозе

Комбинированный

ИОФ

Раздел 8. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами (3 часа)

14

08.12

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

Комбинированный

Жанровые особенности эссе, заголовок, содержание, тропы, аллегория, ассоциация

Знать жанровые особенности эссе.

Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, анализировать авторские ассоциации, сравнивать эссе на одну тему

ИОФ

15

15.12

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

Комбинированный

ИОФ

16

22.12

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

Комбинированный

ИОФ

Раздел 9. Литературно-критическое эссе (3 часа)

17

12.01

Литературно-критическое эссе

Комбинированный

Литературно-критическое эссе, интерпретация, финал размышлений, синтаксический строй эссе, паузы, противопоставления, повтор, усиления, ораторская проза, жанр слова, структура слова

Уметь использовать документы при написании литературно-критических эссе.

Знать особенности синтаксического строя эссе.

ИОФ

18

19.01

Литературно-критическое эссе «Мой поэт»

Комбинированный

ИОФ

19

26.01

Литературно-критическое эссе, написанное в форме слова

Комбинированный

ИФ

Раздел 10. Сочинение в жанре эссе (2 часа)

20

02.02

Сочинение в жанре эссе

Комбинированный

Темы сочинений в жанре эссе

Уметь применять полученные знания на практике

ИОФ

21

09.02

Сочинение в жанре эссе

Комбинированный

ИОФ

Раздел 11. Прием ассоциации при создании эссе (2 часа)

22

16.02

Прием ассоциации при создании эссе

Комбинированный

Ассоциативное мышление, японские даны, рубаи, танки

Уметь использовать при создании эссе неожиданных сравнений, создавать ассоциативные сочинения

ИОФ

23

23.02

Сочинение по ассоциации

Комбинированный

ИОФ

Раздел 12. Анализ эссеистических миниатюр (1 час)

24

02.03

Анализ эссеистических миниатюр

Комбинированный

Авторские ассоциации

Уметь использовать необычные авторские ассоциации при создании эссеистических миниатюр

ИОФ

Раздел 13. Рецензирование как один из видов анализа (3 часа)

25

09.03

Рецензирование как один из видов анализа

Комбинированный

Рецензия, цель рецензии, позиция автора

Знать цель рецензии, ее строение.

Уметь выявлять позицию автора рецензии, рецензировать работы сверстников.

ИОФ

26

16.03

Рецензирование как один из видов анализа

Комбинированный

ИОФ

27

30.03

Эссе «О времени и о себе»

Комбинированный

ИОФ

Раздел 14. Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы (3 часа)

28

06.04

Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы

Комбинированный

Язык эссе, композиция, образность, лексическое значение слова, значение средств лексики, антитеза, повтор, рефрен, афористичность

Знать своеобразие языка эссе.

Уметь создавать собственное произведение, употреблять в нем различные средства словесного выражения идеи

ИОФ

29

13.04

Лексические и стилистические средства образности эссе

Комбинированный

ИОФ

30

20.04

Пометы на полях. Сочинение в жанре эссе

Комбинированный

ИОФ

31

27.04

Пометы на полях. Сочинение в жанре эссе

Комбинированный

ИОФ

Раздел 15. Специфика жанра эссе (2 часа)

32

04.05

Специфика жанра эссе

Комбинированный

Союзы в названиях эссе

Уметь свободно владеть темой, соединять различные оценки и проблемы.

Знать различные способы освоения мира в эссе.

ИОФ

33

11.05

Эссе «Моя Югра»

Комбинированный

ИОФ

Раздел 15. Итоговое занятие (2 часа)

34

18.05

Итоговое занятие

Комбинированный

Итоги занятий

Конференция с выставкой лучших эссе, написанных в течение учебного года

ИОФ

35

25.05

Итоговое занятие

Комбинированный

ИОФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Русский язык и культура общения"

Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...

Интегрированный урок: литература, русский язык, история, музыка, ИЗО по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова, с идейно-художественным своеобразием баллады “Бородино”; воспитание уважения к великому историческому прошлому России; совершенствовани...

Урок русского языка на тему: "Жанры деловой речи"

Цели: систематизировать знания  об официально-деловом стиле;             закрепить основные понятия путем тренировочных упражнений...

Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы

Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. К...

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»  предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лин...

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»  предназначен для обучающихся 8 класса....