Урок литературы "Драма и театр (на примере сказки- пьесы С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев")"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок с элементами интеграции способствует развитию следующих УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_mesyatsev.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокоосельская ОШ»
Урок литературы с элементами интеграции в 5 классе
«Драма и театр
(на примере сказки- пьесы
«Двенадцать месяцев»
С.Я. Маршака)»
Автор:
Ричко Л.В.,
учитель русского языка
и литературы.
С. В. Оселок
2017
Цели деятельности учителя: дать представление о драме и театре, выявить художественные особенности драматического произведения; дать представление о новом виде литературного произведения - пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Эпиграф:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С. Я. Маршак
Ход урока
Подготовка к уроку.
Дома дети должны прочитать сказку- пьесу С.Я. Маршака «12 месяцев»
1. Литературоведы должны:
-прочитать статью в учебнике литературы о драме как роде литературы,
-через Интернет найти дополнение по этому понятию, также информацию о том, какие жанры относятся к драматическим произведениям,
-найти ответ на вопрос, как построено драматическое произведение.
3. Театралы должны:
-подготовить рассказ о том, какова история театра.
I. Вступительное слово учителя
Стихотворение «Театр» С.Я Михалкова
Театр! Как много значит это слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектакле умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем.
Забыв про возраст, неудачи
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектакле жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
-Как вы думаете, почему мы прочитали это стихотворение? Случайно ли
это? -нет, мы будем говорить на уроке о театре
-А еще о чем?- о литературе- литература и театр связаны друг с другом.
II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Учитель
Ребята, дома вы прочитали определение слова «Драма» Что это?
Сообщение литературоведов
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Учитель: - Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
- Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
- Какая это сказка?
-Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стаИ собаками)
- Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
- Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».
III. Словарная работа.
Падчерица - приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог- гадатель по звездам
Мантия – накидка
Рескрипт – распоряжение
Резолюция – решение, постановление
Ходатайство – просьба
IV. Физкультминутка
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим.
Правой левую поставим.
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Раз-хлопок.
Два-хлопок.
Повернись еще разок.
Раз,два, три, четыре.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Театралам нужно было собрать материал о театре. Работа эта нелегкая,
но, я думаю, что они со своей задачей справились.
Сообщение первого театрала об истории театра.
(показываются через интерактивную доску рисунки первых театров)
Первые театры возникли в Древней Греции. Это было огромное помещение под открытым небом. Театральные представления происходили прямо на площади. Кто-то пел, кто-то декламировал стихи, кто-то мог быть в костюме обезьяны или медведя. Настоящие театры
появились на западе в 16 веке, где уже был о постоянное помещение и. Так появился известный театр «Глобус» в Лондоне, где великий Вильям Шекспир писал пьесы и играл в них. А в Италии в это время появляется также известный театр «Олимпико».
Сообщение второго театрала.
В России актерами были скоморохи. Они известны с 11 столетия. Они строили на площадях балаганы (навесы) и развлекали народ. Впервые театр в России, как здание, появился при отце царя Петра 1 Алексее Михайловиче. Назывался такой театр Потешной палатой. А потом появились большие театры при Петре 1 и других царях.
Учитель: Найдем Потешную палату. Спроектируем театр на экран. Покажите друг
другу рисунки, потому что Потешные палаты были разные.
Учитель. Вы приходите в театр и должны знать, как называются различные
его элементы . О них нам расскажут также театралы.
Сообщение театрала об элементах театра. (показ элементов на интерактивной доске)
задник-это задняя декорация, расписанная в соответствии с содержанием
спектакля;
мизансцена-это место актеров на сцене;
авансцена-это передняя часть сцены, где происходит все действие
спектакля;
кулисы- это плоские декорации, расположенные сбоку; декорации-это мебель, деревья, колонны, здания, необходимые для
действия;
игровой занавес- это передняя подъемная штора, которая раздвигается в
начале спектакля и задвигается в конце. На сцене.
Учитель: Проведем игру.
На интерактивной доске запись. Пять понятий. Разложите их по порядку.
Докажите, как рождается спектакль.
1.Постановка пьесы на сцене.
2.Работа режиссера-постановщика.
3.Создание пьесы драматургом.
4.Принятие ее худсоветом.
5.Работа театральных художников.( Ответ: 3,4,2,5,1).
А теперь посмотрим небольшой отрывок из пьесы- сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»
Работа в парах
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
1-я группа.
Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.
2-я группа.
дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
- Вспомните, что такое антитеза?
(Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)
VI Подведение итогов
Учитель.
1.С каким родом литературы мы с вами познакомились?
2.Для чего пишут драматические произведения? Каково их главное
предназначение
Драма как вид произведения связана и с литературой, и с театром.
Это и искусство слова, и сценическое искусство.
VII Выставление оценок.
VIII.Рефлексия.
Отметьте крестиками на листочках, как вы чувствовали себя на уроке
Все было вам понятно?
Вы устали?
Вам было интересно?
IX. Домашнее задание: Составьте синквейн, в основе которого будет слово «драма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...
Технология группового взаимодействия на уроке ансамбля клавишных синтезаторов, на примере репетиции пьесы И.Бублик "Каникулы в Рио"
В плане-конспекте урока по классу ансамбль клавишных синтезаторов представлено приминение технологии группового взаимодействия В.К. Дьяченко....
Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Конспект урока по литературе в 5 классе. Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...
С. Я. Маршак. Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» (урок 1).
Цели: проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»Задачи: образовательная:-формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;- совершенствовать умение де...
Инсценирование пьесы – сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Урок литературы в 5 классе....
Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....