Методическая разработка по проведению урока по творчеству Н. Сладкова
методическая разработка по литературе (5 класс)
Материал по внеклассному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_provedeniyu_uroka_po_tvorchestvu_n.sladkova.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по проведению урока по творчеству Н. Сладкова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя Верховская Елена Станиславовна
Учебный предмет, класс Литературное чтение
Тема урока: Н.Сладков «Лес не школа, а всему учит»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:
1.Заинтересовать поисками интересных фактов, происходящих в природе
2.Учить отыскивать интересный материал в рассказах
3.Формировать умение работать с книгой
4.Учить сравнивать, анализировать, делать выводы
Содержательная цель:
1.Познакомить с творчеством писателя
2.Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней
Оборудование:
1.Выставка книг писателя
2.Портрет Н.Сладкова
3.Карточки для викторины
4.Презентация к уроку
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивация к учебной деятельности 2.Ознакомление с новым материалом Работа с книжной выставкой Работа с портретом 3.Проверка домашнего задания Игра – викторина 4.Чтение рассказов Сладкова 5.Рефлексия 6.Д/з | -Рассказы какого писателя читали на прошлом уроке?(М.Пришвина) -О ком они? -Какие рассказы особенно понравились? -Я хочу,что бы вы полюбили и рассказы писателя, которые будем читать сегодня. -Рассмотрите выставку книг. -Кто автор этих книг? -Как полностью его имя и отчество? -Где это можно прочитать? -Как называются книги, которые вы принесли? -Кто их иллюстрировал? -Какое издательство выпустило книгу? Год издания? Серия? -Рассмотрите портрет. Что можете сказать о писателе? -Н.И.Сладков очень любил природу. Но чтобы её любить, её надо знать, а чтобы знать, надо много ходить, ездить, путешествовать. У Сладкова было много увлекательных дорог. Не только увлекательных, но и трудных. Чтобы идти по ним, надо быть очень смелым человеком. Н.Сладков – человек смелый. Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким и сыпучим скалам, пробирался через бурелом. А когда лёд покрывал озёра и реки,- спускался в лёгком самодельном костюме водолаза в проруби, чтобы посмотреть, где раки зимуют. На встречу один на один с медведем отважится далеко не каждый, да ещё без ружья, только с фотоаппаратом. Любовь к животным заставляла его быть спокойным даже в самых опасных ситуациях. -Запомните, Н.Сладков – очень добрый и смелый человек. -Какие рассказы писателя читали дома? -Что увидели, услышали в лесу? Чему удивились? -Чем хорош лес и что говорит о лесе писатель? (выборочное чтение учителем) 1.Какая птичка поёт подо льдом? (воробей-оляпка «Песенка подо льдом») 2.За что автор назвал нашу обыкновенную синичку – «необыкновенной»? (умеет притворяться) 3.Какая птица выводит своих птенцов зимой? (клёст «Еловая каша») 4.Кто такая «сплюшка»? (сова «Лесные тайнички») 5.Отчего у лисы длинный хвост? (от любопытства) -Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы должны догадаться, о ком он. (Чтение рассказа-загадки «Загадочный зверь») -О ком рассказ? -Что узнали о белке? Вывод: Необходимо больше узнавать о жизни зверей и птиц. -Читайте свои любимые рассказы и отрывки из них. -Давайте вместе прочитаем рассказ «Лесные тайнички» -Очень много интересного в лесу. А какое важное правило необходимо помнить и выполнять, приходя в лес? -Прочитайте это в рассказе «Лесные тайнички». (Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.) –Как понимаете? Сам Сладков всегда это выполнял, иначе не было бы у него таких интересных и увлекательных рассказов. -Чем вам нравятся рассказы Н.И.Сладкова? | Отвечают на вопросы -Николай Иванович Сладков Рассматривают выставку, показывают и называют книги, которые принесли Рассматривают портрет. Высказывают своё мнение Показывают книги, называют рассказы Выборочное чтение Выборочное чтение Ответы детей Слушают рассказ, отвечают на вопросы Читают рассказы и выборочно Коллективное чтение Ответы детей |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Николай Сладков. Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
И слышу я голосок:
— Угадай, кто я? Я ем жуков и Муравьёв!
Я подумал и твёрдо сказал:
— Дятел!
— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
— Ага! Ты птица осоед!
— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
— Гусениц и личинок любят дрозды.
— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
— Тогда ты, наверное, лесная мышь.
— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.
— Рано! — ответил я.
— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
— Может, ты цапля?
— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
— Похоже, что ты куница.
— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Я рассердился и крикнул:
— Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
— Сдаёшься? — спросил голосок.
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!
— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Николай Сладков. Лесные тайнички
Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен.
Но вот вошёл в него охотник — и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, покатилась от дерева к дереву тревога. Все за кусток, за сучок — и молчок.
Теперь хочешь увидеть — сам стань невидим; хочешь услышать — стань неслышим; хочешь понять — замри.
Я это знаю. Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие от меня струйки ветра. Много кругом зверьков и птиц. А попробуй найди!
Я пришёл сюда повидать сплюшку — крохотную, со скворца, сову.
Целые ночи она, как заведённая, кричит своё: «Сплю! Сплю! Сплю!» — будто лесные часы тикают: «Тик! Тик! Тик! Тик!..»
К рассвету станут лесные часы: сплюшка смолкнет и прячется. Да так ловко прячется, будто её никогда в лесу и не было.
Голос-то сплюшки — ночные часы — кто не слышал, а вот какая она на вид? Я знал её только по картинке. И так мне захотелось увидеть её живьём, что я целый день пробродил по лесу, каждое дерево, каждую ветку осматривал, в каждый куст заглядывал. Устал. Проголодался. Но так и не нашёл её.
Сел на старый пень. Молчу, сижу.
И вот, глядь, откуда ни возьмись — змейка! Серая. Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.
Змейка — она пролаза, должна всё знать.
Я ей и говорю, как в сказке:
— Змейка, змейка, поведай мне, где спряталась сплюшка — лесные часы?
Змейка подразнила меня язычком да юрк в траву!
...И вдруг, как в сказке, открылись передо мной лесные тайнички.
Длинно-длинно прошуршала в траве змейка, показалась ещё раз у другого пня — и вильнула под его обомшелые корни. Нырнула, а из-под них вывернулась большая зелёная ящерица с синей головой. Точно кто- то вытолкнул её оттуда. Прошуршала по сухому листу — и шмыг в чью-то норку.
В норке другой тайничок. Хозяйкой там тупоморденькая мышка-полёвка.
Испугалась она синеголовой ящерицы, выскочила из отнорка — из темноты на свет, — заметалась-заметалась — и шасть под лежачую колодину!
Поднялся под колод иной писк, возня. Там тоже оказался тайничок. И целый день спали в нём два зверька — сони-полчки. Два зверька, похожие на белочек.
Выскочили из-под колодины сони-полчки, ошалели от страха. Хвосты ершом. Взвинтились по стволу. Поцокали — да вдруг опять им страшно стало, ещё выше по стволу винтом кинулись.
А выше в стволе — дупло.
Сони-полчки хотели в него — и сшиблись у входа лбами. Пискнули от боли, кинулись опять обе сразу — да так вместе в дупло и провалились.
А оттуда — фык! — маленький дупляной чёртик! Ушки на макушке что рожки. Глаза круглые, жёлтые. Сел на сучок, спиной ко мне, а голову так завернул, что смотрит на меня в упор.
Конечно, не чёртик это, а сплюшка — ночные часы!
Я моргнуть не успел, она — раз! — ив листву. И там завозилось, запищало: тоже кто-то таился.
Так от дупла к дуплу, от норки к норке, от колоды к колоде, от куста к кусту, от щели к щели шарахается от страха лесная мелюзга, открывая мне свои ухороночки-тайнички. От дерева к дереву, от куста к кусту, как волна от камня, катится по лесу тревога. И все прячутся: скок-скок за кусток, за сучок — и молчок.
Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ВВЕДЕНИЕ Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...
Методические разработки для проведения уроков географии в 10 классе
Экономическая интеграция стран Азии...
Методические разработки по проведению уроков физкультуры. Влияние физической культуры на правопорядок в обществе
Правопорядок- состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законаи иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка....
Методическая разработка по проведению урока-игры по математике в 6 классе
Для учителей математики средней школы...
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...
Учебно-методическая разработка для проведения урока цветоведения.
В пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения ...
методическая разработка по проведению урока по теме:"Ядерный реактор"
урок по ядерной энергетике...