Методическая разработка по проведению урока по творчеству Н. Сладкова
методическая разработка по литературе (5 класс)

Материал по  внеклассному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     Методическая разработка по проведению урока по творчеству Н. Сладкова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя  Верховская Елена Станиславовна                                                       

Учебный предмет, класс  Литературное чтение

Тема урока: Н.Сладков «Лес не школа, а всему учит»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Деятельностная цель: 

1.Заинтересовать поисками интересных фактов, происходящих в природе

2.Учить отыскивать интересный материал в рассказах

3.Формировать умение работать с книгой

4.Учить сравнивать, анализировать, делать выводы

Содержательная цель: 

1.Познакомить с творчеством писателя

2.Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней

Оборудование:

1.Выставка книг писателя

2.Портрет Н.Сладкова

3.Карточки для викторины

4.Презентация к уроку

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Ознакомление с новым материалом

Работа с книжной выставкой

Работа с портретом

3.Проверка домашнего задания

Игра – викторина

4.Чтение рассказов Сладкова

5.Рефлексия

6.Д/з

-Рассказы какого писателя читали на прошлом уроке?(М.Пришвина)

-О ком они?

-Какие рассказы особенно понравились?

-Я хочу,что бы вы полюбили и рассказы писателя, которые будем читать сегодня.

-Рассмотрите выставку книг.

-Кто автор этих книг?

-Как полностью его имя и отчество?

-Где это можно прочитать?

-Как называются книги, которые вы принесли?

-Кто их иллюстрировал?

-Какое издательство выпустило книгу? Год издания? Серия?

-Рассмотрите портрет. Что можете сказать о писателе?

-Н.И.Сладков очень любил природу. Но чтобы её любить, её надо знать, а чтобы знать, надо много ходить, ездить, путешествовать.

У Сладкова было много увлекательных дорог. Не только увлекательных, но и трудных. Чтобы идти по ним, надо быть очень смелым человеком.

Н.Сладков – человек смелый.

Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким и сыпучим скалам, пробирался через бурелом.

А когда лёд покрывал озёра и реки,- спускался в лёгком самодельном костюме водолаза в проруби, чтобы посмотреть, где раки зимуют.

На встречу один на один с медведем отважится далеко не каждый, да ещё без ружья, только с фотоаппаратом.

Любовь к животным заставляла его быть спокойным даже в самых опасных ситуациях.

-Запомните, Н.Сладков – очень добрый и смелый человек.

-Какие рассказы писателя читали дома?

-Что увидели, услышали в лесу? Чему удивились?

-Чем хорош лес и что говорит о лесе писатель?

(выборочное чтение учителем)

1.Какая птичка поёт подо льдом? (воробей-оляпка «Песенка подо льдом»)

2.За что автор назвал нашу обыкновенную синичку – «необыкновенной»? (умеет притворяться)

3.Какая птица выводит своих птенцов зимой? (клёст «Еловая каша»)

4.Кто такая «сплюшка»? (сова «Лесные тайнички»)

5.Отчего у лисы длинный хвост? (от любопытства)

 -Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы должны догадаться, о ком он. (Чтение рассказа-загадки «Загадочный зверь»)

-О ком рассказ?

-Что узнали о белке?

Вывод: Необходимо больше узнавать о жизни зверей и птиц.

-Читайте свои любимые рассказы и отрывки из них.

-Давайте вместе прочитаем рассказ «Лесные тайнички»

-Очень много интересного в лесу. А какое важное правило необходимо помнить и выполнять, приходя в лес?

-Прочитайте это в рассказе «Лесные тайнички».

(Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.)

 –Как понимаете?

Сам Сладков всегда это выполнял, иначе не было бы у него таких интересных и увлекательных рассказов.

-Чем вам нравятся рассказы Н.И.Сладкова?

Отвечают на вопросы

-Николай Иванович Сладков

Рассматривают выставку, показывают и называют книги, которые принесли

Рассматривают портрет. Высказывают своё мнение

Показывают книги, называют рассказы

Выборочное чтение

Выборочное чтение

Ответы детей

Слушают рассказ, отвечают на вопросы

Читают рассказы и выборочно

Коллективное чтение

Ответы детей

ПРИЛОЖЕНИЕ

Николай Сладков. Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И слышу я голосок:

— Угадай, кто я? Я ем жуков и Муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

— Дятел!

— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

— Ага! Ты птица осоед!

— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Гусениц и личинок любят дрозды.

— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

— Тогда ты, наверное, лесная мышь.

— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.

— Рано! — ответил я.

— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

— Может, ты цапля?

— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Похоже, что ты куница.

— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

— Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

— Сдаёшься? — спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!

— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

Николай Сладков. Лесные тайнички

Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен.

Но вот вошёл в него охотник — и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, покатилась от дерева к дереву тревога. Все за кусток, за сучок — и молчок.

Теперь хочешь увидеть — сам стань невидим; хочешь услышать — стань неслышим; хочешь понять — замри.

Я это знаю. Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие от меня струйки ветра. Много кругом зверьков и птиц. А попробуй найди!

Я пришёл сюда повидать сплюшку — крохотную, со скворца, сову.

Целые ночи она, как заведённая, кричит своё: «Сплю! Сплю! Сплю!» — будто лесные часы тикают: «Тик! Тик! Тик! Тик!..»

К рассвету станут лесные часы: сплюшка смолкнет и прячется. Да так ловко прячется, будто её никогда в лесу и не было.

Голос-то сплюшки — ночные часы — кто не слышал, а вот какая она на вид? Я знал её только по картинке. И так мне захотелось увидеть её живьём, что я целый день пробродил по лесу, каждое дерево, каждую ветку осматривал, в каждый куст заглядывал. Устал. Проголодался. Но так и не нашёл её.

Сел на старый пень. Молчу, сижу.

И вот, глядь, откуда ни возьмись — змейка! Серая. Плоская головка на тонкой шее, как почка на стебельке. Выползла откуда-то и глядит мне в глаза, будто чего ждёт от меня.

Змейка — она пролаза, должна всё знать.

Я ей и говорю, как в сказке:

— Змейка, змейка, поведай мне, где спряталась сплюшка — лесные часы?

Змейка подразнила меня язычком да юрк в траву!

...И вдруг, как в сказке, открылись передо мной лесные тайнички.

Длинно-длинно прошуршала в траве змейка, показалась ещё раз у другого пня — и вильнула под его обомшелые корни. Нырнула, а из-под них вывернулась большая зелёная ящерица с синей головой. Точно кто- то вытолкнул её оттуда. Прошуршала по сухому листу — и шмыг в чью-то норку.

В норке другой тайничок. Хозяйкой там тупоморденькая мышка-полёвка.

Испугалась она синеголовой ящерицы, выскочила из отнорка — из темноты на свет, — заметалась-заметалась — и шасть под лежачую колодину!

Поднялся под колод иной писк, возня. Там тоже оказался тайничок. И целый день спали в нём два зверька — сони-полчки. Два зверька, похожие на белочек.

Выскочили из-под колодины сони-полчки, ошалели от страха. Хвосты ершом. Взвинтились по стволу. Поцокали — да вдруг опять им страшно стало, ещё выше по стволу винтом кинулись.

А выше в стволе — дупло.

Сони-полчки хотели в него — и сшиблись у входа лбами. Пискнули от боли, кинулись опять обе сразу — да так вместе в дупло и провалились.

А оттуда — фык! — маленький дупляной чёртик! Ушки на макушке что рожки. Глаза круглые, жёлтые. Сел на сучок, спиной ко мне, а голову так завернул, что смотрит на меня в упор.

Конечно, не чёртик это, а сплюшка — ночные часы!

Я моргнуть не успел, она — раз! — ив листву. И там завозилось, запищало: тоже кто-то таился.

Так от дупла к дуплу, от норки к норке, от колоды к колоде, от куста к кусту, от щели к щели шарахается от страха лесная мелюзга, открывая мне свои ухороночки-тайнички. От дерева к дереву, от куста к кусту, как волна от камня, катится по лесу тревога. И все прячутся: скок-скок за кусток, за сучок — и молчок.

Хочешь увидеть — стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

Методические разработки по проведению уроков физкультуры. Влияние физической культуры на правопорядок в обществе

Правопорядок- состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законаи иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка....

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...

Учебно-методическая разработка для проведения урока цветоведения.

В пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения ...