методическая разработка по проведению урока по теме:"Ядерный реактор"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

урок по ядерной энергетике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urok_yadernyy_reaktor_9_klass.docx444.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по проведению урока по теме  Ядерный реактор

 

Цель урока: ознакомить учащихся с делением ядер урана, что позволяет получить большое количество ядерной энергии; объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора.

Задачи:

Предметные: повторение ранее приобретенных знаний, знакомство с ядерной энергией.

Метапредметные: развитие аналитического мышления, связной речи и познавательной активности учащихся.

Личностные: развитие коммуникативных навыков, умения видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

План урока

Контроль знаний

6 мин.

1. Строение и принцип действия камеры Вильсона.

2. Строение и принцип действия счетчика Гейгера.

3. Какие физические явления лежат в основе действия камеры Вильсона и счетчика Гейгера?

Демонстрации

7 мин.

1. Видео-фрагмент «Ядерный реактор».

2. Таблица «Ядерный реактор» и «Атомная электростанция»

Изучение нового материала

27 мин.

1. Деление ядер Урана.

2. Цепная ядерная реакция.

3. Ядерный реактор

Закрепление изученного материала

5 мин.

1. Контрольные вопросы.

2. Учимся решать задачи

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Деление ядер урана

Атомные ядра, содержащие большое число нуклонов, неустойчивы и могут распадаться. 1938 г. немецкие ученые Отто Ган и Франц Штрассман наблюдали деление ядра Урана 23592U под действием медленных нейтронов. Использования нейтронов для деления ядер обусловлено их электрической нейтральностью. Отсутствие кулоновского отталкивания протонами ядра позволяет нейтронам беспрепятственно проникать в атомное ядро. Временный захват нейтрона нарушает хрупкую стабильность ядра, обусловленную тонким балансом сил кулоновского отталкивания и ядерного притяжения. Пространственные колебания нуклонов возбужденного ядра (обозначим 23692U*), которые возникают, являются неустойчивыми. Избыток нейтронов в центре ядра означает избыток протонов на периферии. Их взаимное отталкивание приводит к искусственной радиоактивности изотопа 23692U*, то есть до его разделения на ядра меньшей массы, которые называются осколками деления. Причем наиболее вероятным оказывается деление на осколки, массы которых относятся примерно как 2 : 3. Большинство крупных обломков имеют массовое число А в пределах 135-145, а мелкие от 90 до 100. В результате реакции деления ядра Урана 23592U образуются два или три нейтроны. Одна из возможных реакций деления ядра урана протекает по схеме:

image235

Эта реакция протекает с образованием трех нейтронов. Возможна реакция с образованием двух нейтронов:

image209

Ø Делением ядра называется ядерная реакция деления тяжелого ядра, возбужденного захватом нейтрона, на две приблизительно равные части, называемые осколками деления.

Энергия, выделяющаяся при делении ядра, имеет электростатическое, а не ядерное происхождение. Большая кинетическая энергия, которую имеют обломки, возникает вследствие их кулоновского отталкивания. При полном делении всех ядер, содержащихся в 1 г урана, выделяется столько энергии, сколько выделяется при сгорании 2,5 т нефти.

2. Цепная ядерная реакция

Любой из нейтронов, вылетающий из ядра в процессе деления, может в свою очередь вызвать деление соседнего ядра, которое также испускает нейтроны, способные привести к дальнейшему делению. В результате число ядер, которые делятся, очень быстро увеличивается. Возникает цепная реакция.

Ø Цепной ядерной реакцией называется реакция, в которой нейтроны образуются как продукты этой реакции.

Суть этой реакции заключается в том, что испущенные при делении одного ядра N нейтронов могут вызвать деление N ядер, в результате чего будет выпущено N2 новых нейтронов, которые предопределяют разделение N2 ядер, и тому подобное. Следовательно, число нейтронов, рождающихся в каждом поколении, нарастает в геометрической прогрессии. В целом процесс

имеет лавинообразный характер, протекает очень быстро и сопровождается выделением огромного количества энергии.

http://sinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/100_uchebnik_dla_sanitarnih_instruktorov_1973/000/074.jpg

 

 

Для осуществления цепной реакции нельзя использовать любые ядра, делящиеся под влиянием нейтронов. Через ряд причин из ядер, встречающихся в природе, пригодны до этого лишь ядра изотопов Урана с массовым числом 292, то есть 23592U.

3. Ядерный реактор

Цепную ядерную реакцию ученые и инженеры смогли сделать управляемой: для этого необходимо было обеспечить, чтобы количество ядер, делящихся в единицу времени оставалась постоянной. Впервые управляемая цепная реакция деления ядер урана была осуществлена в 1952 г. в США под руководством итальянского физика Энрико Ферми.

Ø Ядерным реактором называется устройство, в котором выделяется тепловая энергия в результате управляемой цепной реакции деления ядер.

 Для выполнения управляемой цепной реакции наиболее эффективными являются медленные нейтроны, кинетическая энергия которых в десятки раз меньше, чем энергия нейтронов, вылетающих при делении ядер. Поэтому возникает потребность в замедлителе нейтронов. Лучшим замедлителем является тяжелая вода. Обычная вода сама захватывает нейтроны и превращается в тяжелую воду. Хорошим замедлителем считается также графит, ядра которого не поглощают нейтроны.

Чтобы количество ядер урана, делящихся в единицу времени, оставалась постоянной, необходимо, чтобы оставалось постоянным и число медленных нейтронов. Если их количество начнет увеличиваться, это грозит атомным взрывом, а если начнет уменьшаться — реакция «погаснет».

Чтобы обеспечить постоянство числа нейтронов, используют поглотители нейтронов — вещества, ядра которых эффективно поглощают нейтроны. Хорошими поглотителями нейтронов являются кадмий и бор. Из них изготовляют регулирующие стержни, вводимые в рабочее пространство ядерного реактора: изменяя глубину погружения этих стержней, можно изменять число ядер урана, которые делятся ежесекундно.

Чтобы в образце урана могла происходить цепная ядерная реакция, его масса должна быть достаточно большой. Это необходимо для того, чтобы нейтроны, испускаемые при делении ядер, не вылетали сразу же за пределы образца, а вызывали новые реакции деления.

Ø Наименьшую массу вещества, что делится и при которой возможна цепная ядерная реакция, называют критической массой.

Для шарообразного образца чистого урана 23592U критическая масса равна примерно 50 кг. Однако ее можно уменьшить в десятки раз, используя замедлители нейтронов и окружая образец берилієвою оболочкой — она отражает нейтроны, вылетающие в зону реакции, увеличивая их путь в образце.

На рисунке  изображена схема устройства атомной электростанции (АЭС) с ядерным реактором на медленных нейтронах.

 http://uchebana5.ru/images/1094/2187258/m7350211c.png

 

Ядерное топливо располагается в активной зоне  в виде вертикальных стержней, называемых тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ). Активная зона окружена отражателем  и толстой защитной оболочкой из железобетона .

Реактором управляют с помощью регулирующих стержней , изготовленных из поглотителя нейтронов.

Тепло с горячей активной зоны реактора выводится теплоносителем (например, водой). Теплоноситель первого контура передает тепло в парогенератор , превращая воду в пар под высоким давлением, и потом снова возвращается в активную зону. Пар, образовавшийся в парогенераторе, вращает турбину , соединенную с генератором электроэнергии . Отработавший пар конденсируется в конденсаторе, откуда вода снова поступает в парогенератор.

Главное преимущество АЭС заключается в том, что для их работы необходимо очень малое (по массе) количество топлива по сравнению с тепловыми электростанциями. Кроме этого, запасы ядерного топлива достаточно велики: по разным оценкам его может хватить на несколько веков.

АЭС, что нормально функционируют, загрязняют окружающую среду значительно меньше, чем тепловые электростанции.

 

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала

· Почему нейтроны оказываются наиболее удобными участками для бомбардировки атомных ядер?

· Что происходит при попадании нейтрона в ядро Урана?

· Почему во время деления ядер Урана выделяется энергия?

· В чем заключается управление ядерной реакцией?

· Для чего нужно, чтобы масса каждого уранового стержня была меньше критической массы?

· Для чего нужны регулирующие стержни? Как ими пользуются?

· Для чего в ядерном реакторе используется замедлитель нейтронов?

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1). Качественные вопросы

1. Сгорает кусок бумаги. Или горения является цепной реакцией? Химической или ядерной?

2. Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе?

3. Что общего в ядерном реакторе и паровом котле?

2). Учимся решать задачи

1. Ядро урана 23592U поглощает один нейтрон и делится на два обломка и четыре нейтроны. Один из осколков — ядро 13755Cs. Ядром которого изотопа является второй осколок?

2. Напишите цепочку ядерных превращений ядра Урана 23892U, захватившего нейтрон, в Плутоний 23994Рu, учитывая то, что все ядра, которые вновь образуются, является бета-радиоактивными, то есть подвергаются радиоактивному распаду с испусканием электрона.

Решение: image239

 

Что мы узнали на уроке

· Делением ядра называется ядерная реакция деления тяжелого ядра, возбужденного захватом нейтрона, на две приблизительно равные части, называемые осколками деления.

· Цепной ядерной реакцией называется реакция, в которой нейтроны образуются как продукты этой реакции.

· Ядерным реактором называется устройство, в котором выделяется тепловая энергия в результате управляемой цепной реакции деления ядер.

· Наименьшую массу вещества, что делится и при которой возможна цепная ядерная реакция, называют критической массой.

 

Домашнее задание

1. Подр.: § 36.

2. Зб.: № 18.1; 18.2; 18.3; 18.4; 18.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Решение систем линейных уравнений методом Крамера»

Тема урока: Способы решения линейных систем уравненийТип урока: урок первичного ознакомления с материаломДлительность: 1 час 20 мин.Технология - развитие критического мышления через чтение и письмоЦел...

Методическая разработка к проведению занятия по теме "Первая помощь при ДТП"

В методической разработке рассматриваются  вопросы последовательности действий при оказании первой помощи пострадавшим при ДТП....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Теория электролитической диссоциации. Дисциплина: ОУДп.02. Химия

В медицине широко применяются все неорганические вещества, их растворы обладают терапевтическими свойствами и используются для лечения множества заболеваний нашего организма. Они способны подде...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: ГИДРОЛИЗ Дисциплина: ОУДп.02. Химия

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме « Гидролиз» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «ОУДп.02. Химия» для ...

Методические разработки для проведения урока технологии по теме "Вышивка атласными лентами" 7 класс

Материалы содержат: технологическую карту урока, интерактивную презентацию к уроку, инструкционную карту поэтапного изготовления вышивки розы атласными лентами, лист самоконтроля для учащихся и прилож...

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....

Методическая разработка по проведению урока-систематизации материала в 5 классе по теме "У нас сегодня гости"

Методическая разработка имеет цель закрепить лингвострановедческие, лексические и грамматические знания в области испанского языка посредством игровых ситуаций, развития умений работы в малых группах,...