Исследовательская работа по литературе
проект по литературе (6 класс)
Исследовательская работа по литературе "Н.Г. Чернышевский рядом с нами" посвящена жизни и творчеству известного земляка из Саратова, его началу в литературном пути. Главный вопрос, который преследовал в работе-Кто повлиял на творчество Чернышевского Н.Г.?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chernyshevskiy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
г. Балаково Саратовская область
Исследовательская работа
Тема: «Чернышевский Н.Г. рядом с нами»
Автор работы: Карпова Анастасия Андреевна, ученица 6В класса
МАОУ СОШ № 21 г. Балаково
Руководитель: Атюшина Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2018 -2019 год
Оглавление
1. Введение..................................................................................................... 3 .стр.
2. Н.Г. Чернышевский. Сведения о жизни и деятельности……………4.стр.
3. Память Чернышевского Н.Г в архитектуре.………………………………………………….. 5 стр.
4. Роль Чернышевского Н.Г. в литературе …………………………... 6 стр.
5.Выводы…………………………………………………………………. 9 .стр.
6.Список использованной литературы.......................................................10 стр.
Введение.
«Не любить историю может только
человек, совершенно не развитый умственно»
Н.Г. Чернышевский
Владеть исторической памятью - значит усвоить концентрированный позитивный опыт, сделать его орудием дальнейшего совершенствования жизни, увеличения человеческого в человеке. Известный писатель В.И. Белов справедливо заметил: « Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека»
В нашей школе уделяется большое значение краеведческой работе, она способствует научному мировоззрению, воспитанию патриотизма. Мы уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем историю возникновения города, боевые и трудовые традиции своих земляков, летопись своей школы, особый интерес представляет изучение выдающихся личностей как – то связанных с нашим городом.
Цель работы: Изучение биографии великого писателя Н. Г. Чернышевского, связанной с саратовским периодом жизни; влияние писателя на культурные памятники города Саратова.
Задачи: 1. Определить роль Чернышевского Н.Г. в архитектурных памятниках.
2. Обозначить роль писателя в литературе.
3. Узнать, кто оказал большое влияние в формировании личности будущего писателя-публициста.
Актуальность работы: знание истории Родного края.
Объект исследования:
- Сборник Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик».
- Н.Г. Чернышевский и Саратов.
- Н.Г. Чернышевский в моей жизни.
- Н.М. Чернышевская «Повесть о Чернышевском».
- Е. И. Покусаев «Н.Г. Чернышевский».
Материал и методы исследования:
1. Внимательное прочтение книги Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик».
2. Изучение архивных материалов Балаковской городской центральной библиотеки.
Гипотеза: мы предполагаем, что в формировании личности Н. Чернышевского большую роль сыграл его отец, Г.И. Чернышевский, что привело будущего писателя к увековечиванию посредством архитектурных памятников.
Н.Г. Чернышевский. Сведения о жизни и деятельности.
Чернышевский Николай Гаврилович родился 12(24) июля. 1828 года в Саратове в семье протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны (урожденной Голубевой). Оба его деда и прадед по материнской линии были священниками. В доме Чернышевских царили достаток и теплая семейная атмосфера, одухотворенная глубокими религиозными чувствами, «…Все грубые удовольствия,— вспоминал Чернышевский,— казались мне гадки, скучны, нестерпимы; это отвращение от них было во мне с детства, благодаря, конечно, скромному и строго нравственному образу жизни всех моих близких старших родных». К родителям своим Чернышевский всегда относился с сыновним почтением и благоговением, делился с ними заботами и планами, радостями и огорчениями. В свою очередь мать любила своего сына беззаветно, а для отца он был еще и предметом нескрываемой гордости. С ранних лет мальчик обнаружил исключительную природную одаренность. Отец уберег его от духовного училища, предпочитая углубленное домашнее образование. Он сам преподавал сыну латинский и греческий языки, французским мальчик успешно занимался самостоятельно, а немецкому его учил немец-колонист Греф. В доме отца была хорошая библиотека, в которой, наряду с духовной литературой, находились сочинения русских писателей — А.С. Пушкина, В.А . Жуковского, Н.В. Гоголя, а также современные журналы. В «Отечественных записках» мальчик читал переводные романы Диккенса, Жорж Санд, увлекался статьями В. Г. Белинского. Так что с детских лет Чернышевский превратился, по его собственным словам, в настоящего «пожирателя книг». Русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842—45), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). Автор романа «Что делать?». Умер 17(29)октября 1889 в Саратове.
Основой проекта послужила книга внучки Н. Г. Чернышевского, Нины Михайловны Чернышевской, «Саратовский мальчик».
Саратовцы по праву гордятся тем, что в их городе родился и вырос великий ученый и мыслитель, пламенный патриот своей Родины, писатель – Николай Гавриилович Чернышевский.
Память Чернышевского Н.Г в архитектуре.
Жизнь Чернышевского – человека величайшего мужества и неугасимой мысли – это подвиг служения народу. Многие места Саратова напоминают нам о славном сыне России.
К числу памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Н.Г. Чернышевского, относится дом его отца на бывшей Большой Сергиевской улице, «родное гнездо орла», по выражению К.Федина. В этом доме Николай Гаврилович родился и провел свои молодые годы (ныне улица Чернышевского, 142
«Я учился в отцовском доме. В 1842 году поступил в низшее отделение (риторический класс) Саратовской духовной семинарии и учился в ней прилежно». В родном городе Чернышевский провел более 20 лет своей жизни.
Именно в Саратове формировался характер молодого Чернышевского, начало складываться его мировоззрение, накапливались первые жизненные впечатления.
Отец – Гаврила Иванович Чернышевский – священник - часто ездил по Саратовской губернии. Сын расспрашивал отца о жизни крестьян, с интересом слушал рассказы старших о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, поднимавших народ на борьбу против угнетателей, о крестьянских бунтах в губернии. Проводя свободное время на берегу любимой Волги, юный Чернышевский изо дня в день наблюдал жизнь и быт простых людей, тяжелое и бесправное положение тружеников великой русской реки. Увиденные здесь картины глубоко проникали в сознание, возбуждали жгучий протест против рабской доли народа, жажду борьбы за его освобождение. На Волге родилась непоколебимая вера в могучую силу народных масс.
25 сентября 1920 года дом, где родился и жил Чернышевский, объявлялся национальным достоянием республики. Так создавался Государственный Дом –музей Николая Гавриловича Чернышевского. На протяжении сорока лет его директором работала внучка писателя - земляка Н.М. Чернышевская (Ее воспоминания о Чернышевском дают богатый материал для изучения жизни великого саратовца). Так, книга Н.М. Чернышевской «Повесть о Чернышевском» родилась из бесед автора с людьми, которые посетили Дом – музей Чернышевского. Именно из этой книги взят материал для исследования. К юбилейным датам открываются в музее мемориально – бытовые экспозиции « Н.Г. Чернышевский в Саратове», они также вызывают интерес посетителей к саратовскому периоду жизни Чернышевского.
К числу наиболее важных памятных мест, связанных с именем Чернышевского, относится бывшая духовная семинария, где в 1842-1845 годах он учился. В классе, в котором учился, Николай, создан музей.
В центре города на площади Чернышевского в дни празднования годовщины со дня рождения открыт монументальный памятник Российскому Прометею, выполненный скульптором - саратовцем А.П. Кибальниковым и архитектором Н.П. Гришиным. Этот памятник – символ современного Саратова.
Роль Чернышевского Н.Г. в литературе.
Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа.
Литературная позиция Чернышевского прямо вытекала из его революционно-демократического мировоззрения. В статье «Об искренности в критике» (1854) он доказывал, что прямое назначение критики — служить выражением мнения «лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе». Ведущую закономерность развития русской литературы Чернышевский видел в сближении ее с действительностью, в углублении критического реализма и народности. С этой точки зрения он особенно высоко ценил историческое значение того направления в русской литературе, главою которого был Гоголь, а Белинский — гениальным теоретиком и истолкователем («Очерки гоголевского периода русской литературы»). Для Чернышевского Белинский был идеалом критика и общественного деятеля. Чернышевский был первым, кто не только напомнил о критических статьях Белинского, но указал на их принципиальное значение, сделал их краеугольным камнем своей историко-литературной концепции. Он писал, что Белинский — «истинный учитель всего нынешнего молодого поколения» [3, 455).
Преимущественное внимание Чернышевского-критика привлекали новые произведения русских писателей, обращавшихся к освещению насущных общественных проблем. Он восторженно встретил появление «Губернских очерков» Салтыкова-Щедрина, видя в них развитие тех самых гоголевских традиций, которые считал важнейшими для русской литературы. В статье о повести Тургенева «Ася» Чернышевский выступил против политической трусости и безволия либералов, проявляющихся во всех сферах жизни. Это был прекрасный пример публицистической критики. Несомненное художественное чутье Чернышевского ярко проявилось в его рецензии на ранние произведения Л. Толстого. Он проницательно отметил те черты таланта писателя, которые стали ведущими и определяющими для его последующего творчества: правдивое воспроизведение крестьянского сознания, выдающийся дар психологического анализа, мастерство в исследовании «диалектики души», чистота нравственного чувства.
Литературно-критические статьи Чернышевского являлись не просто иллюстрациями его эстетической теории. Практическая работа в области литературной критики способствовала в ряде случаев дальнейшему углублению и уточнению эстетических взглядов вождя революционно-демократического движения. У раннего Чернышевского порою проявлялось все же узкое понимание общественного назначения и функций искусства. Так, в начале своей деятельности он полагал, что передовые идеи эпохи могут быть наиболее полно выражены тогда, когда художник является их сознательным провозвестником, обладает теоретически оформленным революционным мировоззрением. Однако служение интересам современности проявляется в художественной литературе не всегда в прямой, непосредственной форме. Даже писатель, по своим субъективным устремлениям далекий от передовых идей своего времени, может объективно стать выразителем реально совершающихся исторических процессов. Такой взгляд на литературу отразился в наиболее глубоких и зрелых статьях Чернышевского.
Обратимся к истокам формирования личности Н. Г. Чернышевского. Известно, что семья – основа, на которой вырастает Человек.
Среди местного духовенства, погрязшего в невежестве и корыстолюбия, семья Чернышевских выделялась живостью и свежестью умственных интересов, любовью к чтению, скромностью, строгостью моральных устоев, уважением к труду
К родителям своим Чернышевский всегда относился с сыновним почтением и благоговением, делился с ними заботами и планами, радостями и огорчениями. В свою очередь мать любила своего сына беззаветно, а для отца он был еще и предметом нескрываемой гордости. С ранних лет мальчик обнаружил исключительную природную одаренность. Отец уберег его от духовного училища, предпочитая углубленное домашнее образование, оно
для Николая началось с 7-8 лет под руководством Гаврилы Ивановича, отца Чернышевского, человека образованного, начитанного, тянувшегося к научной деятельности. Отец занимался с Николенькой у себя в кабинете. В программе занятий – уроки чтения и письма, изучение языков. В 13-14 лет юный Чернышевский знал латинский и греческий языки, больших успехов достиг в изучении французского и немецкого, изучал персидский. Со страстью и увлечением будущий писатель отдавался чтению. В духовном развитии Чернышевского книги играли важную роль. Он их перечитал великое множество и по разным областям знаний. Широта его познаний – колоссальная начитанность поражала всех знавших его. Несомненно, в этом огромная заслуга его отца – Гаврилы Ивановича. С детства полюбились Чернышевскому образы былинных богатырей, он был наслышан об историческом подвиге русского народа - в 1812 году – это внушало ему чувство патриотической гордости за свой народ.
Названные выше источники, которые мы тщательно проанализировали, подтверждают мысль о том, что влияние Г.И. Чернышевского на сына было положительным, решающим фактором становления великого писателя Н.Г. Чернышевского.
Выводы: Проанализировав данную работу по Чернышевскому Н.Г., можем сказать, что уникальность писателя заключается в правильном семейном воспитании. Наш земляк внес огромный вклад и труд не только в области литературы, но и в ряд других наук. Память о писателе сохранилась и по сей день благодаря архитектурным памятникам, зданиям.
Литература:
1. Н.М. Чернышевская «Н.Г.Чернышевский и Саратов» Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1978
2. Н.М. Чернышевская « Саратовский мальчик» Саратов : Кн. изд-во, 1962
3. Н.М. Чернышевская «Повесть о Чернышевском»,
4 .Е. И. Покусаев «Н.Г.Чернышевский»
5 .Г.А. Малинин «Памятники и памятные места Саратовской области»
6. В.В. Ложкин « История одного поиска» "Издательство политической литературы" (1979)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"
Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды современных школьников....
Научно-исследовательская работа по литературе
Научно-исследовательская работа по литературе...
Исследовательская работа по литературе "Любовь, красота, память в рассказах И.А.Бунина"
На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Мгновения любви по Бунину становятся вершиной жизни человека. ...
Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.
В работе подробно освещена история дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...
Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Исследовательская работа по литературе Жидкова Виталия "Математические задачи в литературе"
Обоснование выбора темы. Я очень люблю читать. Читаю с интересом все!…Люблю фантастику, классику, приключения… Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увл...