Рабочая программа по родной литературе, 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)

Алсу Аббясовна Бахтеева

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_rodnaya_literatura1.docx719.11 КБ

Предварительный просмотр:

       Рабочая  программа по  родной литературе для  7  класса обеспечивает  достижение  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  основного  общего  образования (далее-ООП  ООО).

         Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2019-2020 год.

         Данная рабочая программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю и 17 часов в год.

Планируемые  результаты  изучения  предмета  «Родная литература»

Планируемые предметные результаты

           Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
  • сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать  художественный  текст  как  произведение  искусства,  послание  автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные  результаты

            Обучающийся научится:

коммуникативные УУД:

- выстраивать устное высказывание;

- аргументировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 познавательные УУД:

- использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников;

- оценивать свои достижения;

- участвовать в аналитической беседе;

- соотносить изученные понятия с примерами;

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах;

 - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

-участвовать в обсуждении содержания прочитанного;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

регулятивные УУД:

- обращаться к способам действий, оценивая свои возможности;

- осознавать уровень и качество выполнения работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.             

          Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в заданной ситуации;

- готовить план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления;

- самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой;

- пользоваться справочником, энциклопедией, СМИ; ориентироваться в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам;

- оценивать найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Личностные  результаты

        У обучающегося будут сформированы:

- ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

           Обучающийся получит возможность для формирования:

- гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета «Родная литература»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч.)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)

 «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)

А.Сумароков. «Эпиграмма». 

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

Теория литературы. Эпиграмма (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (6 ч.)

Дедушка И.А.Крылов и его басни.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Теория литературы. Трагедия. Проблематика. Конфликт. Композиция (развитие представлений).

И.С.Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор).

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX  ВЕКА (8 ч.)

А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Теория литературы. Композиция. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор. Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

Теория литературы. Сатира. Юмор (развитие представлений).

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

Теория литературы. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

Теория литературы. Композиция. Идея. Выразительные средства языка (развитие представлений).

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Учебно-тематическое планирование

Распределение учебных часов по разделам программы

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Сочинения

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Устное народное творчество

1

-

-

-

-

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

-

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

-

-

Из русской литературы XIX века

6

-

-

-

-

Из русской литературы

XX века

8

-

-

-

-

Итого в рабочей программе:

17

Тематическое планирование

(17 часов)

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Устное народное творчество (1 ч.)

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2.09-6.09

Из древнерусской литературы (1ч.)

2

«Моления Даниила Заточника» -памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

9.09-13.09

Из литературы XVIII века (1ч.)

3

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

16.09-20.09

Из литературы XIX века (6 ч.)

4

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

23.09-27.09

5

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

30.09-4.09

6

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

7.10-11.10

7

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

14.10-18.10

8

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

21.10-25.10

9

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

5.11-8.11

Из литературы  XX века (8ч.)

10

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

11.11-15.11

11

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

18.11-22.11

12

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

25.11-29.11

13

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

2.12-6.12

14

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

9.12-13.12

15

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

16.12-20.12

16

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

23.12-27.12

17

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

9.01-17.01

Образовательные электронные ресурсы

1.www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

2. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

3. www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

4. www.slovari.ru Электронные словари.

5. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал

«Русский язык».

6. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Рус-

ская литература и фольклор».

7. www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

8. http:// umoslovo.ru/ Сайт отделения учителей русского языка и литературы  регионального УМО в системе общего образования Курской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...