Алгоритм анализа лирического произведения
методическая разработка по литературе (10 класс)
Данная форма анализа стихотворения А.А. Фета предпологает возможность разнообразить подходы к осмыслению лирического текста. Формирует у обучающихся внимательное отношение к художественному слову, его многозначности, развивает навык композиционного видения текста, понимания художественно-изобразительных средств в контексте авторской задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_analiza_stihotvoreniya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Фет
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Стихотворение "Учись у них - у дуба, у березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.). Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы. Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает неуловимые переходные состояния природы и человека.
Алгоритм работы
Тема | Взаимосвязь человека и природы | |
Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы) | 1 строфа: Учись у них У дуба, у березы Жестокая пора Напрасные … слезы | Повелительная форма глагола: призыв, приказ, побуждение. Образы живой природы, олицетворенные в стихотворении Крайне суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов. Бесполезные, неосновательные, ненужные – метафорический образ |
2 строфа: Злей метель Сердито рвет Последние листы Холод лютый Они стоят, молчат; молчи и ты! | Сравнительная степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья Раздраженно, гневно, злобно Конечный, безнадежность Злой, свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов. Лексический повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного числа, обращенного напрямую к человеку. | |
3 строфа: Ясные дни Гений Жизнию дыша Новые откровения Скорбящая душа | Прям.: Яркий, сияющий, светлый, ничем не замутненный. Перенос.: ничем не омраченный, спокойный В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой жизни, радости, тепла, света. Книжная устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль Впервые созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних. Горюющая, печальная, страдающая | |
Синтаксис (структура предложения, строфы;интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.) | 1 строфа: Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора 2 строфа: Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! 3 строфа: Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. | Простое предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения + точка в конце предложения) – назидание, нравоучение, наставление Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях. Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие, информационно-насыщенные предложения придают динамичность. Сложносочиненное предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием имеющим многозначный смысл: прям.: давить, стискивать, давить для выделения жидкости перен.: ощущение тоски, страха устаревшая форма деепричастия придает торжественность сказанному Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику. Риторическое восклицание – призыв сродниться с природой. Предложение с глаголом повелительного наклонения. Первые предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной форме. Простые и простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями предложения восстанавливают динамику. |
Звукопись | Учись у них - у дуба, у березы. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Сердито рвет … хватает холод лютый; стоят, молчат; молчи и ты! верь весне Переболит скорбящая | Ассонанс Аллитерация Создают музыкальность стихотворения. |
Сюжет | Кругом зима. Жестокая пора. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! НО! верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. | Экспозиция, завязка, развитие действия – пессимистическое, скорбное настроение. Кульминация непогоды в природе связана с душевными переживаниями человека Противительный союз НО указывает на жизнеутверждающую развязку в постижении гармонии мира. |
Образ лирического героя | Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни. | |
Идея | Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....
Алгоритм анализа лирического произведения
Здесь представлен подробный разноаспектный алгоритм анализа стихотворений...