План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина"
план-конспект урока
План - конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (модуль "Основы православной культуры")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_v_zhizni_hristianina.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Чудо в жизни христианина»
(модуль «Основы православной культуры»)
Время | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
11 1 vby | I. Организаци онный момент | «Доброе утро!» - я вам сказала, «Доброе утро!» - ответили вы мне, Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим |
3 мин | II. Мотивация к учебной деятельности | (На столе горят четыре свечи) начать наш урок я хочу притчей «Четыре свечи». Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: Вторая сказала: Очень опечалившись, третья свеча произнесла: "Я-Любовь. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего- своих близких." И эта свеча угасла. Вдруг...В комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: -Как вы думаете, что ответила четвертая свеча? Взволнованная четвёртая свеча произнесла: | Ребята высказывают свои предположения. | Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат. Коммуникативные УУД: -Высказывать и обосновывать свою точку зрения; -участвовать в диалоге на уроке |
2 мин | III. Формулировка темы урока, постановка задач урока. | - Скажите, почему так важно, чтобы человек надеялся? - Что дает надежда человеку? - А на что надеется человек, если ему трудно? -Употребляем ли мы слово чудо в нашей речи? В связи с чем? - А вы верите в чудеса? - Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? -Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы? - Как выдумаете, какая тема нашего сегодня урока?
- Какие задачи мы поставим к уроку? - Что мы сегодня должны узнать? Откройте учебники на стр. 70 и вы уточните, насколько правильны ваши предположения Запишите тему урока в тетради. По мнению автора учебника, что мы узнаем сегодня на уроке? - Совершенно верно. Какие бывают чудеса, чему они нас учат и как Бог творил чудеса. | -Надежда придает жизненные силы человеку, помогает в разных ситуациях -Надежда человеку дает силы в трудных ситуация, помогает найти выход из них. -на светлое будущее, на свои силы, на других людей, на чудо. Чудо в жизни. (Слайд 1) Что такое чудо? Какие бывают чудеса? Чему нас учат чудеса? Какие чудеса встречаются в жизни христианина? . «Чудо в жизни христианина» (Слайд 2). Записывают тему урока в тетради. О Святой Троице, о христианских добродетелях. (слайд 2) | Коммуникативные УУД -Высказывать и обосновывать своё мнение. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить для себя учебные задачи Личностные УУД: содействовать формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также давать оценку событиям, опираясь на свой жизненный опыт |
2 мин | IV. Постановка проблемы учебной. | (Звучит песня «Твори добро») (Слайд 3) Твори добро на всей земле, - Какова главная мысль этой песни? - Зачем творить добро? - Как вы понимаете слова «Нет чуда без добра» Христиане знают, что для чуда есть место не только в сказках, но и в жизни. - Как вы считаете, для чего человек совершает добрый поступок, чудо: чтобы все заметили и похвалили его, или …ваше мнение..? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо? -В конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?» | Твори добро Помощь ближнему. Радость для своего сердца.
| Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям. Регулятивные УУД: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. |
1 мин | IV. Изучение и объяснение нового материала. 1.Определение понятия «Чудо» | - А как вы понимаете, что такое чудо? -Мечта? - Сказка? (Слайд 4) | Что – то волшебное. То, что вызывает интерес. | |
3 мин | 2.Работа с толковым словарем | У вас на столах лежат толковые словари. Найдите в словаре толкование слова "чудо". По словарям Чудо –это…(Слайд 5) Зачитаем его обозначение и запишем это понятие в тетрадь. | Дети работают со словарем. -нечто поразительное, удивляющее своей необычностью (Большой энциклопедический словарь). -Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное (Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля). Записывают определения в свои тетради. | Познавательные УУД - умение работать со словарём - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: -Высказывать и обосновывать свою точку зрения; -участвовать в диалоге на уроке; |
3 мин | 3. Работа с притчей. | Послушайте внимательно притчу и попытайтесь дать ей своё название. (Слайд 6) Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие. - Какое название можно дать этой притче? - Почему мы не замечаем эти чудеса? -Назовите чудеса, которые случаются с нами каждый день? -Чему учит эта притча? Правильно, ребята, ведь окружающий мир – это чудесное творение Бога. | «В поисках чудес», «Чудеса рядом с нами». Это естественные чудеса, они окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. Солнце на небе, рассвет, закат, зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге. Эта притча помогает понять нам, что есть настоящие чудеса, которые происходят с нами каждый день. | Коммуникативные УУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
3 мин. | 4.Чтение статьи учебника. | Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица, т.е. Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и святой Дух. Как же это понять? Прочитаем отрывок из статьи учебника на стр. 70 ) (Слайд 7). -Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»? - Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов? - Как вы думаете, почему совершаются чудеса? | Дети читают учебник. Понятно, что единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но Бог свободен от законов школьной арифметики. Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Мы не понимаем Божьего языка. Поэтому Бог разговаривает с нами на языке чудес. | Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы |
4 мин | 5.Беседа по прочитанному | Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить исходя из научных представлений. Это сверхъестественные чудеса. Давайте вспомним их. Типичная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное. Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. - Какие чудеса вы можете вспомнить? | Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово, мгновенное исцеление слепого человека, хождение по водам.(Слайды 8-12) Сообщения детей по опережающему заданию. появление Креста над храмом Христа Спасителя (Слайд 13) Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Накануне Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит это чудо. (Слайд 14) Кровоточащий кувшин, икона Спасителя Чудеса мироточения и обновления икон. (Слайды 15-16) | Коммуникативные УУД: Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач |
| 5.Комментированное чтение статьи учебника. | Сегодня на уроке мы узнаем о чуде в жизни семьи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую православную Церковь, рассказал об одном чуде в жизни его семьи: (Слайд 17). «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне». -Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо? - Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом событии? - Почему главные события здесь действительно следует считать чудом? -Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? - Откуда же пришло чудо? - Кто его совершил? - Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. | Помощь людей в голодные годы. Мешок муки, когда вокруг все голодали. Не ждали, но чудо произошли. Нашлись отзывчивые люди. От односельчан. Простые люди. | Личностные УУД: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2 мин. | 7. Физминутка. | (Слайд 13) Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья. Руку дай соседу слева. Руку дай соседу справа. Мы одна семья. Улыбнись соседу слева. Улыбнись соседу справа. Мы одна семья. Ты прижмись к соседу слева. Ты прижмись к соседу справа. Мы одна семья. Ты погладь соседа слева. Ты погладь соседа справа. Мы одна семья. | Выполняют упражнения | |
VI. Закрепление изученного материала 1.Правила работы в группе. | Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 19.) | - обращаться друг к другу по имени; -говорить только по делу. | Познавательные УУД самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Коммуникативные УУД: умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ | |
4 мин | 2.Самостоятельная работа в группах. | Каждая группа получит задание, над которым будет работать. Прочтите текст учебника на с.70-71 и выполните свои задания. (Слайд 20). | Работа в группах под песню «Верьте в чудеса» (Слайд 21) 1группа) Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО» Составьте синквейн с этим словом. 2 группа) Составьте схему «Христианские добродетели» 3 группа) Составьте 3 вопроса по тексту учебника для одноклассников | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - овладение навыками смыслового чтения |
З мин | 3. Защита исследовательской работы. | Подведём итоги вашей работы. Начнём с третьей группы. Вторая группа познакомит с результатами своей работы на доске.
Третья группа представит свой синквейн. (Слайд 23- примерный). | Дети отвечают на поставленные вопросы. Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случиться только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит добро. Если у человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель. Три христианские добродетели это: вера, надежда, любовь. (Слайд 22). Что же такое чудо? Для этого мы составили синквейн со словом «чудо» и раскрыли его значение. 1.Чудо. 2.Неожиданное, необъяснимое. 3.Радует, удивляет, помогает. 4.Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. 5.Добродетель. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения своих действий Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Коммуникативные УУД: умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ. |
4 мин | VII. Включение нового знания в систему знаний. | Какой вывод мы с вами можем сделать? (Слайд 24) -Как Бог творит чудеса? - Какие примеры чудес, творимые Богом через человека Вы можете привести? - Как вы думаете, что же лежит в основе чуда? Какой же вывод мы можем сделать, чему нас учат чудеса? (Слайд 25) Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Добрые дела формируют характер человека. Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам. Вот ещё примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди. Каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел». (Слайд 26). Стать участником телемарафона может житель любого региона России. Для этого достаточно отправить СМС-сообщение на номер, указанный на экране, и написать сумму, которую Вы хотите пожертвовать. Не случайно символ акции может вызывать ассоциации с Цветиком-Семицветиком. Вспомните, из какого он произведения? Чем он известен всем? Давайте представим, что в руках у каждого из нас не простой лепесток, а самый волшебный лепесток Цветика – семицветика и вспомним вопрос, который мы поставили с вами в начале урока и ответим на него. Чтобы исполнились чудеса, давайте произнесем известные слова из сказки В.Катаева, на которые реагирует Цветик-Семоцветик. -Как вы думаете, достаточно ли слов этого заклинания, чтобы исполнились все добрые дела, которые мы записали? | Бог творит чудеса Сам. Бог творит чудеса через человека. Ребята приводят свои примеры. Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов. Любовь и сострадание к человеку, восхищение, радость. Открытое сердце красоте и добру. Любви к Богу и другому человеку. Этот волшебный цветок из доброй сказки Валентина Катаева - настоящий символ чуда, и каждый из нас может его совершить. Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас? Дети записывают свои добрые дела и фиксируют на доске: Лети, лети, лепесток Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели. Нет. Нам нужно самим постараться, чтобы исполнились чудеса. | Личностные УУД: содействовать формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности; -учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. |
2 мин | VIII. Рефлексия | (Слайд 27). В начале урока мы ставили вопросы: что такое чудо? Какие бывают чудеса?, Как Бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса? Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений: (Слайд 28). -Я сегодня узнал, что… -Я думаю, что жить на земле было бы легче, если… -Я хочу, чтобы все люди…
| Ответы детей. Я хочу, чтобы все люди относились друг к другу заботливо. Мне хочется, чтобы все люди вокруг говорили добрые и вежливые слова. Чтобы совершали только добрые поступки. Чтобы никто не обижал бездомных животных. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности |
2 мин | IX. Домашнее задание | Запишите домашнее задание. 1группа- Найти пословицы, поговорки, высказывания о чудесах. 2 группа - Нарисовать социальную рекламу« Твори добро на благо людям». 3 группа- Сообщение по теме «Чудо в моей жизни и жизни моих родных. | Записывают домашнее задание (на выбор) в дневники. | Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. |
2 мин | X.Заключительное слово учителя. | (Слайд 30). Закройте глаза и улыбнитесь, откройте и посмотрите друг на друга. Стало ли светлее в классе? Отчего это произошло? От ваших добрых улыбок. Вы, наверное, обратили внимание, что у человечка, который у вас на столе нет улыбки на лице. Отразите ваше настроение в конце урока на его лице. Спасибо, ребята, за работу! Я желаю вам и всем людям, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен добротой, верой, надеждой и любовью. Умейте делать чудеса! | Прорисовывают улыбку на лице человечка. | Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...