план-конспект урока 8 класс по теме "Информационная деятельность человека"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект
Тема урока: «Информационная деятельность человека»
Цели:
- обучающая – дать основные понятия по теме: информационный процесс, носитель информации, хранилище информации, передача информации;
- развивающая – развить логическое мышление, память, внимание;
- воспитательная – привить уважение к одноклассникам, воспитать трудолюбие, целеустремленность и бережное отношение к оборудованию.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, проектор.
План урока
- Организационный момент. (2 мин.)
- Проверка домашнего задания. (5 мин.)
- Изложение нового материала. (15 мин)
- Закрепление изложенного материала. (15 мин.)
- Постановка домашнего задания. (1 мин.)
- Подведение итогов, выставление отметок. (2мин.)
Ход урока
- Организационный момент
1. Приветствие.
Учитель: «Добрый день! Присаживайтесь»
2. Перекличка. Сообщение новой темы.
Учитель: «Сегодня на уроке мы познакомимся с информационными системами: хранение и передача»
Учитель: «Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, проведем проверку домашнего задания».
- Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
- Дайте определение понятию язык?
Ответ: система знаков для представления и передачи информации
- На какие группы подразделяются языки?
Ответ: естественные, формальные
- Что называется алфавитом?
Ответ: набор знаков, в котором определен порядок
- Что такое слова?
Ответ: последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики
- Дайте определение понятию синтаксис?
Ответ: правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка
- Что такое кодирование информации?
Ответ: процесс формирования определенного представления информации
- Назовите три основных способа кодирования информации.
Ответ: графический (с помощью специальных рисунков или значков)
числовой (с помощью чисел)
символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст)
- Изложение нового материала
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Информационные процессы - это процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, узелки на веревках, изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер.
С рождением письменности родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги
Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т. д.).
Носитель информации - это материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации; это физическая среда, непосредственно хранящая информацию.
В настоящее время мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото- и киноплёнку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира.
Память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации
Память ЭВМ:
Внутренняя Внешняя Оперативная память ОП Жёсткий диск (винчестер)
Постоянная память Лазерные компакт-диски CD
Flash-устройства
Виды памяти: Оперативная компьютер
Иконическая Постоянная
Кратковременная человек
Долговременная
Хранилище информации - это особым образом упорядоченная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку.
Например, сирена – это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошел пар – произошло событие, которое для нас означает, что вода в чайнике закипела.
В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает на кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает на кодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств – человеческие ухо и глаз.
В процессе передачи информации может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передачи, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неровно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука – криптография.
При передачи информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются для более надежного ее сохранения.
- Закрепление изложенного материала
А теперь давайте повторим, что мы изучили на этом уроке.
- Что такое информационный процесс?
- Дайте определение понятию носитель информации.
- Где можно хранить информацию?
- Что такое хранилище информации?
- Назовите схему передачи информации.
- Постановка домашнего задания
- Выучить конспект урока
- Подведение итогов, выставление отметок
Учитель: «Сегодня вы познакомились с информационными процессами. Узнали на чем можно хранить и как передавать информацию»
Учитель: «Какие у Вас есть вопросы по пройденной теме, что вам больше всего понравилось на уроке и что хотели бы еще узнать?»
Сообщаются оценки учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс
Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...
План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"
Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...
План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».
Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...
План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе
План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе по теме "Спорт в Великобритании" с спользованием материалов сайта https://esol.britishcouncil.org...