план-конспект урока 8 класс по теме "Информационная деятельность человека"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема урока: «Информационная деятельность человека»

Цели:

  • обучающая – дать основные понятия по теме: информационный процесс, носитель информации, хранилище информации, передача информации;
  • развивающая – развить логическое мышление, память, внимание;
  • воспитательная – привить уважение к одноклассникам, воспитать трудолюбие, целеустремленность и бережное отношение к оборудованию.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, проектор.

        План урока

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
  3. Изложение нового материала. (15 мин)
  4. Закрепление изложенного материала. (15 мин.)
  5. Постановка домашнего задания. (1 мин.)
  6. Подведение итогов, выставление отметок. (2мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент

       1. Приветствие.

Учитель: «Добрый день! Присаживайтесь»

       2.  Перекличка. Сообщение новой темы.

Учитель: «Сегодня на уроке мы познакомимся с информационными системами: хранение и передача»

 Учитель: «Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, проведем проверку домашнего задания».

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

  1. Дайте определение понятию язык?

        Ответ: система знаков для представления и передачи информации

  1. На какие группы подразделяются языки?

Ответ: естественные, формальные

  1. Что называется алфавитом?

Ответ: набор знаков, в котором определен порядок

  1. Что такое слова?

Ответ: последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики

  1. Дайте определение понятию синтаксис?

Ответ: правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка

  1. Что такое кодирование информации?

Ответ: процесс формирования определенного представления информации

  1. Назовите три основных способа кодирования информации.

        Ответ:  графический (с помощью специальных рисунков или значков)

        числовой (с помощью чисел)

        символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст)

  1. Изложение нового материала

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Информационные процессы - это процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации

Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, узелки на веревках, изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер.
С рождением
письменности родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги

Вторым информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и т. д.).

Носитель информации - это материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации; это физическая среда, непосредственно хранящая информацию.

В настоящее время мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото- и киноплёнку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски.

Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира.

Память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации

Память ЭВМ:

Внутренняя                                Внешняя                                        Оперативная память ОП                Жёсткий диск (винчестер)

                    Постоянная память                        Лазерные компакт-диски CD

                                                Flash-устройства

Виды памяти:                                Оперативная         компьютер

Иконическая                               Постоянная                

Кратковременная        человек

Долговременная        

Хранилище информации - это особым образом упорядоченная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку.

Например, сирена – это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошел пар – произошло событие, которое для нас означает, что вода в чайнике закипела.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает на кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает на кодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств – человеческие ухо и глаз.

В процессе передачи информации может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передачи, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неровно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука – криптография.

При передачи информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются для более надежного ее сохранения.

  1. Закрепление изложенного материала

А теперь давайте повторим, что мы изучили на этом уроке.

  1. Что такое информационный процесс?
  2. Дайте определение понятию носитель информации.
  3. Где можно хранить информацию?
  4. Что такое хранилище информации?
  5. Назовите схему передачи информации.

  1. Постановка домашнего задания

  1. Выучить конспект урока

  1. Подведение итогов, выставление отметок

Учитель: «Сегодня вы познакомились с информационными процессами. Узнали на чем можно хранить и как передавать информацию»

Учитель:     «Какие у Вас есть вопросы по пройденной теме, что вам больше всего понравилось на уроке и что хотели бы еще узнать?»

Сообщаются оценки учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс

Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...

План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».

Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...

План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе

План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе по теме "Спорт в Великобритании" с спользованием материалов сайта https://esol.britishcouncil.org...