Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Войницкая Татьяна Алексеевна

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсерт, составление кластера, синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rasskazu_i._bunina.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»

Цель: познакомить обучающихся с рассказом И.А. Бунина «Роман горбуна» через использование методических приемов «искусство медленного чтения», «чтение с остановками», «древо предсказаний», синквейн.

Задачи:

Обучающие: научить анализировать текст рассказа, используя приемы технологии развития критического мышления – «чтение с остановками», инсерт, составление кластера, прием «древо предсказаний», синквейн; научить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев произведения, для постижения нравственно-художественной глубины произведения, учить понимать скрытый духовный смысл слова.

Развивающие: развивать критическое мышление обучающихся, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетенции на понятийной основе, развивать навыки смыслового чтения как основы интеллектуальных умений.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, любовь к слову, любовь к познанию истинных ценностей подлинного искусства и человека.

Оборудование урока: тексты рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна»; проектор; презентация; листы формата А4, фломастеры.

Технологии: приемы технологии развития критического мышления:

- чтение с остановками;

- древо предсказаний;

- прогнозирование;

- составление кластера, синквейна;

- написание своего финала рассказа.

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с вами с рассказом И.А. Бунина «РОМАН ГОРБУНА». Прочитаем это произведение с остановками. Такое чтение литературоведы называют «искусством медленного чтения», которое позволяет найти скрытый духовный смысл слова. М.И. Цветаева писала: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов?» Каждый писатель задумывается о том, кто его будет читать. Каким будет его читатель? Почувствует ли он автора, уловит ли его мысли, будет ли сопереживать его героям, почувствует ли то, что любило его сердце? Состоится ли духовная встреча с теми, для которых он писал свое произведение?

2. Стадия вызова. 

  • Вдумаемся в заглавие рассказа, это всегда ключ к пониманию произведения. Как вы понимаете значение слов, вынесенных автором в заглавие?

Роман – 1) любовные отношения между мужчиной и женщиной;

2) большое по объему повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями. (словарь С.И. Ожегова).

Горбун – 1) горбатый человек. Горб – большая ненормальная выпуклость на спине или груди человека, возникающая в результате деформации позвоночника и грудной клетки.

  • Как выглядит горбун внешне? Какие эмоции приходят к нам при виде горбуна? Где встречается этот образ в литературе? (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» - Квазимодо).

- Итак, мы читаем маленький рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1936 году.

  • Как вы думаете, в каком смысле использует автор слово «роман» - это жанр или отношения?
  • Почему автор дал такое название рассказу? Ваши предположения?
  • Что может произойти в рассказе, как будут развиваться события? Ваш читательский прогноз?

3. Стадия осмысления.

Прием «Чтение с остановками».  Учитель: «Мы с вами будем читать рассказ по частям, будем осмыслять прочитанное, в ходе чтения поймем, к каким писателям относится Бунин: к тем, чьи мысли легко угадать, или к тем, кто умеет заинтриговать и ошеломить неожиданным поворотом сюжета.

Чтение первой части рассказа. Слайд ? «Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать!- давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество…Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…»

Учитель: Попробуем систематизировать информацию этого отрывка текста, составив кластер. Слайд

  • Что мы узнали о горбуне?

Горбун:

  • гордый и печальный взор;
  • благородный, умный лоб

Одиночество

  •  А что мы узнали о незнакомке?

        Незнакомка:

  • молода,
  • богата,
  • лиловый зонтик,
  • серый костюм;
  • давно знает, любит,
  • надеется на взаимность

        Одиночество

Учитель: обратите внимание, что в кластере, характеризующем Горбуна, только две прямые характеристики, а в кластере, характеризующем Незнакомку, - целых шесть.

  • Что их роднит? Что связывает? (Одиночество)
  • Как вы думаете, почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?
  • Что произойдет дальше? Для чего пригласила на свидание?

Прием «Древо предсказаний»:

  • пригласила, чтобы развлечься;
  • потому что действительно любит;
  • пригласила из жалости;
  • решила пошутить, разыграть, повеселиться, потому что ей скучно;
  • угадала в нем родную душу;
  • решила скрасить свое одиночество.
  • В чем может обнаружиться родство?
  • Когда и где должна состояться встреча? Почему там? (прямая реминисценция – непрямая цитата - из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).
  • Предположите, как отреагирует горбун?
  • Почему у Незнакомки серый английский костюм? (он сдержанный и утонченный одновременно; передает стремление к совершенству, постоянную работу над собой);
  • Почему букетик фиалок, а не роз? (на языке цветов фиалка означает надежду, она символ печали и в то же время символ чистоты, добродетели, беззащитности, преданности);
  • Почему не букет? (фиалка-маленький цветок);
  • Почему в руках зонтик лилового цвета? (этот цвет самый загадочный и мистический в цветовом спектре, он – свидетельство замкнутости и одиночества, кроме того, передает положительную духовную энергию).

Чтение второй части. Слайд «Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил сиреневые перчатки, новый серый с красной искрой, под цвет костюму, галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый, прекрасные глаза потемнели…Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.»

  • Что испытывает человек, собираясь на первое свидание?
  • Какие детали текста передают внутреннее состояние Горбуна и каково оно?
  • Какие детали дополняют образ Горбуна?
  • Можем ли мы предположить, что Незнакомка и Горбун, действительно, родственные души? Что на это указывает?
  • Почему перчатки сиреневого цвета? (сиреневый означает светлое будущее, чувствительность, терпеливость, выдержанность; созерцая сиреневый цвет, человек может избавиться от внутренних страхов, переживаний, тревоги);
  • Что означает красный цвет? красные искорки в сером костюме? (противоречивый цвет; здесь символ любви, радости, полноты жизни, но именно искорки, вселяющие надежду).

Учитель: Какое чувство вы испытали, прочитав вторую часть рассказа? Какой смысл вкладывает Бунин в слово «роковой»?

В словаре С.И. Ожегова слово «роковой» означает: 1) приносящий горе, несчастье, неизбежно доставляющий страдание, неотвратимый; 2)решающий, предопределяющий дальнейшие события; 3)гибельный, имеющий тяжелые последствия.

Чтение третьей части. Слайд. «Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье»

  • Что будет дальше и почему? Какие детали текста подтверждают ваше мнение?
  • Есть ли у нас уверенность в счастливой развязке? (уверенности мало – роковой час, грозно, содрогнулся, страхом)

Чтение четвертой части рассказа. Слайд. «Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг…оцепенел на месте: навстречу ему в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой…

  • Обратитесь к древу предсказаний и закончите предложение. Какое слово стоит в предложении у Бунина?

ГОРБУНЬЯ…

  • Ожидали вы такого поворота?

Чтение последнего предложения рассказа: Беспощаден кто-то к человеку!

  • Кто же беспощаден к человеку в рассказе?
  • Как вы понимаете смысл этой фразы?
  • Каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
  • К каким писателям относится И.А. Бунин – легко предугадываемым или к тем, кто умеет заинтриговать, ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета?
  • Давайте вернемся к заглавию: а был ли роман? (скорее, мечта о нем).
  • Почему появление незнакомки вызвало оцепенение героя? (Он спешил на свое первое и, возможно, единственное свидание. А жестокая действительность стерла, уничтожила блики неуловимого и призрачного счастья героя. Он испытал потрясение. Вместо прекрасной незнакомки, которую ожидал встретить на Соборной площади, горбун увидел свое собственное зеркальное отражение.
  • В какой руке героиня держит зонтик? (в левой). А в какой руке герой держит трость? (в правой). ПОЧЕМУ? Что изменилось бы, если бы незнакомка не была левшой? (не совпало бы отражение; значит, автору чрезвычайно важно было создать «идеальное зеркало», в котором вместо прекрасной незнакомки герою суждено увидеть alter ego, от которого он так старательно убегает в мир

иллюзий.

  • О чем же рассказ И. Бунина? (О беспощадной власти Рока над человеком; это один из основных мотивов в творчестве писателя).
  • Чему учит рассказ? (ценить моменты счастья, радости, которые дарит жизнь).

4.Рефлексия. Создание синквейна.

Учитель: «Подводя итоги нашего разговора по рассказу И.А. Бунина, составим синквейн к ключевым словам рассказа: горбун и любовь

.

5. Домашнее задание: напишите свое окончание рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием технологии "Развитие критического мышления..." по рассказу И.А. Бунина "Красавица"

В уроке используются стратегии технологии "Развитие критического мышления..."...

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)

Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)“Что такое критическое мышление и п...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....