Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
“Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.
Тема урока. Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод
Приемы работы. Кластер, синквейн, чтение с остановками.
Форма урока. урок-исследование.
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Ход урока:
Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.
Задачи: - пробудить познавательный интерес у учащихся;
- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
- создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
I ФАЗА УРОКА – ФАЗА ВЫЗОВА
Задачи фазы:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся
-мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.
Слайд 1
На экране слово: “Гений”
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?
- Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?
Слайд 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staryy_geniy.odt | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
“Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?”. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает его к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок в 8 классе.
Тема урока. Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод
Приемы работы. Кластер, синквейн, чтение с остановками.
Форма урока. урок-исследование.
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Ход урока:
Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.
Задачи: - пробудить познавательный интерес у учащихся;
- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
- создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
I ФАЗА УРОКА – ФАЗА ВЫЗОВА
Задачи фазы:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся
-мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.
Слайд 1
На экране слово: “Гений”
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?
- Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?
Слайд 2
- Итак, мы выяснили значение слова. А теперь скажите, каким вы представляете гения? Как он, по вашему, выглядит? (составление кластера).
- Придумайте словосочетания с этим словом.
- У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”. Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием?
- Автор Лесков. Что нам даёт это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создавал и почему? Его отношение к человеку? Что было ему ненавистно?
- А почему гений именно старый?
- А теперь попробуйте написать свой вариант сюжета. (3 мин.)
Прослушивание сюжетов.
Слайд 3
- На экране ключевые слова из этого рассказа, попробуйте спрогнозировать его. (работа в тетрадях. 5 минут).
Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, идти жаловаться, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, праздник стал светел и весел.
II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ
Задачи:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом
— помочь учащимся активно воспринимать материал
— помочь соотнести старые знания с новыми. Слайд 4
— Хотите узнать, какой образ гения создает Н.С.Лесков?
Попробуйте увидеть гения таким, каким его увидел автор.
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
ФРАГМЕНТ 1
— Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).
— Как вы понимаете значение слова “вопиющее”?
— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).
Слайд 6
-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”?
— Какие черты характера выделяет в ней автор?
— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.
— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?
— Попробуйте спрогнозировать, как будут развиваться события?
ФРАГМЕНТ 2.
— Почему хлопоты старушки были безуспешны?
— Почему нельзя приструнить должника?
— О чём это говорит?
— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).
— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).
— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).
— Что же будет дальше? Неужели старушка так и не добьётся справедливости? Аргументируйте свою версию.
ФРАГМЕНТ 3.
— Как вы поняли выражение “надо смазать”?
— Что вышло из затеи старушки “смазать”?
Слайд 7
— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)
— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).
— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).
— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?
— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие).
— Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события?
ФРАГМЕНТ 4.
— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)
— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).
— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)
— Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? (На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге).
— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?
— Как стилистически окрашены эти слова?
— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”?
Слайд 8
— Что будет дальше?
ФРАГМЕНТ 5.
— Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).
— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги).
— Как он добился вручения бумажки должнику?
— Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”?
— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?
— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?
— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем?
— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).
— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.
Возвращаемся к значению слова.
— Какое из трёх значений из словаря Ожегова подходит?
— Иронизирует ли автор, называя его гением?
Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.
Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.
— Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?
— Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).
III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Задачи фазы:
— помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
— помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
— Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?
— Продолжение работы с кластером. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?
— Изменилось ли видение этого слова после прочтения?
— Какой он, гений Лескова?
— Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд?
— Какие нравственные проблемы поднимает Лесков?
— Как сформулируете тему урока?(“Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”).
— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?
— Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?
— Составьте синквейн, который определил бы понятие
“гений” с художественной, лесковской точки зрения.
Домашнее задание: на выбор: — подготовить рассуждение на тему: “Кто виноват в страданиях героини”? (воспользоваться составленной в тетрадях таблицей).
- Выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10-м классе по теме "Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова "Студент""
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"...
Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Урок прошёл в рамках проведения областного семинара....
Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
урок анализа произведения...
Нравственные проблемы рассказа «Старый гений Н.С. Лескова.».
ldquo;Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”....
Нравственные проблемы рассказа "Старый гений" Н.С.Лескова.
quot;Гений лет не имеет -он преодолевает все,что останавливает обыкновенные умы"....
Н. С. Лесков - «Кудесник языка» ( нравственные проблемы рассказа «Старый гений)
Урок-открытие новых знаний...
"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.
Материал предназначается для детей с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....