конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Разработка урока литературы  по повести Н.В. Гогол​я "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" ​  Учебник "Литература (в 2-х частях) В.Я. Коровина и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Цели урока:

Образовательные: продолжить знакомство с творчеством Н.В. Гоголя, дать понятие о героической повести, сформировать представления об особенностях характера главного героя.

Развивающие: совершенствовать навыки анализа и работы с текстом, формировать умения аргументировать свою позицию.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к ее истории и культуре.

Форма урока: урок-размышление с элементом исследования.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тексты повести, запись кинофрагментов из фильма «Тарас Бульба»

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация темы и целей урока.

   - Мы продолжаем разговор по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь? (ответы учащихся)

- А как бы вы определили цели урока? (ответы учащихся)

- Ребята, чтобы нам легче было достичь целей урока, мы должны будем вспомнить особенности эпохи того времени и соотнести их с эпизодами повести, в которых проявляются характеры героев. У вас было домашнее задание поработать с   документами и подготовить исторические справки.

3. Историческая основа повести (историческая справка).

В 1569 г. Литва и Польша объединилась в государство Речь Посполитую, при этом туда вошли земли, некогда входившие в Киевскую Русь. Поляки и литовцы были католиками, но большая часть населения Украины оставалась православной. Польские паны (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными наделами и множество украинских крестьян превратились в крепостных. Паны начали вводить в своих угодьях панские законы, культуру, насаждали «свою веру» - католицизм. Но вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом, поэтому на Украине стали вспыхивать одно за другим восстания, а главной силой в них были запорожские казаки.

- А что такое Запорожская Сечь?

Историческая справка: Запорожская Сечь – это центр днепровского казачества, возникший на Украине в Средние века. Крестьяне западных и средних областей Украины, спасаясь от польского гнета, селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, и возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Их стали называть Запорожскими казаками. Они окружали свой лагерь засеками, т.е. забором из срубленных деревьев, заостренных вверху. Самый большой лагерь на острове Хортица и получил название Запорожская Сечь. Это была своего рода «казацкая республика». Казаки сами выбирали и снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польских панов и короля, самостоятельно совершали походы против турок и крымских татар, привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали. Казаки объединялись в курени – отряды и избирали своего куренного атамана, которому доверяли весь свой скарб (пожитки).                        

    Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, но это не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники гуманностью тоже не отличались.

- Почему гоголевские казаки называют себя русскими?

Историческая справка. Это не фантазия автора, потому что в те времена и даже позже украинцы чаще называли себя русскими, так же они называли свой язык и свою веру. Это было потому, что украинские земли были ядром Киевской Руси. Гоголь тоже был украинцем, но это не мешало ему считать себя русским и быть им.

- Почему писатель в своей повести «Тарас Бульба» обратился к эпохе, которую отделяло от него несколько веков?

Историческая справка: Повесть была написана в 1835 г., когда русско-польские отношения осложнились из-за восстания в 1830 г. поляков, оказавшихся в составе Русского государства в результате раздела Польских земель в конце 18 века. Русское общество рассматривало их как бунтовщиков и подозревало в желании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин и Гоголь.

4.Комментирование чтение повести, беседа по прочитанному.

   

 Слово учителя.

- Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала собственных героев – мужественных, самоотверженных, сильных людей, которые скучали в тихом семейном кругу, презирали домашний уют. Они привыкли к вольной казацкой жизни, к битвам. Главной ценностью для них было товарищество, братство, основанное на вере и патриотизме. Именно эти качества Гоголь и считал главными в своих героях.

- Найдите и зачитайте описание Сечи. (чтение отрывка из повести)

- Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? (он восторгается тем, что только Сечь с её республиканским правлением формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых воинов)

- Почему Тарас Бульба быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (он, как и его товарищи, смысл жизни видел в борьбе за независимость Родины, поэтому не признавал оседлую домашнюю жизнь. Его решение вызвано не только его упрямым характером, но и твердым убеждением, что только там они смогут стать настоящими воинами, познать школу жизни)

- Каковы были законы и обычаи Запорожской Сечи? (очень жестокими)

- Как проявили себя Остап и Андрий, оказавшись там? (они с честью прошли все испытания, были удачливы во всем: метко стреляли, переплывали Днепр против течения)

- Кто из братьев, на ваш взгляд, более соответствовал представлениям Тараса о храбром и доблестном воине? Почему? (ответы учащихся)

- Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью в Сечи? (он был убежден, что настоящие воины воспитываются только в битвах)

- Только ли Тарас Бульба мечтал о сражениях? (нет, так думали многие, поэтому старому полковнику без труда удалось уговорить их отправиться в поход)

- Как проявил себя Остап в боях под Дубно?

- А как вел себя Андрий во время боя?

- Почему казаки решили выбрать Остапа куренным атаманом?

- Какие события произошли в лагере казаков в одну из ночей?

- Как казаки решают выручить своих товарищей? (выманить врагов за стены крепости и вступить с ними в бой)

- Почему казацкому войску пришлось разделиться на две части?

- Что чувствовали казаки при прощании? (что они могут уже никогда не увидеться, что трудная предстоит им битва)

   

 Слово учителя:

Сила любого войска в единстве. Когда они выступали вместе, то враги бежали в панике. А малочисленное войско победить легче, особенно, если нет у него объединяющей цели. Это понимал опытный казак Тарас Бульба, поэтому выступил перед войском с речью о товариществе, чтобы поднять их боевой дух.

Давайте посмотрим фрагмент из фильма В. Бортко «Тарас Бульба» (просмотр фрагмента)

- Как такая речь характеризует героя повести? (произнося эти слова перед боем, он знал, что объединяет и подбадривает людей, не дает им окончательно упасть духом. А еще ему хотелось высказать все, что было у него в сердце в этот трудный момент. Он показан как мудрый атаман, как выразитель патриотических чувств и взглядов своих товарищей. Ведь чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается не только твоя судьба, но и товарищей по оружию.)

- Какова основная мысль речи главного героя? (самое святое для казака – товарищество, поэтому во время боя нужно драться за двоих)

- Как вел себя Тарас Бульба и его товарищи во время боя? (они все храбро сражались, не жалея своей жизни, а Тарас Бульба был всегда в центре боя, при этом он еще успевал подбодрить товарищей и отдавал нужные распоряжения)

- С какими словами умирали в бою казаки? (работа с текстом повести)

- О чем же были все слова и мысли умирающих казаков? (о Родине и о товарищах)

- Что было источником их героизма? (любовь к Родине, желание защитить православную веру и свою независимость)

- С какими фольклорными героями можно сравнить Тараса и его товарищей? (с былинными богатырями)

- А почему же Андрий изменил своей Родине? (он сделал это ради своего чувства к полячке, в нем с самого начала не было того стержня, какой был в Остапе и других казаках. Но личного счастья нельзя достичь изменой Родине)

- Что почувствовал Тарас Бульба и другие казаки, увидев его в стане врагов?

- А как вы относитесь к поступку Андрия?

- Почему Тарас убивает своего сына? (ему было стыдно за сына перед товарищами за то, что не смог увидеть вовремя в его характере подлые черты, поэтому решил исправить ошибку сам)

- Как вы думаете, было ли ему жаль сына? (нет, он не чувствовал жалости к предателю, он даже не желал понять, что заставило его это сделать. Для него любые причины не имеют оправдания, если речь идет о предательстве)

- А как вел себя Остап, оказавшись в руках врага? (как герой, которого не смогли сломить даже пытки)

- Почему Тарас Бульба, рискуя жизнью, пробрался на место казни Остапа? (ему хотелось поддержать сына в трудный час. Глядя на него, Тарас страдает, но при этом и гордиться своим сыном, его стойкостью и мужеством перед лицом смерти)

- Как изменился Тарас Бульба после казни Остапа? (стал еще больше жесток и непримирим к врагам)

- А какая казнь была уготована ему самому? (его заживо сожгли на костре)

- Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма о смерти Тараса Бульбы. (просмотр фрагмента)

- Какие черты характера проявляет герой перед смертью? (он не думает о себе, все его мысли о Родине и о спасении товарищей. Он сам следует словам, сказанным когда-то в своей речи)

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? (да, он не молит врагов о пощаде, он радуется, что сумел подсказать своим товарищам путь к спасению. Он до конца остался верен Родине, вере и товариществу)

- Можем ли мы сказать, что проблемы, затронутые в повести, актуальны и в наше время?

5. Обобщение

 В истории России было немало трагических событий, а суровые времена порождали сильные героические характеры, способные поднять воинский боевой дух, в 1942 году К. Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба» (чтение стихотворения)

- Почему поэт обратился именно к этому герою? (поэт выбрал его в качестве примера стойкости и мужества, чтобы поднять боевой дух солдат)

- Чему можно поучиться у героев повести? (ответы учащихся)

6. Домашнее задание. Выучить наизусть речь Тараса Бульбы о товариществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

В данном уроке по литературе по теме "Историческая основа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс) содержатся цели урока, разбивка часов по творчеству Гоголя, иллюстрации к повести....

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Конспект урока литературы в 7 классе "Война и мир в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Цели урока: 1. Рассмотреть антитезу войны и мира, столкновение этих понятий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; показать гуманистический, антивоенный пафос повести.2. Способствовать разви...

Конспект урока литературы в 7 классе "Запорожская Сечь на страницах повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы в 7 классе "Запорожская Сечь на страницах повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"...