Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 17.59 КБ |
Презентация к уроку | 601 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8-м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама
Терентьева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы
Цели занятия:
- Обучать осознанию смысла и художественной формы произведения.
- Формировать умение построения кластера.
Ход урока
Эпиграф: Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
А.С.Пушкин “Герой”
1. Вступительное слово учителя об истории создания повести.(Слайд 2)
Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.
“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.
Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.
Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”
Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.
А вот что писал Ф.М.Достоевский о “Пиковой даме”: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение”.
2. Беседа по повести “Пиковая дама” и создание кластера по основным моментам сюжета.
– Итак, в основе сюжета лежит история о трех картах, которые помогли выиграть. По мнению героев, правдива ли эта история?
– Нет, Томский называет эту историю анекдотом. А Германн, услышав рассказ, замечает: “Сказка!”
– Но связана ли эта история с реальными событиями в жизни героев?
– Да, это и Германн, и графиня, и Томский, и Лизавета Ивановна.
(Создается кластер с дополнениями. Слайд 4).
– Что вы можете сказать о главном герое? Вспомните, что он говорит сам о себе? Какую характеристику дают ему другие персонажи и автор?
(Создание кластера. Слайды 5,6).
– Немец, расчетлив. (Томский)
– “Не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее” (Герман)
– А есть такая “надежда”?
– Желание обогатиться. (Автор)
– Честолюбив. (Ссылка на слайд 7)
– Страстный человек (когда ждал графиню, “трепетал, как тигр”). (Автор)
– Очень развито воображение (это сны, которые ему снились). (Автор)
– А Лизавета Ивановна называет Германна “чудовищем”, находит “похожим на Наполеона”.
– А еще у него душа Мефистофиля. (Томский)
– Таким образом, Пушкин дает психологический портрет героя. Расчетливость, бережливость, скрытность…и сильные страсти и огненное воображение.
– А есть что-то положительное в характере героя?
– Может то, что не смог до конца заглушить голос совести. (Пришел в монастырь на отпевание графини; поцеловал на прощание Лизавету Ивановну, пожал ей руку).
– Почему появляется во сне графиня?
– Возможно после того, как пришел на отпевание. Она появляется, соглашается ему помочь, но ставит три условия, в том числе, жениться на Лизавете Ивановне.
– Для чего Пушкин ввел образ Лизы? (Слайд).
Что вы можете рассказать о Лизавете Ивановне? (Мечтательница, самолюбива, расчетлива – надеялась вырваться от графини, за три недели развились отношения, хотя “не слышала голоса, никогда не говорила с ним, никогда о нем не слыхала).
– Что общего между Германном и Лизаветой Ивановной?
– Пожалуй, расчет. (Вышла замуж за любезного молодого человека, который имеет порядочное состояние)
– Выполняет ли Германн условия графини?
– В начале VI главы Пушкин говорит о двух неподвижных идеях, которые не могут вместе существовать в нравственной природе. Что же это за идеи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какие три условия поставила Герману старуха. Первые два условия “работают” на его идею, помогают достичь цели, а третье – жениться на Лизе – никогда не входило в его планы. Герман не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без сердца. Вспомним эпиграф к нашему уроку из стихотворения Пушкина о Наполеоне “Герой”. Автор лишает героя его человеческих чувств.
И теперь нам легко ответить на вопрос: “Какие три злодейства совершил Германн?” (Слайд 11)
– Первой жертвой была обманутая Лиза. “Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Деньги, – вот чего алкала его душа!” Если мы вспомним значение имени героини, то поймем, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое святое чувство – любовь.
– Второй жертвой была графиня.
– Третьей жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: “Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!” (Слайд 13)
В повести “Пиковая дама” Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то есть переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.
Презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"
Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....
Конспект урока литературы на тему: "Историческая основа создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
интегрированный урок...
Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....
Урок литературы с использованием ИКТ ("Хотлист") Особенности хронотопа в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Урок – объяснение нового материала с ипользованием элементов методики «Хотлист» и презентации Power PointЦель: сформировать представление о хронотопе как о композиционной особ...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.
Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной ...