План-конспект урока «Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Материал представляет собой план-конспект урока литературы в 8 классе по теме: "Значение судьбы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Материал рассчитан на то, что учащиеся первично ознакомлены с содержанием текста или знакомятся с данным текстом впервые. На данном уроке предполагается обсуждение таких понятий, как "судьба", "случай" и "выбор", на уроке учащиеся знакомятся с историей создания повести и подробно рассматривают центральный образ повести - Германна, учатся анализировать текст, сопоставлять и обобщать полученную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_znachenie_sudby_v_povesti_a.s._pushkina_pikovaya_dama.docx | 80.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 8 классе.
Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с мистическим произведением А.С.Пушкина;
- Расширить знания о биографии писателя, об эпохе
- Определить роль судьбы в жизни героев, связать с современностью;
- Развивать навыки работы с эпическим текстом.
Развивающие:
- Развитие умения анализировать художественный текст;
- Развитие воображения, фантазии в процессе обсуждения произведения;
- Развитие умения обобщать, сопоставлять.
Воспитывающие:
- Формирование нравственных ориентаций;
- Распознавание истинных и ложных ценностей.
Задачи урока:
- Определить понятия «судьба», «случай», «выбор»;
- Рассмотреть историю создания повести, выделить сходства и различия между реальной историей и написанной Пушкиным А.С.;
- Выделить основные черты главного героя повести «Пиковая дама»;
- Определить, что значит «судьба» для главного героя повести «Пиковая дама»;
- Сделать выводы, как понимает автор слово «судьба» и что он хотел донести своим произведением.
Оборудование:
- Учебник;
- Записи на доске;
- Раздаточный материал (карточки) (см. приложение 1)
Ход урока:
- Орг. момент.
- Слово учителя. Работа с эпиграфом.
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока. На сегодняшнем уроке наше внимание будет уделено одному из знаковых произведений писателя, которое сталао необычайно популярным в России, и сам А.С. Пушкин шутил о неём: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Но прежде чем приступить непосредственно к самому произведению, давайте обратим наше внимание на эпиграф к нашему уроку.
«Судьба – не случайность, а предмет выбора;
её не ожидают, а завоёвывают»
У. Брайан
Беседа с учащимися по вопросам:
- Как вы понимаете слова о судьбе, взятые в эпиграфе урока?
- Что значит, «судьба – не случайность»? Что такое «случай»?
- Почему судьбу «завоёвывают»?
- Как вы думаете, как наш эпиграф связан с содержанием произведения?
Слово учителя:
Действительно, мы нередко с вами встречаем людей, которые надеяться на какую-то удачу, фортуну, необычный случай, стремясь получить какую-либо выгоду для себя, хотя, казало бы, каждый из нас волен самостоятельно выбирать свой путь, создавать своё будущее, но для этого, конечно же, нужно прикладывать усилия. Но сейчас в нашем мире процветает погоня за удачей, стремление к быстрому обогащению – всё это становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье и материальное благополучие. И мы, глядя на всех этих звёзд, блогеров и т.п. начинаем думать, что получить деньги и благополучие можно не прикладывая больших усилий. Примерно также и считал главный герой повести «Пиковая дама», отчего та становится актуальной и в наше время. В погоне за богатством, легким выигрышем главный герой произведения – Германн тоже идёт на определенные уловки судьбы, но получает ли он желаемое – большой вопрос, над которым мы будем работать.
- Основная часть. История создания.
Для того, чтобы более точно объяснить позицию автора по нашему вопросу, нам следует знать историю создания этого произведения, что было взято за основу и что хотел показать автор, беря такой пример.
Запишем. Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833 году, в период второй Болдинской осени. «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В. Нащекину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».
Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...».
Беседа с учащимися по вопросам:
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин берёт за основу не вымышленную историю? Для чего?
- Чем реальная история отличается от написанной А.С. Пушкиным?
- Почему, по вашему мнению, повесть пользовалась большой популярностью, особенно среди молодых людей?
- Характеристика образа Германна. Работа с карточками.
Выдаётся карточка, которую нужно заполнять по ходу урока, отвечая на вопросы.
Беседа по вопросам с заполнением карточки «Образ главного героя»
- Как звали главного героя?
- Почему Германн в начале не играет в карты, по словам Томского? Кто такой Томский и что он говорит о Германне?
- Что Германн говорит сам о себе и о том, почему не играет?
- Как характеризует Германна автор?
- Как характеризуют его другие персонажи?
- С кем и когда сравнивает Германна Томский?
- Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
- Итак, делаем вывод, каков же психологический портрет Германна? Каким он предстает перед нами, читателями?
(Записываем в карточки ответы на вопросы и вывод по образу Германна.)
- Чтение отрывков с обсуждением и записями.
- Что задумал Германн после рассказа Томского?
- Каким образом он решил это сделать?
- Но что его пугает?
- Определите на основе этого, какова была цель жизни Германна?
(Цель жизни Германна записываем в карточку.)
- Планировал ли Германн убивать старуху?
- Откуда узнал тайну карт герой?
- Что случилось с Германном?
- Как вы думаете, отчего зависит жизнь человека?
- А чем жизнь являлась для Германна?
- Какую роль игра и случай сыграли с главным героем повести?
- Обобщение материала. Выводы по уроку.
Мы с вами узнали поближе главного героя произведения и какую роль в его жизни сыграли такие понятия как «судьба» и «случай». Но, как вы думаете, почему же Германну не удалось выиграть? Действительно ли фортуна отвернулась от него или он сам стал виновником своей трагической судьбы? Для этого давайте вспомним, какие 3 условия стояли перед Германном?
(Ответы учащихся)
Здесь я хочу обратить ваше внимание, что число 3 не случайно в произведении. Жизненный ориентир Германна состоит из трех принципов, три условия стоят перед ним на пути к счастью, он совершает три злодейства и три карты открываются ему.
Вспомните, выполняет ли Германн назначенные ему три условия?
Назовите три злодейства, которые совершил Германн. А теперь давайте попробуем определить на основе этого три причины, почему он проиграл.
(Причины записываем в карточку. Погубил любовь. Погубил человека. Погубил душу.)
Какой вывод мы можем сделать на основе этого?
Верно. Сам А.С. Пушкин говорил: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.
- Рефлексия.
Итак, можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье?
Что такое «судьба» в контексте произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама» - случай или выбор?
Напишите синквейн к слову «судьба», «случай» или «Германн», исходя из пройденного на сегодняшнем уроке.
- Домашнее задание.
- Найти значения трёх карт в исследовании «Орущий сфинкс» А. Королёва. (Тройка, семёрка, туз и пиковая дама.)
- Ответить на вопрос: «Какое значение три карты, исходя из их значения, могут оказать на их обладателя?»
Приложение 1
Образ главного героя повести «Пиковая дама»
Имя:_______________________________________________ Томский о нём: _____________________________________ | |
Вывод по образу Германна: | |
Цель жизни Германна: | |
Причины, по которым Германн проиграл: | |
Вывод по уроку: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)
УМК Г.И.Беленького. Тема урока: Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина ...
Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...
Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.
Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....
Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету». Учебное занятие по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» в иллюстрациях Т. Шишмарёвой и М. Полякова.
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету»...