План-конспект урока «Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Попова Ангелина Дмитриевна

Материал представляет собой план-конспект урока литературы в 8 классе по теме: "Значение судьбы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Материал рассчитан на то, что учащиеся первично ознакомлены с содержанием текста или знакомятся с данным текстом впервые. На данном уроке предполагается обсуждение таких понятий, как "судьба", "случай" и "выбор", на уроке учащиеся знакомятся с историей создания повести и подробно рассматривают центральный образ повести - Германна, учатся анализировать текст, сопоставлять и обобщать полученную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 8 классе.

Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с мистическим произведением А.С.Пушкина;
  2. Расширить знания о биографии писателя, об эпохе
  3. Определить роль судьбы в жизни героев, связать с современностью;
  4. Развивать навыки работы с эпическим текстом.

Развивающие:

  1. Развитие умения анализировать художественный текст;
  2. Развитие воображения, фантазии в процессе обсуждения произведения;
  3. Развитие умения обобщать, сопоставлять.

Воспитывающие:

  1. Формирование нравственных ориентаций;
  2. Распознавание истинных и ложных ценностей.

Задачи урока:

  1. Определить понятия «судьба», «случай», «выбор»;
  2. Рассмотреть историю создания повести, выделить сходства и различия между реальной историей и написанной Пушкиным А.С.;
  3. Выделить основные черты главного героя повести «Пиковая дама»;
  4. Определить, что значит «судьба» для главного героя повести «Пиковая дама»;
  5. Сделать выводы, как понимает автор слово «судьба» и что он хотел донести своим произведением.

Оборудование:

  1. Учебник;
  2. Записи на доске;
  3. Раздаточный материал (карточки) (см. приложение 1)

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Слово учителя. Работа с эпиграфом.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока.   На сегодняшнем уроке наше внимание будет уделено одному из знаковых произведений писателя, которое сталао необычайно популярным в России, и сам А.С. Пушкин шутил о неём: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Но прежде чем приступить непосредственно к самому произведению, давайте обратим наше внимание на эпиграф к нашему уроку.

 «Судьба – не случайность, а предмет выбора;
её не ожидают, а завоёвывают»

У. Брайан

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Как вы понимаете слова о судьбе, взятые в эпиграфе урока?
  2. Что значит, «судьба – не случайность»? Что такое «случай»?
  3. Почему судьбу «завоёвывают»?
  4. Как вы думаете, как наш эпиграф связан с содержанием произведения?

Слово учителя:

Действительно, мы нередко с вами встречаем людей, которые надеяться на какую-то удачу, фортуну, необычный случай, стремясь получить какую-либо выгоду для себя, хотя, казало бы, каждый из нас волен самостоятельно выбирать свой путь, создавать своё будущее, но для этого, конечно же, нужно прикладывать усилия. Но сейчас в нашем мире процветает погоня за удачей, стремление к быстрому обогащению – всё это становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье и материальное благополучие. И мы, глядя на всех этих звёзд, блогеров и т.п. начинаем думать, что получить деньги и благополучие можно не прикладывая больших усилий. Примерно также и считал главный герой повести «Пиковая дама», отчего та становится актуальной и в наше время. В погоне за богатством, легким выигрышем главный герой произведения – Германн тоже идёт на определенные уловки судьбы, но получает ли он желаемое – большой вопрос, над которым мы будем работать.

  1. Основная часть. История создания.

Для того, чтобы более точно объяснить позицию автора по нашему вопросу, нам следует знать историю создания этого произведения, что было взято за основу и что хотел показать автор, беря такой пример.

Запишем. Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833 году, в период второй Болдинской осени. «Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В. Нащекину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».

        Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...».

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Как вы думаете, почему А.С. Пушкин берёт за основу не вымышленную историю? Для чего?
  2. Чем реальная история отличается от написанной А.С. Пушкиным?
  3. Почему, по вашему мнению, повесть пользовалась большой популярностью, особенно среди молодых людей?

  1. Характеристика образа Германна. Работа с карточками.

Выдаётся карточка, которую нужно заполнять по ходу урока, отвечая на вопросы.

Беседа по вопросам с заполнением карточки «Образ главного героя»

  1. Как звали главного героя?
  2. Почему Германн  в начале не играет в карты, по словам Томского? Кто такой Томский и что он говорит о Германне?
  3. Что Германн говорит сам о себе и о том, почему не играет?
  4. Как характеризует Германна автор?
  5. Как характеризуют его другие персонажи?
  6. С кем и когда сравнивает Германна Томский?
  7. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
  8. Итак, делаем вывод, каков же психологический портрет Германна? Каким он предстает перед нами, читателями?

(Записываем в карточки ответы на вопросы и вывод по образу Германна.)

  1. Чтение отрывков с обсуждением и записями.
  1. Что задумал Германн после рассказа Томского?
  2. Каким образом он решил это сделать?
  3. Но что его пугает?
  4. Определите на основе этого, какова была цель  жизни Германна?

(Цель жизни Германна записываем в карточку.)

  1. Планировал ли Германн убивать старуху?
  2. Откуда узнал тайну карт герой?
  3. Что случилось с Германном?
  4. Как вы думаете, отчего зависит жизнь человека?
  5. А чем жизнь являлась для Германна?
  6. Какую роль игра и случай сыграли с главным героем повести?

  1. Обобщение материала. Выводы по уроку.

Мы с вами узнали поближе главного героя произведения и какую роль в его жизни сыграли такие понятия как «судьба» и «случай». Но, как вы думаете, почему же Германну не удалось выиграть? Действительно ли фортуна отвернулась от него или он сам стал виновником своей трагической судьбы? Для этого давайте вспомним, какие 3 условия стояли перед Германном?

(Ответы учащихся)

Здесь я хочу обратить ваше внимание, что число 3 не случайно в произведении. Жизненный ориентир Германна состоит из трех принципов, три условия стоят перед ним на пути к счастью, он совершает три злодейства и три карты открываются ему.

Вспомните, выполняет ли Германн назначенные ему три условия?

Назовите три злодейства, которые совершил Германн. А теперь давайте попробуем определить на основе этого три причины, почему он проиграл.

(Причины записываем в карточку. Погубил любовь. Погубил человека. Погубил душу.)

Какой вывод мы можем сделать на основе этого?

Верно. Сам А.С. Пушкин говорил: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.

  1. Рефлексия.

Итак, можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье?

Что такое «судьба» в контексте произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама» - случай или выбор?

Напишите синквейн к слову «судьба», «случай» или «Германн», исходя из пройденного на сегодняшнем уроке.

  1. Домашнее задание.
  1. Найти значения трёх карт в исследовании «Орущий сфинкс» А. Королёва. (Тройка, семёрка, туз и пиковая дама.)
  2. Ответить на вопрос: «Какое значение три карты, исходя из их значения, могут оказать на их обладателя?»

Приложение 1

Образ главного героя повести «Пиковая дама»

https://wiki.mgpu.ru/images/1/1d/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8.jpg

Имя:_______________________________________________

Томский о нём: _____________________________________
____________________________________________________
Он о себе:___________________________________________
____________________________________________________
Автор о нём: ________________________________________
____________________________________________________
Другие персонажи о нём: _____________________________
____________________________________________________

Вывод по образу Германна:

Цель жизни Германна:

Причины, по которым Германн проиграл:

Вывод по уроку:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три злодейства. ( Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

УМК Г.И.Беленького.       Тема урока:  Три злодейства.   ( Урок по  повести А.С.. Пушкина  ...

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")

Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...