Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему "Комплексное повторение материала главы 1. Подготовка к итоговой аттестации" (под ред. А. Д.Шмелёва)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу 1 русского языка.
Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.
Класс: 8
Учитель: Юдина А.С.
Тема урока: Комплексное повторение материала главы 1. Подготовка к итоговой аттестации.
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу 1 русского языка.
Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.
Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.
Задачи урока:
образовательные (предметные): обобщить знания учащихся по главе «Русский язык в современном мире»;
развивающие (метапредметные) регулятивные: формулировать цель урока, соотносить цель и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы, развивать навыки логического мышления, наблюдательность;
познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, развивать способность к сотрудничеству;
коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении заданий, развивать точность, прочность, скорость запоминания, умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование:
1. Учебник + приложение к учебнику.
2. Презентация к уроку.
3. Карточки с заданиями.
4. Аудиоприложение.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УДД: |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
| Приветствие Настрой на рабочий лад Запись даты в рабочую тетрадь | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
|
2.Актуализация знаний. Проверка усвоения теоретических знаний по разделу | Проверка ЗУН: 1. Проверка д/з: упр 114 (аудиоприложение).
2. Организация индивидуальной работы (работа по карточкам): а) повторение о правописании не с прилагательными (правило 53); б) повторение о правописании не и ни в отрицательных местоименных наречиях (правило 59); в) повторение о прямом и обратном порядке слов (стр. 57); г) перечислите способы подчинительной связи
| 1.Самопроверка: проверяют написание слов по аудиоприложению, зачитывают слова с ошибками. 2. Отвечают на вопросы: а) Слитно: если слово без не не употребляется (невзрачный), можно подобрать синоним к слову с не (невесёлый – грустный); Раздельно: есть противопоставление или есть усиливающее отрицание (нисколько (совсем) не грустный); б) негде, нигде с ударением е; без ударения и; в) весна пришла – прямой порядок, пришла весна – обратный порядок(инверсия); г) согласование, управление, примыкание | Коммуникативные: слушать высказывания одноклассников, выражать свою точку зрения. Личностные: осознавать личностный смысл учения.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Сообщение темы: цели, задач; мотивация их принятия; планируемые результаты. Демонстрация (слайдов № 1,2) Создание ситуации успеха и эмоционального настроения - Через год вам предстоит пройти итоговую аттестацию, экзамен в независимой форме. Экзаменационная работа состоит из творческой части (написания изложения и сочинения) и выполнения заданий. Подготовка к экзамену представляет собой работу, которая предполагает углубленное повторение изученного ранее материала. Сегодня мы повторим изученный материал на основе комплексной работы над текстом. | Записывают тему урока. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Осознают познавательную задачу. | коммуникативные: слушать учителя. метапредметные: формулировать цель урока, соотносить цель и результаты своей деятельности, развивать навыки наблюдательность; |
4.Обобщение и систематизация знаний. | 1. «Фразеологический калейдоскоп» - Что такое фразеологизм? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время? - Конечно нужно, часто учащиеся с трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, а иногда и не умеют употреблять фразеологизмы в речи. - Объясните фразеологизмы (слайда 3) 2. «Орфоэпическая разминка» - Грамотный человек должен уметь не только грамотно писать, но и правильно произносить слова. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Запишите данные слова, поставьте ударение в словах (слайд 4) Проверка работы (слайд 5) | Учащиеся отвечают на вопросы (Фразеологизм – особые неделимые сочетания слов) Объясняют фразеологизмы, проверяют по «вылетающим» словам (слайд 3) Записывают слова в тетрадь, проставляют знак ударения в словах. Проверяют, исправляют свои ошибки. Зачитывают слова с правильным произношением. | коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; личностные: воспитывать интерес к предмету, развивать способность к сотрудничеству; |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль усвоения. | Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ОГЭ 1) Организация работы с учебником, упр 136: а) запись текста, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки (слайд 6); б) чтение текста, устно объясняют орфограммы, проверка (слайд 7).
2) Выполнение заданий 2-14 к тексту. Слайды 8-14 3) Дополнительные вопросы к заданиям:
а) (слайд 10) - задание 3: - Объясните значения выразительных средств; б) (слайд 12) - задание 4: - Дайте определение антонима ; в) (слайд 14) –задание 6: - Что не являются словосочетанием? г) (слайд 16) – задание 7: - Какое определение называется согласованным? д) (слайд 16) – задание 8: - Что такое прямое дополнение? д) (слайд 16) – задание 9: - Что мы в русском языке называем обстоятельством?
| а) Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки; б) читают текст, объясняют орфограммы, проверяют и исправляют ошибки по слайду 7; Выполняют задания, обосновывают свой выбор. Проверка по слайдам. а) Сравнение - это троп, в котором происходит уподобление одного предмета (явления) по какому-либо общему для них признаку, выражается с помощью слов как, будто, что, словно, похоже. Метафора – это троп, скрытое образное сравнение. Метонимия – троп, замена одного слова или выражения другим на основе близости значений ("я три тарелки съел") Синоним – слова разные по звучанию и написанию, но близкие по значению б) Антоним - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, противоположные по смыслу. в) Не являются словосочетанием: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологические обороты, служебные части со словами, составные словоформы (более умный). г) Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде) – согласование. д) Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога (читать книгу) е) Обстоя́тельство ― второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака. | коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении заданий, развивать точность, прочность, скорость запоминания, умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
6.Рефлексия учебной деятельности. Итоги урока. | Заключительная беседа по вопросам. - Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнала…… - Сегодня на уроке у меня получилось…. - Мне было трудно при…… - Вам понравился урок? - Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ. - Теперь каждый из вас знает, какие задания ему даются с трудом, поэтому нужно будет повторить теоретический материал, чтобы восполнить пробелы в знаниях. - Наш сегодняшний урок я хочу закончить словами русской народной пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Урок окончен. До свидания! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы.
| личностное: учатся строить небольшие монологические высказывания, оценивают свою работу |
7. Информация о домашнем задании | Повторить правила, подготовиться к контрольной работе. Выставление оценок |
Подписи к слайдам:
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам 1 главы . Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами. Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме .
«Фразеологический калейдоскоп» Совать нос Сматывать удочки Как снег на голову. В час по чайной ложке. Как кошка с собакой. Надуться как мышь на крупу. Кот наплакал. Путаться под ногами ( Вмешиваться ) ( Убежать ) (Неожиданно ) (Медленно ) (Жить не дружно ) (Обидеться ) (Очень мало ) (Мешать )
Орфоэпическая разминка Аргумент, диалог, процент , среда, магазин, шофёр, документ, августовский, позвоним.
Орфоэпическая разминка Аргум е нт, диал о г, проц е нт , сред а , магаз и н, шоф ё р, докум е нт, а вгустовский, позвон и м .
Комплексная работа с текстом (1) Я долго прикидывал так (и)эдак и назвал клеста — (К/к) апитан (К/к) люквин . (2) Всю ночь за окном слыш …н был дождь и ветер.(3) Капитан (К/к) люквин спал (н…)спокойно , встрях … вался , будто сбрас …вал с перьев капли дождя . (4) Его настроение перед…лось мне, и я тоже спал (не)важно , но проснулся всё же (по)раньше , чтобы послушать утре(н/ нн ) юю песню (К/к) апитана . (5) Рассвело . ( 6) Солн ... чное пятно еле наметилось в пасмурных облаках, ни..ко бегущих над крышей мелькомбината. (7) « Цык ...» — услышал я.
Комплексная работа с текстом (1) Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста — капитан Клюквин . (2) Всю ночь за окном слыш е н был дождь и ветер.(3) Капитан Клюквин спал неспокойно , встрях и вался , будто сбрас ы вал с перьев капли дождя . (4) Его настроение передалось мне, и я тоже спал неважно , но проснулся всё же пораньше , чтобы послушать утреннюю песню капитана . (5) Рассвело . ( 6) Солнечное пятно еле наметилось в пасмурных облаках, низко бегущих над крышей мелькомбината. (7) « Цык ...» — услышал я.
Выполните задания 2-1 5 к тексту 2) Укажите, в каком значении употреблено слово прикидывал в предложении 1. а) подсчитывал б) планировал в) размышлял г) вдумывался
2 ) Укажите, в каком значении употреблено слово прикидывал в предложении 1. а) подсчитывал б) планировал в) размышлял г) вдумывался
3) Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 3. а) метафора б) сравнение в) метонимия г) синонимы
3) Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 3. а) метафора б) сравнение в) метонимия г) синонимы
4 ) Запишите слово, которое является антонимом к выделенному слову в предложении 4 . 5) Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью согласование. (попозже) (всю ночь)
6) Укажите, какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями а) передалось мне б) и я тоже в) бегущих над крышей г) был дождь и ветер д) его настроение
6) Укажите, какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями а) передалось мне б) и я тоже в) бегущих над крышей г) был дождь и ветер д) его настроение
7) Выпишите из предложения 4 согласованное определение. 8) Выпишите из предложения 1 прямое дополнение. 9) Найдите и выпишите из предложений 1-3 обстоятельство, выраженное фразеологическим оборотом. (утреннюю песню) ( назвал) клёста (прикидывал) так и эдак
10) Укажите тип сказуемого в предложении 2. а) простое глагольное б) составное именное в) составное глагольное
10) Укажите тип сказуемого в предложении 2. а) простое глагольное б) составное именное в) составное глагольное
11) Выпишите из предложения 4 все союзы. 12) Выпишите из предложения 6 причастие. 13) Выпишите простое нераспространённое предложение. (и, тоже, но, чтобы) (бегущих) (Рассвело)
14) Укажите, чем является выделенное слово в предложении 7. а) междометием б) звукоподражанием в) частицей г) существительным
14) Укажите, чем является выделенное слово в предложении 7. а) междометием б) звукоподражанием в) частицей г) существительным
15) Замените словосочетание КАПЛИ ДОЖДЯ ( предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание . (Дождевые капли)
Рефлексия Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнала…… - Сегодня на уроке у меня получилось…. - Мне было трудно при…… - Вам понравился урок?
Домашнее задание Собрать материал для сочинения об осени
Большое спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Открытый урок по русскому языку по теме "Имя существительное.Повторение."
Открытый урок проведен 3.02.2022 в 6Б классе...
Материал к открытому уроку по русскому языку 8 класс
Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему: "Обращение и знаки препинания при нём"...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"
Урок по ФГОС русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...