Конспект урока литературы в 5 классе Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Образовательные задачи.
1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
2. Совершенствовать технику чтения.
Развивающие задачи.
1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
2. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе (ФГОС).
Базовый учебник В.Я.Коровиной
Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.
Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Образовательные задачи.
- Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
- Совершенствовать технику чтения.
Развивающие задачи.
- Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
- Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
Воспитательные задачи.
- Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
- Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.
Предварительная работа: чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.
Тип урока | изложение нового материала |
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- умение понимать тему, идею литературного произведения;
- уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;
Метапредметные
- смысловое чтение;
- умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
Личностные
- развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;
- обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.
Организационная структура урока.
- Вхождение в тему урока.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)
- Кто его автор?
- Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?
III. Основная часть.
1. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.
2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru
В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что
по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
3. Слово учителя.
В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
- Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.
Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117).
Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Как вы понимаете значение слова биография?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
4. Сообщение учащегося.
Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что интересного вы в нем узнали?
- В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.
5. Словарная работа. (СЛАЙД 4)
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Физкультминутка.
6. Анализ произведения.
- назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)
- почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)
- как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)
- чем занимался Васютка?
- зачем Васютка отправился в тайгу?
- что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)
- какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички)
- как Васютка шел по тайге?
- за чем он следил?
- какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)
- в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)
- с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)
- что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?
- что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)
- какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)
- в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)
- к чему вышел мальчик? (к озеру)
- чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)
- какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)
- что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)
- что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)
- как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)
IV. Заключительная часть.
1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)
- Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
- Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
- Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
- Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
- Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
- Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)
2. Итог урока.
- чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
- почему автор так назвал свое произведение?
3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.
4. Домашнее задание
- Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника).
- 12-е задание (с. 147) выполнить письменно.
Индивидуальное задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...