Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astafev_5kl.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Сюжет и композиция рассказа

Цели

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева; издания его произведений.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

В.П. Астафьев ушел из жизни совсем недавно (в 2001 г.). Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Прочитаем статью о В.П. Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о В.П. Астафьеве (с. 142-143)

Из статьи учебника мы узнали, что В.П. Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в 30-е годы ХХ века. Это было очень трудное время. Детям рано приходилось взрослеть, помогать старшим, работать. Рассказ, который вы прочитали, автобиографический, т.е. автор описывает случай из своей жизни.

III. Краткий пересказ текста

IV. Подготовка к составлению композиционного плана рассказа

1. Слово учителя

Повествование начинается неспешно, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о 13-летнем мальчике, в честь которого названо озеро. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести? Об этом мы узнаем после.

2. Беседа

- К какой части композиции относится описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца?

(Это описание относится к экспозиции.)

- Что называется экспозицией?

(Вступление, в котором нет еще действия, а лишь обозначаются действующие лица и место событий, называется экспозицией.)

- Как называются остальные части композиции?

(Завязка, развитие действия, развязка.)

- Почему, несмотря на ценные уловы, дни казались однообразными и скучными?

- Чем занимался Васютка в бригаде?

- Какое событие является завязкой повествования?

(Поход Васютки в тайгу за орехами.)

- Какой старинный порядок перед отправкой в тайгу должен был соблюдать каждый?

(«Идешь в лес – бери еду, бери спички».)

- Почему Васютка потерял дорогу в тайге?

(Он увлекся погоней за раненым гнлухарем.)

- Когда мальчик понял, что заблудился?

(Когда увидел муху, попавшую в тенета паука. Он и сам своей беспомощностью напомнил себе муху-пленницу.)

- Что заставило Васютку справиться с отчаянием?

(Он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».)

- Какие действия предпринял Васютка ночью в тайге?

- Какие события произошли с мальчиком в тайге? Что пришлось ему пережить?

- По каким приметам Васютка нашел озеро?

- Какие умения пригодились Васютке в тайге?

- Как описывает В.П. Астафьев жизнь таежной природы7

- Как Васютке удалось выйти из тайги к Енисею?

- Какое событие является кульминацией рассказа?

(В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.)

 - Сколько дней блуждалВасютка в тайге?

(Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)

- Какова развязка рассказа?

(Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)

- Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)?

(От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

Домашнее задание

1. Составить план рассказа, используя цитаты из текста.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания 1-8 (с. 174).

3. Ответить по выбору на один из вопросов повышенной сложности (с. 174-175).

4. Сделать иллюстрацию к рассказу (рисунок или устно).

 

  Тема урока:  В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе

 Цели урока: 

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности
  • Продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу исоставлению аналитического комментария  художественного текста.                              

Развивающие:                                                                                  

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.
  • Развивать навыки  групповой работы.
  • Развивать умение составлять план фрагмента текста.
  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.                                                    

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова   и др.  М.: Просвещение, 2004 
  • Тетради по литературе

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Словарная работа: автобиографическая проза.

Предварительная подготовка:

Общие задания: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к конкурсу «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

 Ход урока

I. Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом  «Васюткино озеро». Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.

II. Изучение нового материала.

Презентация "В.П.Астафьев. Жизнь и творчество"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация "Как Васютка выжил в тайге?"

 

 

 

 

 

 

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в  Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера  писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».  А жизнь великого сына земли красноярской  была нелёгкой.

Сообщение учащегося о детстве писателя (реализация индивидуального домашнего задания)

Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите  быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.     

Из родных мест ушёл  в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

Слово учителя:

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году  он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». 

Ребята,  прослушайте условия проведения  конкурса «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Вам  предлагаются следующие задания: «Разгадай кроссворд», «Викторина», «Вставь слова вместо пропусков».  

Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»

 Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа.   Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро» (страница ….)

Беседа. Значение термина  «автобиографическая проза».            

Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят.   Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика  автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

Беседа: делимся впечатления о прочитанном рассказе:

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?

Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Обучение аналитическому пересказу.

Ребята,  для работы мы возьмём эпизод из произведения на странице 139  – 140 учебника – хрестоматии автора – составителя Т.Ф. Курдюмовой и др.,  начиная со слов: «открытие было настолько простым и  потрясающим» до «Живём!».

Беседа по тексту. Вопросы и задания к фрагменту.

  • Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
  • Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо?
  • Что он сделал в первую очередь?
  • Как  мальчик  приготовил себе еду?
  • В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
  • Какие черты характера обнаружились в мальчике?

Словарная работа:

Ребята,  обратите  внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.

 Подумайте над их  значением и   постарайтесь использовать  в своём пересказе.

Обучение составлению аналитического комментария:

Ребята, разделите текст на части, каждую озаглавьте. В тетрадях  оформите таблицу на 1/3 листа. При подготовке пересказа каждой части  отметьте её главную мысль и запишите  в правой части. Эти небольшие комментарии, как элементы анализа, включите  в пересказ.

1. Открытие Васютки.

 

2. Его охватило отчаяние.

 

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик.

 

4. Васютка разжёг костёр.

 

5. Как мальчик приготовил себе еду.

 

6. «Живём!»

 

III. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся.

  • Назовите запомнившиеся события из  жизни В.П. Астафьева.
  • Происходили ли с вами истории, подобные  Васюткиной?
  • Как вы нашли выход из ситуации?

IV. Домашнее задание.

Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

Индивидуально:

         Чтение в лицах эпизода встречи Васютки с ботом.

         Вопрос № 7 в учебнике – хрестоматии автора – составителя Т.Ф.Курдюмовой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа

ЦелиКратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана....

Конспект урока литературы в 5 классе Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художест...

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...

«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...

Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....

Тема: В.П.Астафьев. « Васюткино озеро»

устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстр...