Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_5kl.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».
Сюжет и композиция рассказа
Цели
Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева; издания его произведений.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
В.П. Астафьев ушел из жизни совсем недавно (в 2001 г.). Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.
Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Прочитаем статью о В.П. Астафьеве в учебнике-хрестоматии.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника о В.П. Астафьеве (с. 142-143)
Из статьи учебника мы узнали, что В.П. Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в 30-е годы ХХ века. Это было очень трудное время. Детям рано приходилось взрослеть, помогать старшим, работать. Рассказ, который вы прочитали, автобиографический, т.е. автор описывает случай из своей жизни.
III. Краткий пересказ текста
IV. Подготовка к составлению композиционного плана рассказа
1. Слово учителя
Повествование начинается неспешно, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о 13-летнем мальчике, в честь которого названо озеро. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести? Об этом мы узнаем после.
2. Беседа
- К какой части композиции относится описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца?
(Это описание относится к экспозиции.)
- Что называется экспозицией?
(Вступление, в котором нет еще действия, а лишь обозначаются действующие лица и место событий, называется экспозицией.)
- Как называются остальные части композиции?
(Завязка, развитие действия, развязка.)
- Почему, несмотря на ценные уловы, дни казались однообразными и скучными?
- Чем занимался Васютка в бригаде?
- Какое событие является завязкой повествования?
(Поход Васютки в тайгу за орехами.)
- Какой старинный порядок перед отправкой в тайгу должен был соблюдать каждый?
(«Идешь в лес – бери еду, бери спички».)
- Почему Васютка потерял дорогу в тайге?
(Он увлекся погоней за раненым гнлухарем.)
- Когда мальчик понял, что заблудился?
(Когда увидел муху, попавшую в тенета паука. Он и сам своей беспомощностью напомнил себе муху-пленницу.)
- Что заставило Васютку справиться с отчаянием?
(Он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».)
- Какие действия предпринял Васютка ночью в тайге?
- Какие события произошли с мальчиком в тайге? Что пришлось ему пережить?
- По каким приметам Васютка нашел озеро?
- Какие умения пригодились Васютке в тайге?
- Как описывает В.П. Астафьев жизнь таежной природы7
- Как Васютке удалось выйти из тайги к Енисею?
- Какое событие является кульминацией рассказа?
(В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.)
- Сколько дней блуждалВасютка в тайге?
(Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)
- Какова развязка рассказа?
(Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)
- Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)?
(От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)
Домашнее задание
1. Составить план рассказа, используя цитаты из текста.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания 1-8 (с. 174).
3. Ответить по выбору на один из вопросов повышенной сложности (с. 174-175).
4. Сделать иллюстрацию к рассказу (рисунок или устно).
| Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа
ЦелиКратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана....
Конспект урока литературы в 5 классе Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художест...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...
«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...
Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....
Тема: В.П.Астафьев. « Васюткино озеро»
устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстр...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Урок литературы...