Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_magomedovoy_a.v._v_5_v_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 «В» классе
Тема: Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»
Цель:
- систематизировать знания о поэтике литературного произведения, обобщить сведения о компонентах художественного текста;
- развить умение анализировать текст литературного произведения, систематизировать навыки обработки информации;
- воспитать у учащихся чувство ответственности, сформировать представление о нравственности и совести, привить культуру работы в группе.
Оборудование урока: выставка книг писателя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, схема литературного произведения в форме дома.
Ход урока
I. СНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (слайд 1)
Слово учителя: Сегодняшний наш урок посвящен рассказу В.М. Гаршина «Сигнал» и проблеме нравственного выбора, которая является в нем центральной.
II. СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Слово учителя: Давайте мы с вами попробуем совместно наметить пути, траектории нашей литературоведческой работы.
- Как вы думаете, какие вопросы, явления должны быть в центре нашего внимания? О чем мы будем говорить, размышлять на уроке?
Ответы учащихся (сегодня на уроке мы будем анализировать поступки главных героев, определять, кто из них поступает нравственно и т.д.).
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Слово учителя: Но прежде, чем мы перейдем к разговору о произведении, я предлагаю вам выполнить задания, которые помогут вам восстановить в памяти некоторые сведения о теоретико-литературных понятиях.
- Что такое эпитет? (слайд 2)
а) скрытое сравнение;
б) образное определение;
в) устойчивое выражение.
2. Что такое проблема текста? (слайд 3)
а) противостояние взглядов;
б) вопрос, на который автор пытается найти ответ;
в) нехватка лексических средств выразительности.
3. Продолжите мысль: (слайд 4)
Средство выразительности, состоящее в наделении неживых предметов способностями мыслить, чувствовать – это …
4. Противостояние двух противоположных взглядов на жизнь – это… (слайд 5)
Самопроверка: (слайд 6)
1. б)
2. б)
3. Олицетворение.
4. Конфликт.
Система оценки:
0 ошибок – 5.
1 ошибка – 4.
2 ошибки – 3.
Слово учителя: Итак, ребята. Поставили себе на полях оценку. Если кто-то забыл какие-либо определения, восстановите их в памяти, потому что сейчас нам предстоит поговорить о структуре литературного произведения, которая схематически воплощена в представленной на доске картинке.
IV. РАБОТА СО СХЕМОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДОМИК»
- Кто сможет мне прокомментировать ее?
Ответ ученика (Литературное произведение условно можно разделить на две части, форму и содержание, которые неразрывно связаны друг с другом. В основе сюжета литературного произведения лежит конфликт).
- Ребята, а кто стоит над литературным произведением? (автор)
- Как вы думаете, почему?
Правильно, потому что художественный текст– это воплощение в словесной форме мыслей писателя (слайд 7).
Поэтому сейчас мы с вами будем обрабатывать информацию о Всеволоде Михайловиче Гаршине.
V. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ О ПИСАТЕЛЕ
На слайде № 8 представлен текст о писателе:
Род Гаршиных — старый дворянский род. Детство писатель провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). С 1864 года Всеволод Михайлович учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Обучение было прервано русско-турецкой войной. Всеволод Михайлович – автор таких произведений, как «Трус», «Красный цветок», «Художник», «Происшествие», «Сигнал» и др. Писатель никогда не мог оставаться равнодушным к лицемерию, грубости, эгоизму. Главным критерием в оценке людей для него была нравственность.
У учащихся на столах лежат карточки в форме таблицы, состоящей из трех столбцов. Вам необходимо распределить информацию, представленную на слайде по этим трем колонкам.
Факты из жизни писателя | Взгляды и жизненные принципы В.М. Гаршина | Произведения, созданные писателем |
VI. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Карточка №1. В это время два ученика получают карточки с индивидуальным заданием, которое заключается в работе со словарем (толковым и словарем синонимов). Учащимся необходимо выписать определения слова «нравственность» подобрать к нему ряд синонимов.
VII. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО ТАБЛИЦЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ)
- Ребята, обратили ли вы внимание на выделенное слово в тексте, представленном на слайде? Как оно относится к рассказу «Сигнал»?
- Ребята за первой партой работали со словарями. Итак, Виталик, скажи, пожалуйста, как толкуется слово нравственность в словаре Ожегова.
- Хорошо. Марина, какие синонимы существуют у этого слова.
Итак, ребята. На основе этого давайте составим в тетради кластер, в центре которого будет «нравственность».
VIII. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Карточка №2. Прокомментировать цитату из текста: «Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать».
Карточка №3. Создать иллюстрацию и прокомментировать ее.
Карточка №4. Составить у доски план развития конфликта.
IX. РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Кого из героев можно назвать нравственным?
* Подтверждение текстом. Найдите в тексте примеры этого.
- Чем руководствовался Василий?
- Как можно назвать поступок Семена?
- Хорошее ли чувство месть?
- Какие конфликты есть в произведении?
- Кому из героев приходится стоять перед нравственным выбором?
- Можно ли оправдать Василия и почему?
* Анализ фрагмента – слайд 11:
- Какие предложения по интонации преобладают в этом фрагменте?
- О чем это свидетельствует?
- Какие слова передают эмоциональное напряжение Семена?
X. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО КАРТОЧКАМ № 2 И 4)
XI. РАБОТА В ПАРЕ
* А сейчас вам предстоит работать в паре. 1 вариант от окна – защитники Василия. 2 вариант – обвинение. Вам необходимо шепотом составить диалог, привлекая цитаты из текста.
XII. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО КАРТОЧКЕ № 3)
Слайд 11: сравнить иллюстрацию учащегося и иллюстрацией известной художницы И. Гусевой
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Заслуживает ли Василий прощения и сострадания?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".
Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"
Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова, материал можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...
Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...
Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»
Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской литературе ХIХ века....
Тема нравственного выбора в рассказе В.Г.Распутина "Деньги для Марии"
Урок проведён в 9 классе в рамках Недели гуманитарной образовательной области...
: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»
Урок с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...
Урок литературы в 7 классе на тему «Только человек ответствен за добро и зло» ( по рассказу В.М. Гаршина « Сигнал» ).
Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе с использованием регионального компонента. Цель урока: привлечь внимание учеников к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфли...