Урок литературы в 5 классе на тему "Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Алина Владимировна Магомедова

Урок литературы, который ставит перед учащимися сложные вопросы морали и порядочности. В основе урока - работа с литературоведческими терминами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 «В» классе

Тема: Проблема нравственного выбора в рассказе В.М. Гаршина «Сигнал»

Цель:

  • систематизировать знания о поэтике литературного произведения, обобщить сведения о компонентах художественного текста;
  • развить умение анализировать текст литературного произведения, систематизировать навыки обработки информации;
  • воспитать у учащихся чувство ответственности, сформировать представление о нравственности и совести, привить культуру работы в группе.

Оборудование урока: выставка книг писателя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, схема литературного произведения в форме дома.

Ход урока

I. СНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (слайд 1)

Слово учителя: Сегодняшний наш урок посвящен рассказу В.М. Гаршина «Сигнал» и проблеме нравственного выбора, которая является в нем центральной.

II. СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Слово учителя: Давайте мы с вами попробуем совместно наметить пути, траектории нашей литературоведческой работы.

- Как вы думаете, какие вопросы, явления должны быть в центре нашего внимания? О чем мы будем говорить, размышлять на уроке?

Ответы учащихся (сегодня на уроке мы будем анализировать поступки главных героев, определять, кто из них поступает нравственно и т.д.).

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слово учителя: Но прежде, чем мы перейдем к разговору о произведении, я предлагаю вам выполнить задания, которые помогут вам восстановить в памяти некоторые сведения о теоретико-литературных понятиях.

  1. Что такое эпитет? (слайд 2)

а) скрытое сравнение;

б) образное определение;

в) устойчивое выражение.

2. Что такое проблема текста? (слайд 3)

а) противостояние взглядов;

б) вопрос, на который автор пытается найти ответ;

в) нехватка лексических средств выразительности.

3. Продолжите мысль: (слайд 4)

Средство выразительности, состоящее в наделении неживых предметов  способностями мыслить, чувствовать – это …

4. Противостояние двух противоположных взглядов на жизнь – это… (слайд 5)

Самопроверка: (слайд 6)

1. б)

2. б)

3. Олицетворение.

4. Конфликт.

Система оценки:

0 ошибок – 5.

1 ошибка – 4.

2 ошибки – 3.

Слово учителя: Итак, ребята. Поставили себе на полях оценку. Если кто-то забыл какие-либо определения, восстановите их в памяти, потому что сейчас нам предстоит поговорить о структуре литературного произведения, которая схематически воплощена в представленной на доске картинке.

IV. РАБОТА СО СХЕМОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДОМИК»

- Кто сможет мне прокомментировать ее?

Ответ ученика (Литературное произведение условно можно разделить на две части, форму и содержание, которые неразрывно связаны друг с другом. В основе сюжета литературного произведения лежит конфликт).

- Ребята, а кто стоит над литературным произведением? (автор)

- Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что художественный текст– это воплощение в словесной форме мыслей писателя (слайд 7).

 Поэтому сейчас мы с вами будем обрабатывать информацию о Всеволоде Михайловиче Гаршине.

V. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ О ПИСАТЕЛЕ

На слайде №  8 представлен текст о писателе:

Род Гаршиных — старый дворянский род. Детство писатель провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером). С 1864 года Всеволод Михайлович учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Обучение было прервано русско-турецкой войной. Всеволод Михайлович – автор  таких произведений, как «Трус», «Красный цветок», «Художник», «Происшествие», «Сигнал» и др. Писатель никогда не мог оставаться равнодушным к лицемерию, грубости, эгоизму. Главным критерием в оценке людей для него была нравственность.  

У учащихся на столах лежат карточки в форме таблицы, состоящей из трех столбцов. Вам необходимо распределить информацию, представленную на слайде по этим трем колонкам.

Факты из жизни писателя

Взгляды  и жизненные принципы В.М. Гаршина

Произведения, созданные писателем

VI. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Карточка №1. В это время два ученика получают карточки с индивидуальным заданием, которое заключается в работе со словарем (толковым и словарем синонимов). Учащимся необходимо выписать определения слова «нравственность»   подобрать к нему ряд синонимов.

VII. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО ТАБЛИЦЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАДАНИЮ)

- Ребята, обратили ли вы внимание на выделенное слово в тексте, представленном на слайде? Как оно относится к рассказу «Сигнал»?

- Ребята за первой партой работали со словарями. Итак, Виталик, скажи, пожалуйста, как толкуется слово нравственность в словаре Ожегова.

- Хорошо. Марина, какие синонимы существуют у этого слова.

Итак, ребята. На основе этого давайте составим в тетради кластер, в центре которого будет «нравственность».

VIII. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Карточка №2.  Прокомментировать цитату из текста: «Терпеть надо, что  Бог пошлет, то и будем принимать».

Карточка №3. Создать иллюстрацию и прокомментировать ее.

Карточка №4. Составить у доски план развития конфликта.

IX. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Кого из героев можно назвать нравственным?

* Подтверждение текстом. Найдите в тексте примеры этого.

- Чем руководствовался Василий?

- Как можно назвать поступок Семена?

- Хорошее ли чувство месть?

- Какие конфликты есть в произведении?

- Кому из героев приходится стоять перед нравственным выбором?

- Можно ли оправдать Василия и почему?

* Анализ фрагмента – слайд 11:

- Какие предложения по интонации преобладают в этом фрагменте?

- О чем это свидетельствует?

- Какие слова передают эмоциональное напряжение Семена?

X. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО КАРТОЧКАМ № 2 И 4)

XI. РАБОТА В ПАРЕ

* А сейчас вам предстоит работать в паре. 1 вариант от окна – защитники Василия. 2 вариант – обвинение. Вам необходимо шепотом составить диалог, привлекая цитаты из текста.

XII. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (ПО КАРТОЧКЕ № 3)

Слайд 11: сравнить иллюстрацию учащегося и иллюстрацией известной художницы И. Гусевой

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Заслуживает ли Василий прощения и сострадания?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Проблема нравственного выбора в рассказе Е.И.Носова "Трудный хлеб"

Данный материал поможет учителю в подготовке к урокам по творчеству Е.Носова,  материал  можно применить на уроках разных типов: читательская конференция, урок-диспут, урок-размышление и т.д...

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»

Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской  литературе ХIХ века....

Тема нравственного выбора в рассказе В.Г.Распутина "Деньги для Марии"

Урок проведён в 9 классе в рамках Недели гуманитарной образовательной области...

: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...

Урок литературы в 7 классе на тему «Только человек ответствен за добро и зло» ( по рассказу В.М. Гаршина « Сигнал» ).

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе с использованием регионального компонента. Цель урока: привлечь внимание учеников к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфли...