Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Будеева Татьяна Константиновна

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картины войны1.15 МБ
Файл конспект70.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне

                    (по повести В.Кондратьева «Сашка»)"

Провела преподаватель литературы Будеева Т.К.

  1. Цели: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показ писателем характера русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст, воспитывать чувство патриотизма, дать учащимся возможность прикоснуться сердцем к нравственным истокам изображения войны, примерить на себя и героизм и трагизм тех дней, постараться поставить себя на место Кондратьевского героя.

Оборудование урока:  семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков;  повесть В.Кондратьева «Сашка», презентация биографии В.Кондратьева; диск с записями песен о войне, видеофильм «Сашка».

Методические приёмы: анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

ХОД УРОКА

Как это было! Как совпало – 
Война, беда, мечта и юность! 
И это всё в меня запало 
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов.

I.Звучит песня  «От героев былых времён..» (видеоклип).

I. Вступительное слово учителя

           Сегодня мы продолжаем с вами говорить о войне на примере повести В.Кондратьева «Сашка». Тема войны является ведущей в литературе на современном этапе. Такие писатели как Кондратьев, Воробьев, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Вячеслав Кондратьев по-новому осветили военную тему, показали войну не глазами генералов и офицеров, а глазами рядового солдата.

О войне прочитали много произведений. …Какие из них особенно запомнились?

(Ответы учащихся.)

       В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».
Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре урока сегодня – характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне.
Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

II. Биография писателя (сообщение ученика)

В.Л.Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Прозаик. Один из писателей фронтового поколения. С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награждён медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.
В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первую повесть – «Сашка» – опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».
Все произведения В.Кондратьева автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Стретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Свои повести и рассказы В.Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «Ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».
К.Симонов так сказал о военной судьбе писателя-фронтовика В.Кондратьева: «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал».
Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжёлой болезни 21 сентября 1993 года. В.Кондратьев завещал развеять его прах на Овсянниковом поле. Это там, на рубеже перед деревнями Наново, Овсянниково, Усово, где всю весну сорок второго войска 30-й армии с переменным успехом атаковали немецкую оборону. Деревни переходили из рук в руки, а на полях, почти на каждом шагу, лежали мёртвые. Это там, где погибала рота, в которой служил писатель.
Завещание В.Кондратьева осталось невыполненным. Зато поисковики отвезли на могилу писателя землю из той самой рощи, где был рубеж для атак на Панове и Овсянниково, каску да сапёрную лопатку одного из его погибших товарищей. А на краю рощи поисковики поставили крест в память о Вячеславе Леонидовиче Кондратьеве. Эта роща по картам военного времени называлась «Курица», теперь – это заповедная роща, носящая имя писателя.
А сколько пока ещё безымянных рощ и полей на всём огромном пространстве, которое именовалось по картам военного времени «Ржевским выступом»?!

III. История создания повести «Сашка»

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».
Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники». «Лейтенантской прозой» назовут эти рпоизведения.
Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях подо Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.
Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет.
Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», – признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

IV. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Судя по всему, бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

Я убит подо Ржевом
В безыменном болоте, 
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете. 
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней, ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный

На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?

V. Экскурс в историю города Ржева

Вот как пишет об этом Е.Ржевская: «Оказывается, старинный герб Ржева – лев на красном поле. Мудрость? Мощь? Военная доблесть? Ржев был перевалочным пунктом и к Днепру, и к озеру Ильмень. Здесь скрещивались интересы крупных политических сил Москвы, Твери, Литвы. И с первой, отмеченной летописью осады Ржев ещё четыре века треплют войны: он объект раздора князей, то добыча Литвы, то отбит вновь для Руси русских земель, а с ослаблением её достаётся Москве. Он стоял на западной окраине русских земель, и не раз на него обрушивался удар врагов, рвущихся в глубь России».
Внимание истории не обходило город, но в годы Великой Отечественной войны он заплатил за это внимание непомерно страшную цену. Ржевский выступ немцы называли «неприступной линией фюрера». Подо Ржевом погибло столько немцев, сколько, например, жителей в Котбусе или Ингольштадте, что германское командование принуждало солдат к стойкости, Гитлер объявил: «Сдать Ржев – это открыть русским дорогу в Берлин».

VI. Воспоминания маршалов Жукова и Рокоссовского (индивидуальные задания).

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них горькая правда, предрешённая гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными». И добавляет: только после этого Ставка вынуждена принять была предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

VII. Анализ повести “Сашка»

“История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской”– пишет К.Симонов.

– О чем эта повесть?

– О жизни на войне, о жизни, которая естественно включает в себя бои; о неимоверно трудном повседневном быте войны; писатель в повести выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.

–Сколько времени воюет Сашка? (два месяца )  Два месяца на передовой, это много или мало? 
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41)

. – Зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время.

– “Всплескивали ракеты в небо, как обычно…”

– Рисуется страшная картина, а оказывается как обычно.

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32)

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

– Несколько дней фронтовой жизни.

1. Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками.

– Война есть война, и несет она только смерть. Как в тексте рисуется война? (Текст.)

– “Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…”

– Война – это не просто военные действия и быт солдат. Что говорит Кондратьев о жизни на войне?

 – Как показан военный быт в повести?
– Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны? (Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)). 
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики Почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два. Из 150 человек в роте осталось 16. Бригаду-то почти всю повыбило. Ржавая, набухшая кровью земля. За два месяца из каждых десяти погибли 9.и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом,  бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь,  которая,  естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

– О многом говорит заведенный на передовой порядок. Ранило – отдай автомат, а сам бери родную трехлинейку образца 1891… 

– Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.    

 (Текст, ответы учащихся.)

Помнит Сашка все время о том, скольким товарищам не видать пути назад. “Все поля в наших..” – один из главных мотивов повести.

– Какие события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

  1. Добывает валенки для ротного. “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь…”
  2. Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не попрощавшись).
  3. Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его. (“Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..)
  4. Берет в плен немца и отказывается его расстрелять. (Текст.)
  5. Встреча с Зиной. (Текст.)
  6. Выручает лейтенанта Володьку. (Текст.)

– Как вы думаете, почему именно к этим эпизодам привлек наше внимание Кондратьев?

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии,  уважение к себе своей добротой,  участливостью,  гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он  любознателен  и пытлив). 

– Что он хотел спросить у немца? (с 32). 
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос: 
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного? 
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Кондратьев показывает в повести бесчеловечность войны, но война не смогла обесчеловечить Сашку. Писатель провел своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Давайте проследим по тексту, как Сашка проходит эти испытания. Кратко перескажите эпизод, в котором берет немца в плен.

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка». 
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, 
(отрывок из х/ф «Сашка»)

2. Беседа по просмотренному отрывку

– Чем вызывает симпатии к себе Сашка в этом эпизоде?

(Добротой, участливостью, гуманностью, у него на все свое мнение…)

–  Каким мы видим Сашку в этом эпизоде?

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино.  Чего не было в фильме?  Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте. 
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок , с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39) 
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»). 
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46) 
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события. 
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42) 
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком. Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.


–  Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...») 
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове). 
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)

 В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки:

Их закопать мы даже не пытались,
Себе – живым – окопы рыть не в силах…
Не узнаю… Но здесь мы были,
Ещё полна земля следов
Той страшной и далёкой были,
Они глядят глазницами пустыми
Белеющих в овраге черепов.

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».
И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

– Почему?

Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.
Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.


– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного? 
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся. 
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

– В повести есть одно очень важное место – “есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах”. Почему может рухнуть эта преграда и к чему приводит, когда ее переступают?

– Человек идет на предательство, измену (“Сотников” В.Быкова).

– Автор в повести пишет: “Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…” Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся.)

– Вывод. Итак, Сашка выдержал испытание властью. В эпизоде с пленным немцем проявляются такие духовные качества Сашки, как гуманизм, правда, нравственный выбор, ценность жизни; власть как право и власть как ответственность. (“И тут только Сашка понял, какая у него сейчас страшная власть над немцем.

– Удалось ли режиссёру фильма передать душевное состояние Сашки и немца в этом эпизоде, о котором пишет Кондратьев в книге?

3. Встреча с Зиной. Испытание любовью

Пересказ эпизода с привлечением текста.

–Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький», да и его ожидания прерываются постоянной тревогой о родной роте. (“Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”.)

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Вечеринка вызывает гнев “веселиться нельзя, когда все поля в наших”, Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит :узнает, что она танцует с лейтенантом, горько, больно, но поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость да к тому же, узнав, что есть у нее другой, Сашка, не поправившись, уходит из госпиталя.)

- Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. “И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому – неподсудна Зина…Просто война. И нету у него зла на нее”.

Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

Потом он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: “Хорошо, что Зину не хулишь. Справедливый значит. Вошел в ее женское положение, понял”.

Сашка совершает благородный поступок. Он сумел понять и простить Зину, думает не о себе, а о ней.

-Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?
-Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка  не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»
Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.

Вывод. Итак, Сашка остается Сашкой. Справедливость и доброта взяли верх. Он уверен, что у Зины с лейтенантом любовь. А раз любовь, какое он имеет право мешать ей. Уходит, не причиняя боли Зине лишними разговорами. Он бы по-другому не смог. Настоящая любовь, которая дает возможность понять и простить любимого и не дает ему сделать больно.

4. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

– “И полетела в майора тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи…”

– Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

– Сашка вину на себя взял, рассудил, что лейтенанту эта выходка не пройдет даром, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если и накажут, то дальше передка не пошлют, а ему не привыкать …

– Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

– А автор?

Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

VIII. Решение нравственной проблемы

– Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?
С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов.

– Что дало вам знакомство с Сашкой?
– Как вы думаете, легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

IX. Выводы

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть о страшной войне, о сохраненной человечности.

Герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что думают не о себе и действуют сверх надобного.

– Ведь для Кондратьевского героя главное не быть охваченным смертью, зараженным вирусом одичания, жестокости, властолюбия.

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Так давайте не будем Иванами, не помнящими родства…

X. Слово учителя. Время сегодня трудное, непредсказуемое и подчас пугающее. Но наши старики заслужили доброе слово. Не скупитесь на него. Пусть всегда цветут живые цветы на могилах героев. Это нужно живущим, чтобы не зачерствели сердца, чтобы всегда трепетал в них незримый тёплый огонь благодарности предкам за добро, содеянное ими. А гуманный принцип «Никто не забыт, ничто не забыто» утвердился в нашей жизни.
XI. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?»

Приложение:

                                     «О своей войне рассказать могу только я сам…»

30.10.1920 – 23.09.1993

 

http://histpol.pl.ua/img/pages/2091.jpg

И убивали, и ранили

пули, что были в нас посланы.

Были мы в юности ранними,

стали от этого поздними.

(Ю. Левитанский)

 

 

Иду туда – в изломанную рощу, 

Рубеж исходный для атак,

Где быть убитым было проще,

Чем как-то раздобыть табак.

(В. Кондратьев)

 

 

 

 

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Детство и юность провел в Москве.

С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушел на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был тяжело ранен, награжден медалью “За отвагу”. После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале. В марте 1944 г. уволен из армии как инвалид войны. После войны учился в Московском полиграфическом институте, работал художником-графиком.

 

 

Тягу к литературному творчеству испытывал с юных лет, но первые серьезные, хотя еще «домашние», без расчета на публикацию, опыты были рождены стремлением рассказать о пережитом на фронте, о своей войне. «О своей войне, — писал он, — рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка останется нераскрытой».

В 1970-е годы это стало главным делом его жизни, но написанные в ту пору повести и рассказы о пехоте, надолго застрявшей в непросыхающей ржевской топи, полегшей там без счета в не приносивших успеха кровопролитных «боях местного значения» (так это называлось в сводках Совинформбюро), никак не могли пробиться в печать. «Окопная правда», которой был верен Кондратьев, тогда была под постоянным обстрелом официозной критики.

http://alpha.sinp.msu.ru/~ptr/dozor/writers/kond1.jpg

 

 

Герой этой повести — главная удача автора. Созданный им образ молодого человека из народной гущи, воплотившего лучшие черты своего поколения, который нес в себе и глубину, и сложность и значительность, был подлинным открытием Кондратьева. Пытливый ум и простодушие Сашки, его жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, его отношение к пленному немцу, в котором он видит не врага, а человека, были чертами, если воспользоваться формулой Достоевского, современного «положительно прекрасного типа». По точному замечанию Симонова, «история Сашки – это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской».

В 1979-80 гг. были опубликованы  повести «Борькины пути-дороги», «День победы в Чернове», «Отпуск по ранению», «Дорога в Бородухино», рассказы «На станции Свободной», «На сто пятом километре», «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «Привет с фронта»,  в 1981-83 повести «Селижаровский тракт», «Житье-бытье», «Встречи на Сретенке», рассказы «Знаменательная дата», «Мы подвигов, увы, не совершали», «Лихоборы», в 1984-1985 рассказы «Асин капитан», «Женька», «Поездка в Демяхи», «Не самый страшный день», «Гошка, бывший разведчик», в 1988 повесть «Что было…», роман «Красные ворота».

 

 

Надгробие на могиле В.Л.Кондратьева на Кунцевском кладбище

Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать под Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.

Свои повести и рассказы Вячеслав Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».

 

 

Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжелой болезни 21 сентября 1993 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быкова "Сотников"

На уроке дети сопоставляют героев, анализируют лексику, симвоы повести. Работают с основными нравственными понятиями: честь, верность, совесть....

«Проблема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка»

Образовательная ситуация построена на ценностном выбореУровень развития субъектной позиции – субъект деятельностиЦенность –Человек.  Нравственный выбор....

Проблема нравственного выбора в повести В.Л.Кондратьева «Сашка»

Методическая разработка открытого урока....

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....