А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена- это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_hameleon.docx | 57.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Чаатинский им.К.О.Шактаржыка
Улуг-Хемского района Республики Тыва
Урок литературы
7 класс
А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».
«Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
Выполнила: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Натпий-оол Аравика Кимовна
Чодураа
2018-2019 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ
Краткая характеристика класса
(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития)
В классе обучаются 14 учащихся.из них 9 девочек и 5 мальчиков. Состав класса – стабилен, почти все ученики весьма активны на уроках, не нарушают дисциплину. Среди учащихся класса 8 человек из многодетных семей (МонгушСай-Суу, Долаан Алтея, ДоспанНайдан, СундуйСайын, Дажы-ДавааАрзылан, Ондар Надя, Донгак Олеся, СурунчапБайыр-Белек).Большинство детей класса учатся охотно и легко, овладевают прочными знаниями по предметам, добросовестно относятся к учебным занятиям и труду.Успеваемость класса стабильна. Уровень качества знаний высокий. Присутствуют одаренные дети, но среди них также и те, кто не успевает за коллективом.Большинство учащихся ходят в школу охотно, с большим удовольствием; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни.Класс работоспособный, приучен к организации урока. Двое учащиеся требуют постоянного контроля учебной деятельности со стороны учителя и родителей С этими ребятами проводятся индивидуальные беседы, консультации и поддерживается тесная связь с родителями.
Технологии, применяемые на уроке:
1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
2. Исследовательские и проектные методы в обучении.
3. Технология обучения в сотрудничестве.
4. Технология развивающего обучения.
5. Технология критического мышления.
Технологическая карта урока
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
Цель: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности; показать мастерство писателя в изображении «хамелеонства» и «чинопочитания».
Задачи:развивать умение размышлять, культуру речи, навыки сравнительного анализа; введение понятий «юмор», «сатира»; воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества; формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
Планируемые результаты:
Предметные: ориентируются на страницах учебника, рассматривают иллюстрации на слайдах, самостоятельно объясняют значение слов.
Метапредметные:
Личностные УУД: воспринимают речь учителя(одноклассников), выражают отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, умеют оценивать действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные УУД:умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Словарная работа: юмор, сатира, художественная деталь, хамелеонство,чинопочитание, конфискованный.
Оборудование: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература» 7 класс; С.Ожегова «Толковый словарь русского языка»; Л. Тимофеев, С.Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор, портрет А.П.Чехова, иллюстрации к рассказу.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность наглядных пособий и других средств обучения. | Готовность учащихся к работе на уроке. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Приветствие учителя Цель: Создание условий положительного настроя к уроку | Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения! | Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм | |
Мотивация учебной деятельности. Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». - Кто этот писатель? (А.П.Чехов) - Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. - Ребята, кто из вас знает, кто такой хамелеон? (Ящерица, которая меняет свой цвет в зависимости от обстановки) - Вот она перед нами на экране. ( Слайд). Но у нас урок литературы, а не урок биологии. Мы обратимся к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон», в котором речь идет не о животных, а о людях. - Обращаясь друг другу, мы иногда называем человека хитрой лисой, трусливым зайцем. Почему это происходит? (Определенное сходство в характере и манерах позволяет говорить нам о заячьем характере, лисьих манерах). - В рассказе Чехова появляется человек в образе хамелеона. | Пытаются ответить на проблемные вопросы | Познавательные: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; |
Определение темы урока. | Подвести детей к теме урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определяется темы урока вместе с учениками. | Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. - Кого Чехов считает хамелеоном? | Познавательные : формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные : формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные : формирование умения прогнозировать предстоящую работу |
Целеполагание | Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе. - Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели и задачи? (выявить особенности рассказа, смысл названия). - Чего бы вы хотели узнать на этом уроке? | ||
Актуализация знаний Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Вы дома прочитали рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. Проверка домашнего задания. Игра. «Вопрос однокласснику по прочитанному рассказу» | Примерные вопросы учащихся по рассказу: 1.Где происходит действие рассказа? 2. Что нес городовой? 3.Какова фамилия полицейского надзирателя? 4.Какова фамилия городового? 5.Какого цвета пятно было на спине у собаки? 6.За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? 7.Какие в основном собаки были у генерала? 8.Кто такой Прохор? 9. Как звали брата генерала? 10.Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? 11.Зачем приехал брат генерала? | Коммуникативные: формирование умения работать самостоятельно. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы, текста; умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: Умение высказывать свое предположение. |
Усвоение новых знаний. Цель:формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации Словарная работа Работа в парах По методике Ривина Работа над анализом рассказа «Хамелеон». Работа на доске Словарная работа Физкультминутка Цель: Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности Словарная работа | Слово учителя. - Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена- это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств. Большинство произведений Чехова сатирические и юмористические. - Как вы понимаете слово сатира? - Что такое юмор? Сатира, юмор Юмор-это добрый смех, высмеивает человеческие пороки, слабости. Сатира-это злой смех, высмеивает социальные пороки общества. -А теперь расскажем друг другу прочитанный рассказ. - Вы можете свободно передвигаться по классу и найти себе пару Слушание отрывка аудиозаписи текста рассказа - Кто оказался виновником скандала? - Каким образом ведет себя полицейский надзиратель Очумелов? -Как меняется его взгляд на справедливость? - Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? -Почему? - Что означает смена интонаций голоса-от повелительного до трусливого?. - Давайте обратимся к названию рассказа. По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку - Почему такое странное название – "Хамелеон”? Ведь слова «Хамелеон» нет в рассказе. Кто такой хамелеон? А только ли у нас в рассказе один «хамелеон»? (Слайд) Что такое хамелеонство? Обратимся к словарю. А что же такое чинопочитание? В чем же проявляется хамелеонство Очумелова? - Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите в тексте предложения, которые дают характеристику Хрюкину. - В чем «хамелеонство» толпы? (Учащиеся сами проводят физминутку под руководством учителя) - Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? (Слайд) -Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Назовите каждую деталь в портретах героев. - Какую роль играют эти детали? О чём они говорят? Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! Как вы понимаете слово конфискованный? - Очень часто Чехов заменяет подробное описание художественной деталью». Каждая деталь помогает понять лицемерие героев. Слайд Художественная деталь – это (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. - Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. -Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к слайду. | (Слайд) (Запись в тетради) Сатира- гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Юмор-художественный прием в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде. (дети кратко пересказывают друг другу прочитанный рассказ) Белый борзой щенок, в его глазах было выражение слезящихся - Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой. - взгляд на справедливость меняется в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. - Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы. Хамелеон– это человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки. 1.Хамелеон – Очумелов 2.Хамелеон – Хрюкин 3.Хамелеон – толпа (Запись в тетради) Хамелеонсто- угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Чинопочитание – это преклонение перед человеком власти. 1. По отношению к Хрюкину – грубость, высокомерие, надменность. 2. по отношению к генералу – подхалимство, чинопочитание, угодничество, льстивость. 3. По отношению к самому себе - полное отсутствие чувства собственного достоинства. Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа). Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует. Генерал не появляется на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует его сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти. Шинель, решето, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Конфискованный- отобранный Запись в тетради (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин) Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение; Хрюкин – грязнуля; Елдырин – сварливый, корыстный человек; Жигалов – плут, пройдоха. Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный. Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений. - Поэтому, можно сказать, что рассказ сатирический. | Коммуникативные: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Личностные: Следование моральным и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. |
Закрепление и включение в систему знаний Цель:Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Организует диагностическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Дидактическая игра на соответствие описания портрета и его изображения «Угадай портрет». - Ребята, сейчас я раздам вам карточки с портретами разных людей. У меня в руках карточки с описанием этих портретов. Определите соответствие между карточкой с изображением портрета и его описанием. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: сохранение учебно- познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные: формирование интереса к чтению произведений Чехова. |
Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Заканчивая работу на уроке, вспомните все что вы сегодня узнали, интересно ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация которую вы поняли? Метод «ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!» На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец –– «Здесь мне было хорошо и интересно работать» указательный-«Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать» средний - «Мне была полезна информация, которую я получил на уроке» безымянный – «Мне было трудно» мизинец – «Мне здесь совсем не понравилось» Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и выбирают тот палец, который соответствует выбранному ответу. Затем учащимся предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. Познавательные: представлять информацию в виде текста. Регулятивные: самооценка. |
Заключение | Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?» - «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!» Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком! Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное! | Регулятивные: сохранение учебно- познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные: формирование интереса к чтению произведений Чехова. | |
Домашнее задание (разноуровневое) Цель: выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома. |
Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил. Спасибо. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон" в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" для 6 класса....
А. П. Чехов. "Хамелеон". "Хамелеонство" в рассказе и жизни.
Урок посвящается проблеме человеческого достоинства, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова....
Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...
Визуальное сопровождение к уроку "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
Данная работа представлена в виде презентации с использованием программы PowerPoint 2010....
Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".
Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....
.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Хамелеонство» и «чинопочитание» в рассказе.
Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сцену. Но бытовая сцена-...